СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Тема: «Развитие прыгучести баскетболистов старшего школьного возраста»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования:  теоретически обосновать и разработать программу развития прыгучести баскетболистов.

Объект исследования:  процесс  развития прыгучести у баскетболистов старших классов.

Предмет исследования: средства и методы развития прыгучести у баскетболистов 15 - 16 лет на тренировочных занятиях.

Гипотеза исследования.  Процесс развития прыгучести баскетболистов  станет более динамичным и эффективным, если использовать специальную программу, основанную на дифференцированные комплексы упражнений, которые направлены на ее совершенствование.

 

Задачи  исследования:

  1. Изучить научную, педагогическую и специальную  литературу по проблеме исследования;                                                                    
  2. Рассмотреть особенности развития прыгучести как физического качества;
  3. Провести анализ существующей практики  развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет;
  4. Разработать и внедрить программу развития прыгучести баскетболистов 15-16 лет.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Тема: «Развитие прыгучести баскетболистов старшего школьного возраста»»

Доклад

Тема: «Развитие прыгучести баскетболистов старшего школьного возраста»

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров и делает свыше сто пятьдесят ускорений на расстояние от пяти до двадцати метров, выполняет около ста прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. ЧСС достигает 180-230 ударов в минуту, а потеря веса составляет от двух до четырех килограммов за игру.

Вышесказанное основывается на высоком уровне физической подготовленности игроков, в котором развивается способность проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Требования на современном этапе к уровню развития физических качеств предъявляются к обеспечению возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до конца игры.

В настоящее время в баскетболе произошли большие изменения в правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой деятельности, характеризующаяся большим смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В современных условиях предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Игроки различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа очень часто начали использовать в нападении бросок сверху, так как он наиболее точный и затрудняет блокирование. Это, в свою очередь, требует от баскетболистов проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости.

Анализ литературы показал, что многие специалисты считают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности может служить совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, в основе которых лежит прыгучесть как основное физическое качество баскетболистов.

Исследования многих специалистов показывают, что физическая работоспособность и функциональные возможности современных учащихся - баскетболистов, пока не отвечают уровню требований современного баскетбола. Также при изучении специальной литературы, мы не нашли рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки учащихся старших классов с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.

Таким образом, мы выявили противоречие между повышением требований к уровню прыгучести баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития прыгучести игроков – с другой. Данное противоречие показывают важность и актуальность проблемы совершенствования прыгучести баскетболистов с применение специальных средств и методов.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу развития прыгучести баскетболистов.

Объект исследования: процесс развития прыгучести у баскетболистов старших классов.

Предмет исследования: средства и методы развития прыгучести у баскетболистов 15 - 16 лет на тренировочных занятиях.

Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболистов станет более динамичным и эффективным, если использовать специальную программу, основанную на дифференцированные комплексы упражнений, которые направлены на ее совершенствование.


Задачи исследования:

  1. Изучить научную, педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;

  2. Рассмотреть особенности развития прыгучести как физического качества;

  3. Провести анализ существующей практики развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет;

  4. Разработать и внедрить программу развития прыгучести баскетболистов 15-16 лет.

Теоретико-методологической основа исследования. В исследовательской работе мы основываемся на теории спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.К. Бальсевич, Н.Г. Озолин, и др.), организации и методики проведения процесса физической подготовки баскетболистов (А.Я. Гомельский, Т.А. Зельдович, Р.А. Корнеев, В.И. Кудряшов и т.д.).

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, систематизация и обобщение данных, педагогическое тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.

Практическая значимость дипломной работы заключается в дополнении теории и методики физического воспитания составом дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести у баскетболистов, в выявлении и определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия.





База исследования: МОУ «Гурульбинская СОШ» Иволгинского района РБ.

Цель исследования определила решение следующих задач:

1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести у баскетболистов.

2. Определить удельный вес игровых действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, в общем объеме соревновательной деятельности баскетболистов 15 – 16 лет.

3. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов.


2.2 Методы исследования


В ходе работы нами применялись следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Метод бесед.

  3. Педагогическое наблюдение.

  4. Контрольные испытания (тесты).

  5. Педагогический эксперимент.

6. Метод математического анализа.

