СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технологии проблемного обучения в начальной школе" Сороковикова Э.Д,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технологии проблемного обучения в начальной школе" Сороковикова Э.Д,»



Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

Э.Д. Сороковикова

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»



  1. Технология проблемного обучения

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Цель урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся







ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

2.Как я использую проблемные ситуации на своих уроках.



Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
Для включения обучающихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке. Знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:

проблемная ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. На своих уроках особенно активно я использую эти проблемные ситуации.

1 класс. Русский язык Ударение. Ударные и безударные слоги.

В качестве проблемной ситуации предлагаю ребус с изображением разных предметов. Учащиеся называют предмет, и записывают первую букву.

Разгадывание ребуса

Ударение

Ребята, что мы знаем об ударении?

Ответы детей.

(- Ударение падает на гласные;

-Ударные слоги;

- Безударные слоги)

Ребята, вы уже догадались, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

(Ответы детей)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю понаблюдать, как буквально за одну минуту можно изменить смысл слова. Возьмите листочки розового цвета, послушайте. Найдите и подчеркните слова одинаковые по написанию.


На путях я вижу сорок.

Резво скачущих сорок.

- Найдите одинаковые по написанию слова. (Сорок и сорок,)

Сорок – число,

Сорок – птица,

Чем отличаются слова? (Ударением). Значение этих слов, как только мы произнесли его с другим ударением, сразу изменилось!

Была сорока, птица с черно-белым оперением, а стало число сорок.

2 класс. Русский язык. Что такое имя прилагательное?

Ученикам предлагаю задание, которое совмещает в себе словарную работу+ проблемная ситуация урока.

Видишь смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

-Мы размяли пальчики и, приготовились к минутке чистописания.

Сегодня минутка чистописания пройдёт необычным образом. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки будем записывать в тетрадь.

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка и машина

Называется…...

Картина (Что мы знаем про это слово? Словарное слово, опасное место, поставьте ударение).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «СЕМЬ» добавлю «я»-

Что получится?,,,,,,

Семья (орфограммы разделительный мягкий знак, безударная гласная в корне, подчеркните опасные места, поставьте ударение)

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.

Лодка (парная по глухости и звонкости в корне слова, ударение)

Цвет одуванчика?

Жёлтый (Словарное слово, ударение нужно ставить (нет, Ё всегда ударный)

Оцените свою работу.

III Работа по теме

- Посмотрите ребята, какое слово лишнее?

(Желтый. Отвечает на вопрос какой?)

Табличка на доске. Какой? ---------Имя прилагательное.

Может кто-то может дополнить, это вопрос какой части речи.? Имя прилагательное. Хорошо, молодцы.

С какими словами мы сегодня с вами будем работать? (Работаем со словами части речи Имя прилагательное)

Математика 2 класс. Единица измерения длины. Метр.

Опираясь на мультфильм «38 попугаев» (когда шагами мерили длину удава), предлагаю измерить длину класса с помощью шагов. Вызываю 3 учеников + учитель. Измеряем класс, у каждого получается свой результат, отсюда вытекает проблемная ситуация. А почему по-разному? В итоге, приходим к выводу, что такой способ неинформативный.

Математика 3 класс. Таблица умножения и деления с числом 4.

-Вычислите.

4+4+4+4+4+4+4+4+4

(Учащиеся вслух прибавляют по 4)

-Можно посчитать быстрее? Что для этого нужно знать?

(Таблицу умножения с числом 4)

-Сформулируйте тему и задачи урока.




Математика 3 класс. Решение задач на увеличение в несколько раз.


Создание проблемной ситуации.


-Положите перед собой слева 2 красных фишки, а справа положите жёлтых фишек на 3 больше, чем красных. Сколько стало жёлтых фишек? (5)

- Что значит, на 3 больше? Мы увеличили или уменьшили?



Составим карточку -помощницу:

Если в задании встречается выражение, какое действие выполняем:

Увеличить на

или

? на больше



«+»

- А сейчас,

-Положите перед собой слева 2 красных фишки, а справа положите жёлтых фишек в 3 раза больше, чем красных.

-Все справились с заданием? (да-нет)

-Почему возникли затруднения?

Литературное чтение,

В  своей   работе   на   уроках  литературного  чтения   я   создаю   проблемные   ситуации,   зависящие   от   жанра   изучаемого   произведения.  В    процессе   изучения  пейзажной   лирики   А.С.Пушкина,    Н.Некрасова, А.Фета   и   других   поэтов   возможна  такая  проблемная     ситуация.   Представьте себе   картину, показанную  автором   в   произведении,   или   определите  душевное  состояние и настроение  поэта,  когда он писал картину.  Решение   данных проблемных задач очень важно, поскольку, я   считаю, необходимо   учить детей   видеть авторское отношение   к   изображаемому, и на   этой   основе   формировать   способность сопереживать прочитанному.  

Литературное чтение. 2 класс Е.А. Благинина «Посидим в тишине»

  1. Актуализация знаний.

В классе оформлена выставка портретов «Моя мама»



Речевая разминка.

Я хозяйка вместе с мамой
Вместе в ладушки играем.
Потом мама кушать варит,
А я играю и расту.

  1. Самоопределение деятельности.

Учащимся предлагаю прослушать композицию «Мама – первое слово»

-Знакома Вам мелодия?

-Кто может напеть?

(Ответы детей)

- Кому мы посвятим наш урок? О чем будем говорить?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!