СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад«Создание ситуации успеха обучающихся в урочное и внеурочное время»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районном семинаре учителей географии «Создание ситуации успеха обучающихся в урочное и внеурочное время»

Просмотр содержимого документа
«Доклад«Создание ситуации успеха обучающихся в урочное и внеурочное время»»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»









Доклад

на районном семинаре учителей географии

на тему


«Создание ситуации успеха

обучающихся в урочное и внеурочное время»








Подготовила: учитель географии

Ефремова Е. В.










2020г.

Мы все знаем, что сегодня в организации учебно-воспитательного процесса лежит гуманизация образования. Школа демократизируется, и на первый план выходит идея сотрудничества между учителями и обучающимися, в процессе которого дети должны испытывать успех в познании окружающей действительности.

Именно поэтому я на первый план в своей работе поставила создание ситуации успеха на уроках географии как активизирующий и развивающий фактор обучения.

Все учителя знают, что есть разнообразные ресурсы обучения, более того, мы отлично умеем их использовать. Среди огромной массы наших учеников нет похожих, каждый из учеников уникален по-своему. Вот и получается, что с одной стороны сам предмет обеспечивает разнообразие учебной работы, с другой стороны – «имеет место» разнообразие индивидуальности учащихся. А технология целенаправленной среды их встречи отсутствует. В своей работе я реализую целенаправленную встречу этих двух разнообразий – ученика и учебных форм работы для создания учебного успеха каждого обучающегося.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «успех»? Наверное, это радость, удовлетворение результатом работы, оправданные надежды и ожидания. Все это относят к психолого-педагогическим аспектам успеха.

А что думает по этому поводу ребенок? Что для ребенка значит быть успешным? Я провела опрос учащихся своей школы и выяснила, что для ребенка быть успешным – это хорошие результаты в учебе, одобрение окружающих и уважение, гордость со стороны родителей.

А что же тогда ситуация успеха? Существует много определений: в толковом словаре, в психологии, социологии. Но мы с вами работаем в системе образования, поэтому с педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий среды, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Итак, в основу своей успешности ребенок на первый план выдвигает успех в учебе, который опирается на постоянный рост его учебных возможностей.

В практике учебной работы с учащимися я постоянно помню о том, что уровень развития подростков даже в одном классе далеко не одинаков. Всегда учитываю, что развивающим является только такое обучение, при котором умственное развитие школьников осуществляется с учетом их склонностей и интересов в овладении новыми знаниями. Создание ситуации успеха у учащихся с различным уровнем обученности прежде всего состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся. Я предоставляю учащимся право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям и способностям.

Исходя из этого, я использую модель приемов и методов организации ситуации успеха на разных этапах урока. При успешной ее реализации учащийся испытывает успех в познании окружающей действительности: это использование активных методов обучения (АМО) и технологии индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД), подкрепленных хромо-и музыкотерапией. Данная технология позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика. Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция требует прежде всего чёткого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Этот набор параметров следующий: обученность, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ОУУН, уровень мотивации. Рассмотрим более детально этапы урока, сопоставив традиционный урок и урок, нацеленный на создание ситуации успеха.

Итак, давайте вспомним структуру традиционного урока. Какие основные элементы в него входят? Это оргмомент, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, итог урока, выставление оценок и домашнее задание. Однако этот урок не формирует положительной учебной мотивации и познавательной активности учащихся, а следовательно, не создает ситуацию успеха.

А теперь - современный урок, в основе которого положено использование технологии ИСУД и АМО. Вот дидактическая структура такого урока: актуализация опорных знаний и способов действия, формирование новых понятий и способов действий, применение знаний и формирование умений и навыков, рефлексия. Остановимся более детально на каждом из ее этапов.

Как можно начать урок? С приветствия. А можно организовать необычное погружение в тему при помощи оригинального вступления, что позволит стимулировать активное вовлечение обучающихся в учебный процесс.

Вот один из примеров нетрадиционного определения темы урока. Учащимся предлагается разгадать развивающий канон и по первым буквам составить слово, формулирующее тему урока или его основную мысль. В процессе работы учитель может задавать сопутствующие вопросы по изученному материалу. Таким образом, используя данный прием, мы не только можем проверить уровень усвоения пройденного материала, но и развивать логическое мышление, умение делать выводы.

При формировании новых понятий и способов действия я представляю информацию в трех видах: визуальную, аудиальную и тактильную.

Каждый человек обладает всеми тремя модальностями, но предпочитает нагружать только одну из них. В каждом классе есть представители разных групп приема и переработки информации: визуалы лучше всего воспринимают зрительные образы, аудиалы – звуковую информацию, а кинестетики – тактильную.

По моей просьбе психологом школы была проведена диагностика, согласно выводам которой для каждой группы отбирались такие приемы и формы работы при подаче материала и самостоятельной деятельности учащихся, которые позволили реализовать условия развития учебного успеха ученика.

В какой форме мы можем представить визуальную информацию? (учебник, карты, фильмы…). Если же к данным формам работы подобрать задания интересные по форме, стимулирующие поисковую работу, не очень сложные по содержанию, то это несомненно повысит у обучающихся учебно-познавательную мотивацию.

Активное слушание с опорой на визуальный ряд, использование музыкальных произведений на разных этапах урока, звукосопровождение видеофрагментов и природных явлений позволят детям с аудиальной модальностью повысить уровень усвоения учебной информации.

Найди место в тексте учебника, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на фотографии, видеофрагменте, картинке, и т.д., читаем сложное предложение и переводим его с «русского на русский», заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы – формы работы, стимулирующие визуалов к познавательной учебной деятельности.

