СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные педагогические образовательные технологии в обучении школьников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описаны современные педагогические образовательные технологии. Это технологии, которые  регулярно используются учителями методического объединения учителей трудового обучения и СБО Шарьинской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные педагогические образовательные технологии в обучении школьников с ОВЗ"»

Современные образовательные технологии

в обучении школьников с ОВЗ.

Темп развития общества и сам ритм жизни – стремителен. Труд человека усложняется, оборудуется специальными машинами, оснащается передовыми технологиями, характеризуется высокими требованиями к выполняемой работе и к качеству продукции.

Интеграция обучающихся с ОВЗ в общество возможна при условии активной положительной мотивации к знаниям и труду. Важно учить школьников меняться в соответствии с запросами времени, компенсировать имеющиеся недостатки, формировать умение добывать знания самостоятельно. Соответственно каждому педагогу необходимо стремиться быть гибким, реагировать на изменения в образовании и обществе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Отобрать необходимое содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами – вот главное мастерство учителя.

Педагогическую технологию отличают:

• конкретность и четкость цели и задач;

• наличие этапов:

- первичной диагностики;

- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

К числу современных педагогических технологий, элементы которых целесообразно применять при обучении школьников с ОВЗ:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.личностно-ориентированное обучение,

6.игровые технологии

7.информационно-коммуникационные технологии

8.нравственная технология

9.здоровьесберегающие технологии

10.технология исследовательской деятельности;

11. сайтостроение.

1. Технология разноуровневого обучения.

Цель – овладение обучающимися базовым уровнем знаний и умений с возможностью для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы.

2. Коррекционно - развивающие технологии.

Цель - формирование доступных для обучающихся с ОВЗ теоретических знаний и практических умений и навыков посредством оказания адекватной современной педагогической помощи.

Разработка педагогом индивидуальных педагогических технологий должна вестись на основе учёта состояния потенциальных индивидуальных учебных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся и строится на основе практической реализации технологических условий, направленных на активизацию учебно-трудовой деятельности каждого учащегося.



3. Технология проблемного обучения.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4. Метод проектов

Ме́тод прое́ктов —это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Чаще всего на уроках в коррекционной школе используется частично-проектный метод, учитель здесь выступает как наставник и помощник, он контролирует и направляет процесс в правильное русло.

Цели, которые преследует метод проектов:

-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

-получить навыки обработки информации;

-формировать навыки проведения исследований;

-формировать навыки работы и делового общения в группе;

-формировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Методика работы над проектом

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Этапы

Задачи. Содержание работы.

1. Подготовительный

а) определение темы;

б) выбор рабочей группы;

2.  Планирование

 

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) определение критериев оценки;

д) распределение ролей (обязанностей)

3.  Исследование

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения проблемы

4.  Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5.  Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление

6.  Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач



5. Личностно-ориентированное обучение.

«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.

Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, ни один из них не должен стоять над другим.

6. Игровые технологии.

Игра в учебном процессе может выполнять разнообразные функции. Игра вызывает интерес к учению, посредством игры происходит формирование знаний и опыта их применения, она способствует формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, а также включению детей в систему общественных отношений, что особенно важно для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Применение игры в работе с детьми с нарушением интеллекта является мощным средством психолого-педагогического воздействия на их развитие. Для учащихся характерен замедленный темп и своеобразие восприятия и мышления, они с трудом переносят усвоенный в процессе обучения способ действия в новые условия. У всех детей с интеллектуальной недостаточностью прослеживается сниженная активность мыслительных процессов и мотивация к учению, непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, быстрая утомляемость. Игровая деятельность наиболее полно удовлетворяет потребности учителя и ученика специальной школы и широко применяется в практике. Хотя стоит отметить, что данная деятельность весьма своеобразна.

При использовании игровых технологий на уроках важно соблюдать следующие условия:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.


7. Внедрение ИКТ.

В специальных (коррекционных) школах ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Средства ИКТ, которые можно использовать в своей педагогической деятельности:

- Компьютер (ноутбук)

- Проектор

- Принтер

- Магнитофон

- Фотоаппарат

- Интерактивное оборудование

Необходимо учитывать следующее:

• ИКТ должны только дополнять учителя, а не заменять его;

• использование ИКТ должно быть дозированным (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);

ИКТ в работе современного педагога:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов.

• Обмен опытом педагогов.

• Оформление групповой документации, отчетов.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

• Создание интерактивных игр и тренажеров для детей.

Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося.

Проведение уроков- презентаций требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

8. Технология нравственного воспитания

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

9. Здоровьесберегающие технологии.

Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, строго соблюдается правильная осанка обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

10.Технология исследовательской деятельности.

Цель - формировать у обучающихся ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Исследование это не просто экспериментирование. Оно включает в себя больше составляющих:

- умение получать сведения из различных источников;

- обрабатывать и перерабатывать эти сведения;

- обобщать и классифицировать.

Другими словами исследование всегда предполагает:

- постановку проблемы (проблема – с греч. «задача», «задание» - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения);

- выдвижение гипотезы (гипотеза - с греч. «предположение» - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией.) и ее проверку;

- анализ результатов.

Таким образом, исследование это осознанная добыча новых знаний. Исследователь стремится к новому знанию, часто не зная, что принесет ему открытие.

Исследовательская деятельность включает в себя следующие основные этапы:

-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез, предположений;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);

- защита.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И обучающегося необходимо целенаправленно учить добывать эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

11. Сайтостроение.

Одним из главных источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет.

Благодаря созданному сайту происходит:

• развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта;

• информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей;

• педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи).

• непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта.

Применение разнообразных современных образовательных педагогических технологий дает положительную динамику роста развития обучающихся. Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуально, современно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать), анализировать и синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения и общества в целом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!