(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Представляю опыт моей работы по теме:
«Создание ситуации успеха в образовательном пространстве».
За многие годы работы в школе часто приходилось слышать от учеников фразы, выражающие негативное отношение к школе. Почему младший школьник, который приходит в школу преисполненный желания учиться теряет интерес к учению? И ведь это серьезная проблема современной школы. Что является причиной? Одну из причин я вижу в том - дети не испытывают успеха в учебной деятельности.
Начиная работать над этой проблемой, я предложила детям ответить на вопрос, что для них значит «успех». И получила целый спектр представления успеха – это и победа в соревнованиях, участие в мероприятии, когда много друзей. Но почти все ребята отметили, что успех связан прежде всего, с учебой. И многие обосновали свой ответ, если они успешны в учебе, то у них налаживаются отношения с родителями, со сверстниками, хочется идти в школу.
Одной из важных целей современного обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, чтобы доставлять ребенку радость познания. Поэтому главный смысл своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха. Что же я, как педагог, должна делать, чтобы дети, которых я учу, чувствовали крылья за спиной?
(слайд 2) В ситуации неуспеха можно выделить главное противоречие между использованием упражнений репродуктивного характера, большим объемом материала, малой долей заданий исследовательского характера, построением обучения по принципу «Делай как я…», где нет места детскому действию, а, значит и мышлению, что создает проблемы в обучении детей и с другой стороны требованием общества, которое заинтересовано в повышении качества образования и достижение ребенком высоких результатов в обучении.
(слайд 3) Главной целью моего опыта является формирование у учащихся интереса к учению.
В соответствие с целью обозначены основные задачи опыта:
- отобрать формы, средства и приемы обучения для создания ситуации успеха в образовательном процессе;
- создать условия для формирования гармоничной личности, стремящейся к познанию окружающего мира, способной к раскрытию своего творческого потенциала и мотивированной к активной познавательной деятельности;
- проверить результативность по внедрению условий формирования у учащихся интереса к учению.
Положив в основу своей работы идею создания ситуации успеха на уроке, считаю первой заповедью слова Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
(слайд 4) Выстраивая свою деятельность, я основывалась на трудах педагогов, психологов, ученых: технология деятельностного подхода В.В. Давыдова, которая рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. Василий Александрович Сухомлинский, который ввел термин «школа радости». Мне близок подход Ирины Сергеевны Якиманской к ребенку как субъекту. Создание ситуации успеха, по мнению Г.А. Цукерман приводит к сотрудничеству учителей с учащимися.
В работе мне помог опыт педагогов нашей школы, наличие коллег-единомышленников. В нашей школе развита система дополнительного образования, психолого-педагогической службы, хорошая оснащенность кабинетов современной компьютерной техникой, особой интеллектуальной образовательной среды, чтобы цели и задачи, которые я поставила, были реализованы.
(слайд 5) По мнению А.С. Белкина:
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
А ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель.
(слайд 6) В своей работе я использую следующие условия для создания ситуации успеха:
Ситуация взаимодействия в процессе познания;
Обеспечение самостоятельной и творческой деятельности учащихся;
Разнообразные формы организации учебной деятельности;
Использование разнообразных приемов и средств работы на уроке;
Организация рефлексивной деятельности на уроке.
(слайд 7) Ситуацию радостного взаимодействия на уроке я организую через:
- создание положительного психологического микроклимата на уроке. Это понятие включает в себя сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик (демократический стиль общения, учет возрастных особенностей, дружелюбие, активность, заинтересованность);
- взаимодействие в процессе познания включает в себя эмоциональные разрядки на уроке (улыбка, поучительная картинка, музыкальная минутка, поговорка, содержательные физкультминутки и динамические паузы);
- в основу взаимодействия положен личностно – ориентированный подход в обучении, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей, с опорой на субъективный опыт учащегося;
- необходимо выстраивание урока в рациональном режиме для снижения утомляемости учащихся.