Для кинестетиков очень важно получать информацию через осязание предметов. Поэтому как нельзя кстати использование в современном процессе возможностей интерактивной доски, создание процессов объектов из подручных материалов, пазлы, выполнение заданий с помощью мимики, телодвижения, жестов.

По данным исследований психологов сразу лучше запоминается визуальная информация, сохраняется – тактильная. А при одновременном использовании всех видов эффект запоминания достигает 75% спустя 3 дня!

Подвижные дидактические игры – один из наиболее удачных приемов сохранения информации. При этом у учащихся происходит не только запоминание нового учебного материала, но и формируется пространственное мышление. Замечу, что эти игры готовить заранее не надо. Они прекрасно вписываются в ткань урока и становятся еще скрытой физминуткой: части реки, годовое и осевое вращение Земли, страны на политической карте и так далее.

Созданию благоприятных условий для реализации природных способностей ребенка способствуют АМО, позволяющие раскрыть и развить его потенциал. Применение АМО, особенно на последнем этапе, обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков.

Остановлюсь на одном из заданий данного типа, которые я довольно часто использую. Проанализировав информацию, представленную в виде таблицы, необходимо заполнить «белые» пятна. Это задание направлено на восстановление линейной логической связи между явлениями, объектами или процессами.

Неотъемлемой частью современного урока, конечно же, является рефлексия. Она позволяет не только учителю, но и ученикам организовать и фиксировать результат саморазвития, а также причины положительной или отрицательной динамики этого процесса. И ее я провожу с учетом модальности учеников по двум направлениям: содержание учебного материала (прием незаконченного предложения, выбор афоризма, синквейн, «+», «-», интересно, дерево цели (я не знал/ теперь я знаю) и рефлексия настроения и эмоционального состояния : тревожная музыка/ спокойная, восторженная.

Учитывая особенности цветового восприятия, учитель может облегчить и разнообразить образовательный процесс, что несомненно приведет к успешности обучения. Всем известно, что цвет влияет на психофизиологическое состояние человека. Рациональный выбор цветового фона на слайдах во время презентаций в учебном процессе помогает повысить производительность учебной деятельности, особенно для визуалов. Кроме этого на разных возрастных этапах цвет воспринимается по-разному, поэтому в своей работе я учитываю возрастное цветовосприятие.

Все больше учителей используют на уроке музыку. Она нужна не только для рефлексии, но и чтобы помочь новой информации «вплыть» в память. Использование правильно подобранной музыки помогает «уложить» 60% содержания в 5% времени. Предлагаю вам свои варианты музыкальных произведений на разных этапах урока.

А еще, бывает так, что ваш предмет далеко не у всех учеников является любимым, причин этого может быть множество, начиная с того, что не понятны какие-либо темы, и вследствие этого возникают сложности с выполнением заданий или его сфера интересов сдвинута в область другого предмета и др. Тогда я часто использую межпредметные связи (с биологией, литературой, физикой, математекой и т.д.):

- Это может выглядеть как задание: нарисуйте в тетради квадрат со сторонами 100м в масштабе в 1см-25м (сторона кв. равна 4см).

- Или это может выглядеть как дополнительная интересная информация: ураган - в переводе ( англ. Hurricane- харикэн), по имени майянского бога ветра Хуракана. 

- Секвойя, ареал этого дерева Тихоокеанское побережье Северной Америки. Отдельные экземпляры секвойи достигают высоты более 110 м — это одни из самых высоких деревьев на Земле. Максимальный возраст — около двух тысяч.

-  На вершине горы высотой 3, 5 км барометр показал 720 мм. рт. ст. . Какое давление у подножья, если при подъёме на 10,5 метра атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.? 1). 3500м : 10,5м = 333м. . 2). 720 +333 = 1053 мм рт. ст.

- стихотворение Бокова при изучении в 8 кл. «географическое положение России и ее границы»:

Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Или с помощью стихотворения очень легко объясняется сложный физический процесс выветривание :

Солнце жарко припекает
И породы нагревает,
А потом мороз ударит,
И породы остывают.
Так всё время день за днём
К разрушенью  мы идём.

А недавно у нас с 9 классами была практическая работа, где детям предлагалось описать Европейский Север в стихотворении и некоторые обучающиеся очень достойно справились с этой задачей.

Используемые мною приемы и методы влияют на различные аспекты учебного процесса и в первую очередь на развитие потребностно-мотивационной сферы учащихся. Анализ содержания ответов повторного анкетирования показывает, что повысилась активность детей на уроке, они приходят на урок с удовольствием и теоретически готовы к выполнению практических заданий.

Сравнивая результаты обученности учащихся, я могу утверждать, что применяемые мною формы и методы дают положительный результат.

Итак, чтобы создать ситуацию успеха на уроке, необходимо соблюдать следующие правила:

Поддерживать благоприятный психологический климат в классе, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. На это рассчитаны технологии новых образовательных стандартов.

Использовать разнообразную, яркую и разноцветную наглядность – стимулирование «зрительных» учеников.

Воздействовать на настроение учащихся музыкой – затрагивает струны в душах «ауди-учеников».

Создать комфортную обстановку, т.е. сделать материал более доступным с использованием активных методов обучения для идеомоторных учеников.

А еще обязательно хвалить своих подопечных, но заслуженно и в меру.

Подводя итог вышесказанному становится ясно, что главная задача создания ситуации успеха состоит в том, чтобы дать возможность ученикам пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!