СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Технология развития критического мышления как эффективное средство подготовки к итоговой аттестации по химии."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Технология развития критического мышления как эффективное средство подготовки к итоговой аттестации по химии."»

Технология развития критического мышления как эффективное средство подготовки к итоговой аттестации по химии

Катасонова Е.Н., учитель химии








Ежегодно учащиеся 9-х классов среди предметов по выбору отдают предпочтение химии, поскольку она является необходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка учащихся к экзамену. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления.

Технология критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях, что позволяет подготовиться к итоговой аттестации на должном уровне.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Что даёт технология критического мышления ученику

  • повышение эффективности восприятия информации

  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

  • умение ответственно относиться к собственному образованию

  • умение работать в сотрудничестве с другими

  • повышение качества образования

  • успешно подготовиться к ГИА

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни 

Что даёт технология критического мышления учителю


  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

К числу наиболее эффективных приёмов технологии критического мышления, используемых мною на уроках химии, относятся следующие: составление кластеров; маркировка текста Инсерт; создание синквейнов; анализ верных и неверных утверждений; составление концептуальной таблицы; использование таблицы ЗХУ; составление эссе; составление рассказов по ключевым словам (фразам); составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов и др.(презентация).

1. Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. 
Например кластер по теме «Алюминий»:


Реакции с неметаллами Реакции с разб. кислотами


Реакции с водой Реакции с конц. кислотами

Аl



Алюминотермия Реакции с щелочами



2. Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.

 
1 этап: предлагается система маркировки текста


v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям
+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше

2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки

3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента 


Работать можно индивидуально и парами. Например, инсерт по теме «Водород» в разделе «Неметаллы»: ученикам предлагается текст, где они проводят соответствующую маркировку:
 
V 1.Молекула водорода состоит их двух атомов.

- 2.Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной
полярной связью.

- 3.Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку.

+ 4.Водород можно собрать методом вытеснения воздуха.

+ 5.1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра.

? 6.В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли

восстановителя.

? 7.Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами.

V 8.Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при

получении чистых металлов.

+ 9.Водород является экологически чистым топливом.

? 10.Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.

3. Синквейн от французского слова «cing» – пять. Составляется пятистрочие по следующим правилам:
1 строка – 1 слово- существительное- название темы
2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы
3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы 
4 строка- 4-5 слов – крылатая фраза, ваше отношение к данной теме
5 строка – 1 –2 слова – философское понятие темы, синоним первой строки 

Используется как способ синтеза материала. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Например, синквейн в изучении темы «Химические свойства металлов»:

Металлы

Активные, щелочные

Отдают, реагируют, окисляются

Образуют положительные ионы

Восстановители.

4. Мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 

1этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

2этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. 
Мозговая атака всегда присутствует во время составления кластера.

5. Верные и неверные утверждения
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение: 
(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала. 
Например, выбрать верные и неверные утверждения на стадии вызова при изучении темы «Щелочные металлы»:

Калий
(+) 1. На ВЭУ атом содержит 1 электрон
(-) 2. Для завершения ВЭУ атом принимает электроны
(+) 3. Это восстановитель
(+) 4. Атом имеет степень окисления +1
(-) 5. Элемент проявляет валентность II
(+) 6. Элемент относится к щелочным металлам
(+) 7. Тип кристаллической решётки – металлическая
(+) 8. Металлические свойства выражены ярче, чем у кальция
(-) 9. Металл относится к тугоплавким металлам
(+) 10. Металл легко взаимодействует с хлором
(-) 11. При его реакции с водой получается оксид
(-) 12. Может реагировать с щёлочью
(+) 13. Его оксид проявляет основные свойства
(+) 14. Его гидроксид – щёлочь
(-) 15. Металл используется для получения других металлов в металлургии



6.Концептуальная таблица. Приём используется, когда необходимо сравнить несколько объектов по нескольким позициям.

При подготовке к контрольной работе после изучения раздела «Металлы» ученики заполняют такую таблицу:
Поставьте знак + там, где возможно протекание реакции:


Вещество

H2SO4

CO2

CuSO4

KOH

фенолфталеин

Разложение при t0

NaOH

+

+

+


+


Mg(OH)2

+





+

Al(OH)3

+



+


+


7.Таблица ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал)

Например, в теме «Химические свойства металлов» на стадии вызова учащиеся заполняют колонки Знаю, Хочу узнать; на стадии осмысления – Узнал:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1.Реакции металлов с кислотами.

1.Реакции щелочных и щелочноземельных металлов.

1.Щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой, но не реагируют с растворами кислот и солей.

2.Реакции металлов с солями.

2.Реакции металлов с простыми веществами-неметаллами.

2.Остальные металлы реагируют с растворами кислот и солей, но не реагируют с водой.

3.Восстановительные свойства металлов.

3.Реакции металлов с водой.

3.Большинство металлов реагируют почти со всеми неметаллами.

4.Признаки протекания этих реакций.

4.Признаки и условия протекания этих реакций.

4.Признаки реакций металлов – выделение газа, тепла и света, появление запаха, изменение окраски индикатора.

5.Условия протекания реакций металлов с кислотами и солями.

5.Типы протекающих реакций.

5.Типы реакций – соединение, замещение.


Использование такой таблицы позволяет собрать уже имеющуюся информацию, сформулировать цели и задачи урока, а в процессе группового обсуждения и рефлексии выяснить, что учащиеся узнали на уроке.

8.Эссе. 
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

 9.Ключевые термины. 
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
Например, в теме «Химические свойства металлов» на стадии вызова:
Ключевые фразы на доске:
МЕТАЛЛЫ – ВОССТАНОВИТЕЛИ
МЕТАЛЛЫ ОТДАЮТ ЭЛЕКТРОНЫ
МЕТАЛЛЫ РЕАГИРУЮТ С НЕМЕТАЛЛАМИ
Щ И ЩЗ МЕТАЛЛЫ РЕАГИРУЮТ С ВОДОЙ

МЕТАЛЛЫ РЕАГИРУЮТ С КИСЛОТАМИ
МЕТАЛЛЫ РЕАГИРУЮТ С СОЛЯМИ



10. «Толстые» и «тонкие» вопросы.


Толстый.


Тонкий.


Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?


Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

На открытом уроке в 9 классе по теме «Химические свойства металлов» я использовала следующие приемы: составление таблицы ЗХУ, ключевые фразы, синквейн. (Видеоролик).
На мой взгляд использование технологии критического мышления наиболее эффективно при изучении следующих тем в 9 классе: «Амфотерные оксиды и гидроксиды», при изучении большинства тем в разделе «Металлы» и «Неметаллы».

Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность существования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Построив урок по модели ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ, удается решить многие проблемы современного урока: разрешение конфликтов, осмысленное изучение материала, самостоятельная работа с источниками информации. Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью, выполнять разнообразные проекты, принимать активное участие в олимпиадном движении, в том числе и успешно подготовиться к ГИА по химии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!