СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные реалии в профессиональном самопознании старшеклассников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные реалии в профессиональном самопознании старшеклассников"»

Тема:

Современные реалии в профессиональном самопознании старшеклассников

Найти любимую работу,

профессию – значит найти

правильное соотношение между

реальной жизненной

ситуацией и вашими личным

качествами

С.Л. Рубинштейн

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу.

В нашей школе ведутся два курса, ориентированные на профориентационную работу, которые преподаю я. Это:

– «Основы выбора профессии» для 8-9 классов.

Согласно современному пониманию профориентационной работы, данный курс нацелен не только на оказание помощи школьникам в выборе конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Целью программы курса «Основы выбора профессии»: является выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда; развитие способности профессионального выбора профессии.

Данный предмет позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Программа курса «Основы выбора профессии» является логическим продолжением программы 9 класса. Но она в большей степени нацелена на формирование именно профессиональной мотивации, а также на знакомство обучающихся с особенностями и потребностями рынка труда нашей области.

Организуя работу по реализации данного курса, я тесно сотрудничаю с психологом школы, социальным педагогом. Данные, предоставляемые этими специалистами, позволяют мне проводить комплексную работу по профориентации. Совместно с ними мы проводим диагностическую работу в данном направлении, а также консультирование.

Основные методы и формы работы в рамках данного курса можно представить следующим образом: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга, анкетирование, ролевая игра, самопрезентация и др.

В конце реализации данных курсов обучающиеся будут:

Знать:

  • значение профессионального самоопределения;

  • требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, о темпераменте, ведущих отношениях личности;

  • современные формы и методы организации труда.,

  • особенности рынка труда НСО

Уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • владения навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;

  • реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.

  • Повышения мотивации молодежи к труду.

Организуя работу по реализации данного курса, я тесно сотрудничаю с представителями Молодежного центра и работающей молодёжи ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, которые знакомят обучающихся с профессиями, проводят деловые игры, где подростки пробуют себя в роли сыщиков, экспертов, криминалистов. Сотрудничаем с представителями федеральной противопожарной службы по Новосибирской области, которые рассказывают об особенностях своей профессии и дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.


Также ребята участвуют в различных во всероссийских проектах:

  1. «Проектория» - интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом. (онлайн-мероприятия, открытые уроки про самые крутые специальности и развивающиеся отрасли!)

  2. «Билет в Будущее» создан для ранней профессиональной ориентации учеников 6–11 классов и входит в федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». (проект по профориентации школьников, который помогает подросткам решить сложную задачу выбора карьеры. Он объединяет наставников, психологов и экспертов, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. На базе ГАПОУ НСО «Куйбышевксий педагогический колледж» были организованы мероприятия по профориентации, где ученики смогли побывать в роли учителей и воспитателей.

  3. «Цифровой помощник для выбора профессии» создан в рамках деятельности Федерального центра компетенций по профориентации молодежи «Zасобой» Он включает: профессиональную диагностику личности, получение информации о подходящих компаниях региона проживания пользователей. Направлена на создание условий для обоснованного профессионального самоопределения обучающихся, построения ими образовательных и профессиональных планов с учетом социально-экономических изменений, современного рынка труда и профессий; информационно-методическое и организационное обеспечение деятельности образовательных учреждений, руководителей и специалистов системы образования по вопросам социально-профессионального становления личности; организации и проведения профориентационной работы; психологического обеспечения образования.


Таким образом, как мы видим, данные курсы и проекты являются важным элементом в работе по профориентации в нашей школе, которые позволяют сделать ее более разнообразной и продуктивной.








































Классификация Е.А.Климова[9]

1.Человек-природа –  данные представители имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

2.Человек – техника – работники имеют дело только с техническими объектами труда.

3. Человек –   человек – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

4.Человек – знаковая система – таким людям интересны естественные и искусственные языки, вместе с тем условные знаки, цифры, символы, формулы

5.Человек – художественный образ  – в таких профессиях мир видится как данность, в которой можно выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать, можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания.

 Таблица. Карта мира профессий [10]

Условное название типа профессий

Профессионально-техническое образование

Средне-специальное образование

Высшее образование

«Человек-

природа»

Плодоовощевод, животновод

Техник-лесовод, зоотехник

Зооинженер, агроном, ветеринарный врач

«Человек-техника»

Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик

Техник-технолог, техник-строитель

Инженер-технолог, инженер-электрик

«Человек-человек»

Продавец

парихмахер

Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения

Учитель, инженер-организатор

«Человек-знак»

Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ

Инспектор-финансист, экономист-плановник

Инженер-экономист, редактор, ученый-теоретик

«Человек-художественный образ»

Гравер, лепщик архитектурных деталей

Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель

Художник-конструктор, художник по проектированию интерьера.

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников

Изучением факторов влияния на профессиональное самоопределение старших школьников занимались такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, М.С. Ковалевич, Н.С. Пряжников, Н.В. Чурило.

Е.А. Климов выделил следующие механизмы влияния на профессиональное самоопределение: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности5.

Он отмечает, что ни один из вариантов не способствует правильному выбору профессии их детьми. Взрослые знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание старшеклассника на профессиональный самоанализ различных сторон его личности, с точки зрения обсуждаемых профессий, заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку, создают возможности для пробы сил в разных профессиональных направлениях, обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы, помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях.

Исследования Ф. Райса дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями, и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей. Обнаружилось, что уровень притязаний молодых людей из рабочего класса зависит от влияния как обоих родителей, так и сверстников6.

Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях В.Н. Мясищева,а также Б.М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний.

Н.В. Чурило рассматривала такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникновение склонности профессии происходит в связи с данными человека. Несомненно, однако, что в отдельных случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для нее способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержании.

В итоге, можно говорить о том, что существуют две основные модели выбора профессии современными старшеклассниками:

1) обоснованное самоопределение - рациональный выбор на основе индивидуальной, предрасположенности к профессии и ориентации на ее реальную востребованность со стороны общества;

2) «мнимое» самоопределение, при котором собственная активность личности при выборе профессии подменяется некритичным принятием господствующих в общественном мнении ценностей отдельных профессий7.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет предположить, что особенности когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и мотивационного компонентов являются главными факторами влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!