СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Стресс в современной школе: пути преодоления" (инновации в здоровьесбережении)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Стресс в современной школе: пути преодоления" (инновации в здоровьесбережении)»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет

технологий и управления им. К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет)»

Донской казачий государственный институт пищевых

технологий и бизнеса (филиал)





МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»





Доклад:

«Стресс в современном мире: пути преодоления

(инновации в здоровьесбережении)»







Автор:

Лаврова Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Школа № 3 города Докучаевска»

Донецкой Народной Республики





27 ноября 2020 г.

г. Ростов-на-Дону

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

  • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;

  • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);

  • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.


Наука делит стрессы на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

  • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);

  • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).


Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

Концепция модернизации образования призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на формирование гражданской, культурной, исторической и национальной идентичности подрастающего поколения Донецкой Народной Республики, последовательное и активное становлению гражданина и патриота, труженика, усиление единения общества.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить государственных образовательных стандартов ДНР.

На основе чего мною разработано методическое пособие по здоровьесбережению для учителей начальных классов «Десять секретов детского здоровья», которое прошло апробацию на муниципальном уровне.

В данном пособии представлены практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Подобранные техники направлены на улучшение состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности, развитие двигательной активности и психоэмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Все техники могут быть использованы как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.


Пособие имеет 10 разделов:

1. Сила разума. Основа здоровья и болезни находится в вашем разуме. Сила разума способна преодолеть любую боль, излечить от болезни и привести к Истинному Здоровью.

Существует множество методических приемов, способствующих здоровьесбережению обучающихся. Я считаю, что немаловажным является и включение детей в исследовательскую деятельность.


2. Сила дыхания. Разница между жизнью и смертью лежит в нашем дыхании. Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он без труда сможет собой управлять. Уметь правильно дышать — это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы.

Уникальный оздоровительный метод, дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой для детей, эффективная техника избавления от различных недугов.

3. Сила физических упражнений. Утpeнняя гимнacтикa – этo eдиный кoмплeкc упpaжнeний, кoтopый пoмoгaeт пoлучить oгpoмный зapяд энepгии нa вecь дeнь. Oнa пoмoгaeт пpивecти opгaнизм в тoнуc, cбpocить вялocть и coнливocть. Пoддepживaeт физичecкoe здopoвьe, пoвышaeт paбoтocпocoбнocть и пoмoгaeт нacтpoитьcя нa пoзитив.

Дети школьного возраста огромное количество времени проводят в сидячем положении, поэтому часто страдают от болей в спине и искривлений осанки. Зарядка поможет систематизировать то минимальное количество активности ребенка, которое нужно для нормального развития и предотвращения этих болезней.


4. Сила правильного питания. Истинное Здоровье не может существовать без Полноценного Питания. Оно подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Древнегреческий философ Сократ дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». В этом разделе очень поможет метод мини-проектов. Говоря об эффективности проектной деятельности, приведу китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь».


5. Сила смеха. Смех – это вечный целитель.

Смех – сильнодействующее лекарство, помогающее снять боль и исцелиться от многих болезней.

Смех улучшает дыхание, является прекрасным упражнением для легких и сердца, производит массаж органов живота и способствует работе кишечника. Смех стимулирует иммунную систему. Смех улучшает способность к концентрации и снимает психический стресс.

С детьми мы занимаемся смехотерапией.


6. Сила отдыха. Истинное Здоровье невозможно, если мозг и тело не отдыхают.

Начальная школа – это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7 – 10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки. Принято считать, что все методы для достижения главной цели хороши. В данном случае роль минуток отдыха на уроках в начальной школе имеет незаменимый характер, поскольку такие занятия позволяют: проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления; активизировать внимание детей в нужный момент времени; поднять настроение; действовать коллективно; правильно выполнять команды и просьбы педагога.


7. Сила исправления. Правильная осанка необходима для здоровья.

Плохая осанка мешает свободной циркуляции крови, сдавливает нервные пути и приводит к болезни. Наша осанка влияет на наше настроение и эмоции так же, как и на физическое состояние.

Хорошая осанка приходит благодаря осознанию. Ежедневно уделяйте время для того, чтобы следить за своей осанкой, замечать и исправлять дурные привычки. Глубоко дышите и представляйте при этом, как некая сила осторожно вытягивает вас вверх.

Секрет хорошей осанки – равновесие.

Получив последний лист здоровья на 2020-2021учебный год, я увидела то, что 85% моих детей была рекомендована лечебная физкультура. Таким образом, я начала вводить на уроках элементы лечебной физкультуры.

К занятиям ЛФК допускаются дети, которые отнесется к "специальной медицинской группе" по состоянию здоровья имеют физические ограничения, или рекомендацию врача к занятиям.


8. Сила окружающей среды. Истинное Здоровье невозможно без здоровой окружающей среды.

Свежий воздух и солнечный свет – вот краеугольный камень здоровой окружающей среды.

Если вы не можете вынести свою деятельность на Природу, перенесите Природу в вашу деятельность. Заботьтесь о своем ближайшем окружении и о мировой среде.

Закаливание организма можно проводить воздухом, солнцем и водой. Значение закаливания организма состоит в повышении его защитных сил и способности противостоять заболеваниям.


9. Сила веры. Вера – это духовная сила, благодаря которой невозможное становится возможным.

Вера соединяет человеческий дух с Высшей Силой. Чтобы прийти к Истинному Здоровью, мы нуждаемся не только в физической пище, но и в духовной.

Вера открывает путь силам, способным производить чудеса. Вере противостоят страх, беспокойство и сомнение. Вера ничего не стоит без действий.

Натренировать силу веры в себя можно и нужно. Для этого есть ряд простых, но действенных советов (релаксация и аутотренинг, ароматерапия)


10. Сила любви. Не существует таких трудностей, которых бы не смогла преодолеть истинная любовь.

Любовь – это все исцеляющая сила. Чтобы добиться любви, нужно дарить любовь.

Арт-терапия – это знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности; создание позитивного самовосприятия; обучение выражению своих чувств и эмоций;  снятие психоэмоционального напряжения;  развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности. 

Так, творя и фантазируя, дети смогут разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а может побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми, в конце концов, полюбить себя таким, как есть. 

Работа по здоровьесбережению в моем классе прослеживается сквозь весь учебно-воспитательный процесс.

Я считаю, что правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать ситуации, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!