СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ»




Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №106 города Донецка»












СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ







учитель физики

Кравец Т.В.













Донецк

2020



В основу нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Поэтому целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Требования к образованию меняют свои приоритеты: знания уступают место развитию.

Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 300 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна. Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»:

1. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.

2. Урок – элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся.

Задачей урока является реализация этих функций. Но что происходит с уроком в современных условиях?

• урок становится личностно развивающим

• урок становится компетентностно-ориентированным

• урок становится метапредметным.

Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием. Например, каковы могут быть признаки компетентностно-ориентированного урока по физике? Это урок, на котором можно увидеть:

- обучение переносу теоретических знаний по физике в практическую жизнедеятельность учащегося;

- универсальные способы деятельности, то есть, применимые к различным предметным областям;

- освоение учащимся способов работы со знаниями (знания – средство понимания и осмысления, развития смыслов);

- что ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

- что ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое. Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы поставляется компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Какие же требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• в центре внимания урока – дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи и т.д.

Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Современный урок должен развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие способности.

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении к своим ученикам. Урок должен содержать разные виды деятельности. Учитель работает с новыми компьютерными технологиями, имеется возможность использования интерактивной доски. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Успешность современного урока зависит, конечно же, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и порой «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества тоже должны присутствовать на современном уроке.

Современный урок физики – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный урок, значит, важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Как же построить такой урок?

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. На современном уроке физике основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному «открытию» нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться. На современном уроке физики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов.

К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Например: Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче?

Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке физики организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок физики, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Современный урок физики – это урок, с которого не хочется уходить…

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!