СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные требования к проведению самоподготовки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Выполнение домашних заданий - один из наиболее ответственных моментов режима дня в школе - интернате, как для обучающихся, так и для воспитателя. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога – воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции самоподготовки:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов обучающихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у воспитанников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у обучающихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные требования к проведению самоподготовки"»

 Выполнение домашних заданий - один из наиболее ответственных моментов режима дня в школе - интернате, как для обучающихся, так и для воспитателя. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога – воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции самоподготовки:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов обучающихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у воспитанников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у обучающихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учебе.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы воспитанниками опирается на соблюдение определенных требований в структуре организации самоподготовки. Основными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе (организационный этап);

  • самостоятельное изучение материала;

  • самоконтроль и самооценка;

  • заключительный педагогический контроль.

Важным моментом при организации самоподготовки является создание благоприятных условий для её проведения. На начальном этапе правила подготовки домашних заданий обычно бывают представлены в виде «схемы работы на самоподготовке». В этой «схеме» акцентируется внимание на этапах работы, на самоконтроле во время каждого этапа работы, на том, что необходимо помнить при выполнении домашнего задания. Пока обучающиеся не овладеют прочными навыками самостоятельной работы, необходимо наблюдать за соблюдением правил рациональной работы, за самостоятельностью и ходом выполнения задания; переходом от одного задания к другому, использованием пособий, взаимопомощью и завершением работы. Так как каждый учебный предмет имеет свои особенности, необходимо разработать конкретные требования к подготовке домашних заданий по отдельным предметам с учителем.Основным принципом обучения должна быть дифференциация помощи ученикам со стороны воспитателя. Говоря о дифференциации, нужно учитывать, что одни ученики нуждаются в большой, специально продуманной помощи воспитателя, другие – в небольших дозах ее, третьим можно предоставить полную самостоятельность. Воспитатель определяет на самоподготовке оптимальные формы дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

Позиция воспитателя на самоподготовке в младших, средних и старших классах различна. В младших и средних классах главное внимание обращается на чёткую организацию самоподготовки. Самоподготовка старшеклассников отличается тем, что требует использования технических средств, более сложных наглядных пособий, справочников, словарей, дополнительной литературы.

Основными методами проверки на самоподготовке является самоконтроль и самопроверка. При подготовке устного задания старшеклассники используют план ответа, выписывают даты событий, определяют главное в изучаемом материале. При осуществлении индивидуального подхода со стороны воспитателя происходит формирование навыков самостоятельного учебного труда.

Во время рефлексивно-оценочного этапа отмечаются малейшие успехи в развитии самостоятельности обучающихся.

 Существуют определенные группы требований, содействующие эффективности самоподготовки. Это - основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности.

К воспитательным требованиям относятся:

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания.

  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

  • Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

  • Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

  • Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

  • Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Дидактические требования к самоподготовке:

  • Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

  • Задания ученики выполняют самостоятельно.

  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

  • Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  • Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

  • Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

  • Чистота оконных стекол.

  • Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

  • Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от

прямых солнечных лучей.

  • Поддержание нормального температурного режима.

  • Регулярное проветривание классных комнат.

  • Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

  • Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

  • Поддержание чистоты и порядка в классе.

  • Соблюдение школьниками личной гигиены.

  • Сохранение у детей правильной позы во время работы.

  • Проведение «физкультминуток».

  • Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

  • Устранение шумовых раздражителей.

  • Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

 Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.





Организация и проведение физкультминуток.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в классе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми педагогами, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно -сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

· Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления, 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.

· Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.

· Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, просты в своем выполнении.

· Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

· В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.

· Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.



Во время проведения физкультминуток ученики могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • упражнения для профилактики плоскостопия;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.



Методы и приемы воспитательной работы на самоподготовке:

  • Метод организации деятельности и формирование опыта.

  • Метод мотивации и формирования сознания.

  • Метод проблемного изложения.

  • Метод стимулирования.



  • Прием самостоятельной работы.

  • Прием поиска информации.

  • Прием практической деятельности.

  • Прием коллективной работы;

  • Переключение на разные виды деятельности.



