СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Способы социализации слепого и слабовидящего школьника в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается о различных способах социализации ребенка в школе-интернате.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Способы социализации слепого и слабовидящего школьника в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната"»




Проблемы школы-интерната для детей с нарушениями зрения в последние годы приобретают более острый характер, что связано с необходимостью
переориентировки задач школы в сторону усиления внимания к
проблемам интеграции и социальной адаптации слепых и слабовидящих выпускников.

В сфере образования под воздействием запросов социума встает вопрос об обеспечении целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Ориентируясь на основные законы, принятые в нашей стране, данное направление предполагает в процессе развития детей не только образовательное начало, а так же воспитательное и развивающее, включающие социализацию личности, культуру поведения, гармонизацию межличностных отношений, интериоризацию нравственных норм и многое другое.

Рассматривая школу-интернат как главное средство включения ребенка в сферу социокультурных отношений, социум надеется получить активных, трудо- и жизнеспособных, всесторонне развитых индивидов.

Основные сохранные психические функции (речь, мышление), высокое компенсаторное развитие у большинства слепых и слабовидящих детей дает им возможность овладеть высоким уровнем образования, а в дальнейшем и относительно легко усваивать основные понятия норм поведения и морали. При этом практическое овладение этими нормами для них затруднительно, поскольку осложнено невозможностью или трудностью наблюдения за поведением людей в различных жизненных ситуациях, подражания их действиям, формирования навыков культурного поведения.

Коррекционно-воспитательная деятельность в школах-интернатах для слепых и слабовидящих– это составная часть единого образовательного процесса, которая должна иметь определенный круг решаемых вопросов, обладать определенной структурой и направлениями воздействия, реализующихся в следующих структурных компонентах:

- стабилизация гармоничных отношений с окружающим миром и их дальнейшее обогащение с помощью психокоррекционных средств, методов и приемов работы;

- воздействие на ребенка внешними (средовыми, социальными) факторами для корректировки отношения к социальной среде и социуму в частности;

- социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка в процессе коррекционно-развивающих занятий;

- духовное и личностное развитие за счет компенсации пробелов и недостатков в знаниях норм и правил, усиление деятельности в области больших возможностей и достижений ребенка с помощью дополнительного образования.

Таким образом, коррекционно-педагогическая (воспитательная) деятельность –это целенаправленный, продуманный и особым образом организуемый педагогический процесс, который должен :

- включать диагностико-коррекционную, коррекционно-развивающую, коррекционно-профилактическую, воспитательно-коррекционную, коррекционно-обучающую, психокоррекционную деятельности;

- реализовываться с группами детей, имеющих сочетанные отклонения в развитии, а также девиации в поведении;

-быть направлен на исправление и преобразование индивидуальных качеств личности и недостатков поведения;

- создавать необходимые условия для формирования и развития полноценной личности;

-  способствовать полноценной интеграции в социум, социализации лиц с нарушениями зрения.

Социализация лиц с нарушениями зрения– это происходящий, как правило, посредством целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, процесс усвоения человеком с нарушением зрения определенной системы знаний, норм, ценностей и правил поведения, необходимых для становления инвалидизированной личности, позволяющих ей функционировать в качестве полноправного члена общества, и приобретения социального положения в данном обществе.

Социализация ребенка с нарушением зрения– конечная цель школы-интерната для слепых и слабовидящих, поэтому значимое место на стыке составных компонентов образовательного и воспитательного процессов занимает социально-реабилитационная работа, в основе которой лежит компенсация первичного и коррекция вторичных отклонений. Основными значимыми для современного общества и реализуемыми на протяжении школьного обучения целями являются: становление и разностороннее развитие личности будущего выпускника; его социально-трудовая адаптация и реабилитация; компенсация дефекта; усвоение в доступной для него форме социального опыта.

Таким образом, вся система коррекционно-воспитательной, коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать будущего выпускника к действительности окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми может включиться в полноценную общественную жизнь и профессиональную деятельность, приносящую пользу обществу.

Существенное ограничение жизнедеятельности выступает результатом инвалидности, как правило, приводит к социальной дезадаптации, что в первую очередь обусловлено нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживании, коммуникации, образовании, овладении необходимыми профессиональными навыками. В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта и поведенческие девиации .В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций жизни вне стен учреждения. Дети, воспитывающиеся в интернате, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и, прежде всего, низкими функциональными возможностями организма. Результатом первичного нарушения, приводящим к ограничениям возможности реализации ролевой принадлежности и полноценной жизнедеятельности индивида, является снижение его социальной позиции, дисгармонизация межличностных отношений и социальная недостаточность. Освоение незрячими социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных средств, усилий и дополнительных мер.