(слайд 8)
В моей работе важное место занимает выбор разнообразных приемов и средств работы на уроке для формирования познавательной активности:
приемы активизации внимания: ловушки, софизмы, провокации, задания с недостатком или с избытком данных, исторические сведения, слайдовые презентации;
(слайд 9) приемы мотивации «Автор», «Оратор», «Профи». Каждый прием позволяет детям ответить на поставленные вопросы, которые представлены на слайде;
(слайд 10) В своей работе применяю технологию разноуровневого обучения, используя дифференцированные задания, которые позволяют ученику работать в своем темпе, дают возможность справиться с заданием, формируют положительные мотивы учения (1 уровень – базовые знания; 2 уровень – базовые знания плюс дополнительное задание; 3 уровень – творческий);
(слайд 11) Чтобы поддерживать на уроке позитивную, творческую атмосферу применяю:
творчество в содержании работы (дети придумывают задачи, задания, вопросы, диктанты);
творчество в способе учебной работы (это переработка содержания в схемы, модели);
выбор различных «жанров» заданий (иллюстрирование, инсценировка);
(слайд 12, 13, 14) участие детей в исследовательской деятельности с созданием презентации, что позволяет развивать у учащихся навыки и умения самостоятельности.
(слайд 15) Использую разнообразные формы организации учебной деятельности:
урок с групповыми формами работы (технология сотрудничества): индивидуальная работа учителя с учеником, работа в парах и группах, ребенок - консультант всё это дает возможность ученикам справиться с заданием успешно и реализовать коммуникативные потребности;
(слайд 16) а также нетрадиционные уроки.
(слайд 17) На протяжении всего урока организовываю рефлексивную деятельность, осуществляя самоконтроль, самообобщение, самооценку.
(слайд 18) Важным компонентом считаю развитие воспитательной системы школы, обеспечивающей психологически комфортную, развивающую, воспитывающую среду. При организации внеклассной деятельности большое внимание уделяю социальному партнерству:
Начиная с 1 класса, все дети посещают Станцию юных натуралистов с целью организации исследовательской деятельности;
Активное участие дети моего класса принимают в конкурсах, которая организует Центральная библиотека;
сотрудничаем с медицинскими работниками поликлиники №1, где реализуется проект «Моя карта здоровья»;
(слайд 19) В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять связь с родителями. Традицией в нашем классе стало проведение открытых уроков, организация праздников, экскурсий, соревнований, собраний – практикумов.
Итоги анкетирования родителей показали высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива: 78% и 22% - средний.
(слайд 20) Мониторинг результативности опыта проводится ежегодно и подтверждается качественными показателями. В работе мне помогает психолог школы, с которым я тесно сотрудничаю:
- результаты уровня познавательной активности показали положительную динамику высокого уровня;
- ( слайд 21) Результаты диагностики уровня мотивации. На данной диаграмме мы видим увеличение количества детей со сформированной учебной мотивацией.
(слайд 22) Успешность педагогической деятельности подтверждается качественными показателями.
Качество обучения общее по классу за 2010-2011 учебный год - 87%
(слайд 23) В нашей школе стало хорошей традицией проводить Неделю науки, предметные декады, Пушкинскую неделю, что способствует повышению интереса к предметам.
(слайд 24) Ежегодно дети моего класса принимают активное участие в различных городских, и всероссийских конкурсах, школьных олимпиадах.
Более подробная информация представлена на сайте нашей школы, где можно посмотреть результаты по каждому году. http://school10admsurgut.ru
Анализ проведенной работы показал, что создание ситуации успеха в обучении и воспитании развивает и формирует интерес к учению.
( слайд 25) Заканчивая свое выступление я хочу вернуться к цели, которую поставила перед собой – это формирование у учащихся интереса к учению и прочитать строчки из сочинения моего ученика на тему «Нравится ли тебе учиться?»: В Сургуте есть замечательная школа, в которой я учусь. Каждый день с большим удовольствием прихожу на уроки. Вы спросите, почему? Да, потому, что я люблю учиться. Ведь знания – это сила.
Спасибо за внимание (слайд 26)
Просмотр содержимого документа
«Доклад Создание ситуации успеха в образовательном пространстве»
Создание ситуации успеха в образовательном пространстве
Плетнева Елена Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
Противоречия
Цель: формирование у учащихся интереса к учению
Задачи:
отобрать формы, средства и приемы обучения для создания ситуации успеха в образовательном процессе ;
создать условия для формирования гармоничной личности, стремящейся к познанию окружающего мира, способной к раскрытию своего творческого потенциала и мотивированной к активной познавательной деятельности ;
проверить результативность по внедрению условий формирования у учащихся интереса к учению.
Теоретическая база:
К.Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»;