Для повышения качества знаний обучающихся должен осуществляться принцип преемственности между педагогами: воспитатели должны посещать уроки учителей не менее 1 раза в четверть, а учителя посещать самоподготовку по мере необходимости (если возникают вопросы по выполнению домашних заданий детьми).



Педагогические технологии на самоподготовке.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся на самоподготовке используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать время, отведенное на выполнение домашнего задания. По определению Н. Щурковой, педагогическая технология - это система профессиональных операций, позволяющих педагогу тонко прикоснуться к личности ребенка, чтобы вовлечь его в деятельность и проживание ценностных отношений.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, независимо от возраста и уровня образования.

Применение на самоподготовке современных образовательных и информационных технологий позволяет воспитателю: 

  • отрабатывать глубину и прочность знаний, закреплять умения и навыки в различных областях деятельности;

  • развивать логическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 

  • воспитывать привычку чёткого соблюдения правил в организации учебных занятий.



Виды современных образовательных технологий используемых во время самоподготовки.

Личностно-ориентированный подход позволяет учитывать возможности и особенности каждого обучающегося в образовательной деятельности.

Деятельностный подход включает обучающихся в деятельность по выполнению домашних заданий, поиску необходимой информации и усвоению нового материала.

Игровая технология: игровая форма занятий создается на самоподготовке при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Создаётся соревновательный эффект. Применяются ролевые, дидактические игры.

Технология консультирования: в роли консультантов выступают обучающиеся, которые владеют знаниями и речью на высоком уровне.

Технология коллективного взаимообучения: при реализации данной технологии на самоподготовке используются  виды парной работы. Пары состоят из обучающихся как с одинаковым образовательным уровнем, так и с разным.

Технология групповая

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение знаниями обучающихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

  Особенности организации групповых форм обучения:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или воспитателя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.



Успех самоподготовки со стороны обучающихся определяется следующими качествами:

Дисциплинированность:

- дети являются на самоподготовку без опозданий;

- соблюдают тишину и порядок;

- следят за осанкой.

Организованность:

- на рабочем месте нет ничего лишнего;

- ученики правильно понимают предъявляемые к ним требования.

Информированность:

- ученики знают, что задано на дом и имеют запись в дневнике;

- им известно, как выполнять задание.

Активность:

- прилежно и в темпе работают над заданием;

- успевают провести проверку и самопроверку своей работы;

- успевают все сделать вовремя.

Успех самоподготовки со стороны педагогов определяет:

  • Разбор домашнего задания на уроке.

  • Оптимальная дозировка домашнего задания

(1/3 задания от выполненного на уроке).

  • Начало самоподготовки в одно и то же время после прогулки в чистом, хорошо проветренном классе.

  • Чёткое соблюдение установленного времени начала и конца самоподготовки.

  • Строгая определенность выполнения домашнего задания (от более сложного и трудоемкого к более легкому).

Самоподготовка в любом классе пройдет успешно, если воспитатель будет строго соблюдать следующие правила:

  • соблюдение здоровьесберегающего режима;

  • чёткое соблюдение установленного времени начала и конца самоподготовки;

  • воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (связь с учителями-предметниками, взаимопосещение уроков и самоподготовок);

  • воспитатель не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала;

  • разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;

  • привлечение учеников - консультантов к посильной помощи товарищам возможно при условии выполнения ими своих уроков.

Завершение самоподготовки.

В подведении итогов самоподготовки участвует весь класс. Воспитатель отмечает работу консультантов по предметам, просит оценить свою работу ребят, работавших «на доверии», проводит выборочный самоанализ работы учеников, и наконец, делает общий вывод о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение домашних заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.













Использованная литература:



  1. Контаев С. С. Интернат как среда саморазвития.

  2. Ширвндт Б. Е. Подготовка домашних заданий в школе-интернате. М, 1961г.

  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.

  4. https://урок.рф












































Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Керченская специализированная школа-интернат с

углубленным изучением отдельных предметов»







ДОКЛАД

на тему:

«Современные требования к проведению самоподготовки»





Воспитатель: Черник Татьяна Сергеевна





















Керчь, 2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!