Сенсорный дефект и последующая инвалидность препятствуют социализации и инкультурации обычными способами в силу особенностей социокультурной среды инвалидов. В отличие от здоровых людей инвалиды более отгорожены от контактов с другими, для них затруднителен доступ к большому кругу источников получения информации; при этом наиболее негативное воздействие оказывает особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Это приводит к преобразованию дефекта в центральное звено личностных переживаний и препятствует успешной социализации.

Одна из первых причин – это низкий уровень пространственной ориентировки выпускников школ-интернатов для слепых и слабовидящих. Ведущим условием воспитания навыков поведения самостоятельной личности с нарушением зрения является овладение способами ориентировки в свободном пространстве. Возможность и развитые навыки ориентации в свободном пространстве выступают основным направлением и способом преодоления изоляции, а также обуславливают реализацию потенциальных возможностей инвалидизированной личности. На основе совместной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых в определенных условиях может быть ведущим (слуховой, мышечно-двигательный, кожно-тактильный, обонятельный, вкусовой, вестибулярный аппарат), у лиц с нарушением зрения так или иначе осуществляется ориентировка в пространстве. Кроме этого серьезным препятствием на пути социализации незрячих являются трудности в коммуникации слепого со зрячими в смешанных коллективах. Поскольку коммуникация представляет собой ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми, то эта проблема встает первоочередной задачей в коррекционно-воспитательной работе школы-интерната.

В основу организации воспитательной работы школ-интернатов для лиц с нарушениями зрения заложены следующие основные психолого-педагогические положения: идея о компенсаторном характере воспитания детей с ограниченными возможностями Л.С. Выготского и теория деятельностного подхода к развитию личности ребенка А.Н. Леонтьева. Суть идеи Л.С. Выготского состоит в том, что в каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации имеющегося дефекта, чего возможно достичь в процессе образования при соблюдении ряда принципов (учет психофизических особенностей личности, индивидуальный подход и др.). В целях наиболее эффективного построения воспитательного процесса следует ориентироваться также на психологическую теорию А.Н. Леонтьева, которая нашла свое отражение в личностно-ориентированной педагогике, что свидетельствует о необходимости развития личности каждого ребенка со всеми имеющимися у него недостатками, дефектами. При всем этом содержание воспитательной работы реализуется с учетом основных мотивов деятельности, характерных для каждой отдельной возрастной группы, и ведущих видов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности ребенка на конкретном возрастном этапе .

Одной из основных целей специальной школы является подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей, развития начальных возможностей жизненного самоопределения.

Основные пути реализации заложены в следующих направлениях воспитательной работы:

- трудовое воспитание;

- духовное и личностное развитие;

- эстетическое воспитание;

- основы социализации, жизнеобеспечения и общения(социально-бытовая ориентировка);

- охрана здоровья и физическое развитие (коррекционная гимнастика, лечебная физкультура (ЛФК), ритмика и т.д.);

- основы гражданского самосознания;

- профессиональная ориентация и др.

В нашей школе развита работа по всем этим направлениям.

Определяя роль коррекционно-воспитательной работы как средства преодоления недостатков развития и лучшей социализации лиц с нарушениями зрения, главным образом следует выделить потенциальные возможности различных видов деятельности, в процессе которых формируются способы зрительной ориентации в пределах возможностей неполноценного зрения и полисенсорные возможности сохранных анализаторов. В связи с этим, следует выделить важность условий для развития и коррекции нарушенной сенсорной функции и активизации сохранных сенсорных функций в процессе активной, разнообразной и целесообразной деятельности ребенка.

Основное условие при организации коррекционно-воспитательных занятий в школе-интернате для слепых и слабовидящих – это комплексный подход, который предусматривает не только развитие зрительных возможностей и формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. А также учет того, что полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов, что способствует дальнейшей социализации и быстрейшей интеграции лиц с нарушениями зрительной функции.

Социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трёх основных направлениях:

-повышение способности детей эффективно взаимодействовать с окружающими их людьми в системе межличностных отношений;

-расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения; рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным жизненным условиям, например, моделировать жизненные ситуации;

-формирование у детей адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих для успешной социально-трудовой адаптации.

Этим занимается весь педагогический коллектив школы-интерната и служба социально-педагогического сопровождения, которая состоит из социального педагога, педагогов –психологов, учителей- логопедов, медицинского работника. Служба социально-педагогического сопровождения занимается социализацией и адаптацией обучающихся с патологией органов зрения в современный социум. Такая работа заключается в социально-психологической адаптации отношений; социально-экономической адаптации; социально-политической адаптации и социально-культурной адаптации.

Для решения вопросов социально-психологической адаптации обучающихся педагогический коллектив прежде всего опирается на взаимоотношениях ребёнка и семьи. С этой целью в школе осуществляется психолого-педагогическое просвещение, формируются условия для взаимопонимания в семье.

Результатом всей проводимой работы по социально-психологической адаптации отношений является:

  1. Установление тесного контакта семьи и школы в решении вопросов реабилитации, обучения и воспитания слабовидящего ребенка.

  2. Социально-правовая грамотность родителей и обучающихся.

  3. Защита прав и интересов обучающихся в различных инстанциях (педагогический совет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд, прокуратура).

  4. Создание пакета документов для осуществления целенаправленной работы социальной службы школы.

Вторым направлением в работе по социализации обучающихся является блок социально - экономической адаптации. Работа по этому вопросу ведётся через систему занятий по социально-бытовой ориентировке, где ученики уже в начальной школе приучаются к экономии и расчёту семейного бюджета. Следующим этапом этой работы является умение выстраивать экономические отношения со сверстниками, воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Следующий этап работы по вопросу социально-политической адаптации реализуется через организацию работы органов детского самоуправления. Воспитание активной жизненной позиции достигается путём привлечения учеников к общественной жизни класса, школы, участие в классных, школьных, внешкольных мероприятиях. Эффективность этой работы прослеживается в формировании и развитии способности к самостоятельному выбору собственного места в общественно-полезной деятельности классного, школьного коллективов, в самостоятельном стремлении к выстраиванию собственной образовательной траектории и получении высоких показателей в учёбе.

Активная жизненная позиция обучающихся формируется и в направлении объективно оценивать современные политические явления, уметь их анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Это происходит не только на уроках истории и обществознания, но и на внеклассных мероприятиях, посвящённых таким датам, как День Победы, День защитников отечества, День независимости, День согласия и примирения. Такая работа способствует формированию социальных, коммуникативных, личностного самосовершенствования, информационных компетенций, формированию ответственной, самостоятельной, инициативной личности. Слепые и слабовидящие школьники (инвалиды по зрению) после окончания школы-интерната становятся гражданами страны, способными при определённых условиях обрести самостоятельность, адаптироваться в среде нормально видящих людей, стать конкурентно способными, материально независимыми, обрести семейное счастье.

Среди выпускников школы: медицинские работники, педагоги-информатики, массажисты, повара, рабочие зеленого хозяйства.

Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусмотрено создание единого образовательно-воспитательного пространства и специального образования, специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию, реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания.

Четвёртым направлением социализации является социально-культурная адаптация. Работа в данном направлении осуществлялась через привлечение учащихся к культурно-массовым мероприятиям класса, школы, участие в районных, городских, краевых, региональных культурно-массовых мероприятиях. Активное вовлечение обучающихся в клубы, культурные объединения, систему дополнительного образования (в школе работают кружки рисования, декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки», «Мукосолька», «Техническое творчество», социальной направленности «Юный эколог»,спортивные «Настольный теннис» и другие). Через систему такой работы происходит воспитание у обучающихся осознание собственного Я, определение собственной ниши в современном окружающем социуме, превращение ребёнка в личность, заинтересованную в самоизменении, раскрытии качеств самопознания, самовоспитания, саморегуляции и самореализации. Весь системный комплекс воспитательной работы по социализации ученика направлен на достижения им личного успеха, превращения ребёнка в свободную, ответственную, самостоятельную, инициативную Личность!

В.А.Сухомлинским сказал: «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по-настоящему искренен и добр с ними».


Литература:

  1. Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС, 2005 г. – С. 4-14,

  2. Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г .

  3. Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г.,

  4. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 , 30 декабря 2002 г. \\ Сборник законов о правах детей-инвалидов. – М., 2002. – С. 1-34.





















Список литературы

1. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения // Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995. – 88 с.

2. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Б.К. Тупоногов. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 224 с. - ISBN 978-5-691-01853-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234881

3. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

4. Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm.

5. Королева, Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза [Текст] / Ю.А Королева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – №6. – С. 146–151.

6. Павлова, О.С. Интеграция незрячего ребенка в общество как фактор, определяющий успешность ориентировки в пространстве / О.С.Павлова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: Сборник статей к Международной научно-практической конференции (15-16 октября 2015г.). – Оренбург, 2015. – С. 325-327.

7. Меерзон, Т.И. Роль и место физической культуры в медицинской коррекции здоровья детей с ОВЗ./Т.И. Меерзон // Матер. Международной науч.–практ. конф.: Современное образовательное пространство: риски и безопасность. - Оренбург: Изд-во Экспресс – печать, 2014. – С. 205-208.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!