Анализ научно-методической литературы

Данный метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения литературы по подготовке баскетболистов особое внимание обращалось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа научно-методической литературы послужили теоретической предпосылкой для проведения нашего исследования.

Всего была изучено 42 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.

Метод бесед

Данный метод использовался для фактического сбора информации по проблеме развития прыгучести у баскетболистов. В процессе общения с тренерами, специалистами баскетбола обсуждались вопросы подбора упражнений для развития прыгучести, их планирования в системе физической подготовки.

Педагогическое наблюдение

В ходе педагогических наблюдений определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций.

Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных баскетболистов проводились на соревнованиях Иволгинского района, среди товарищеских матчах, как у девушек, так и у юношей, что позволило сделать сравнительный анализ рассматриваемых показателей.

Для определения интересующих нас данных о соревновательной деятельности баскетболистов 15-16 лет использовался метод стенографии – запись игр специально разработанными символами. Нами использовались следующие обозначения:

П–1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;

П-2 - то же, только отталкивание выполнялось двумя ногами;

С-1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;

С-2 - то же, только отталкивание выполнялось прыжком с двух ног.

Контрольные испытания (тесты)

Данный метод использовался с целью контроля за развитием прыгучести у баскетболистов 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение информативных данных [2;31]. Нами использовались следующие контрольные испытания:

1. Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой (см).

2. Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки (см).

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками (см).

4. Выпрыгивание из приседа на одной ноге со взмахом руками (см).

Тестирование проводилось перед началом и после окончания педагогического эксперимента, что позволило проследить динамику изменения прыгучести в ходе экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной методики развития прыгучести у баскетболистов 15 – 16 лет. Исследования проводились на базе Гурульбинской СОШ и Оронгойской СОШ Иволгинского района РБ. В экспериментальной группе (ГСОШ, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (ОСОШ, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (сентябрь – октябрь 2013 года) включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов разработана методика развития прыгучести в процессе физической подготовки баскетболистов, спланировано проведение контрольных испытаний, педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.

Второй этап включал в себя период с ноября 2013 по май 2014 гг. На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики развития прыгучести у баскетболистов 15 – 16 лет.

В процессе исследования определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций; оценивалась эффективность использования экспериментальной методики развития прыгучести у баскетболистов 15 – 16 лет.

На третьем этапе (сентябрь - ноябрь 2014 г.) проводилась обработка полученных данных математическими методами, анализ и обобщение полученных результатов, осуществлялись написание и оформление выпускной квалификационной работы

Основу прыжковой подготовки составили четыре блока.

БЛОК 1. Упражнения прыжки на месте

1. Подскоки на месте с двух ног: ИН

Выполнение: В положении стоя на полу:

Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках распрямлять голеностопный сустав максимально, на сколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Для прыжков можно использовать скакалку.

2. Подскоки (Из стороны в сторону): ИН

Выполнение: В положении стоя на полу:

Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках распрямляйте голеностопный сустав максимально, на сколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.

3. Развороты из стороны в сторону: ИН

Выполнение: В положении стоя на полу:

Примечание: При выполнении прыжков верхняя часть тела не должна вращаться. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.

4. Выпрыгивания (C места вверх до отметки): ИН

Выполнение: В положении стоя на полу около стены:

Примечание: Перед выпрыгиванием не подшагивать, не выпрыгивать с места.

5. Выпрыгивания (С разножки): ИС

Выполнение: В положении стоя на полу:

Примечание: Выставленная вперед нога должна быть согнута в коленном и бедренном суставах на угол в 90°. При выпрыгивании спина должна быть прямой, не наклонятся вперед. Выполнять упражнение непрерывно, без пауз.

6. Выпрыгивания (до кольца): ИС

Выполнение: В положении стоя на полу под баскетбольным кольцом.

Примечание: Не засиживаться на полу. Стараться выпрыгивать максимально вверх. Приземление должно быть мягким. Стараться чтобы пятки не касались пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.

БЛОК 2. Упражнения многоскоки. Этот вид упражнений включает серийные прыжки и многоскоки. Упражнения могут быть как низко интенсивными, так и нести экстремально стрессовую нагрузку. Для выполнения этих упражнений требуется достаточное пространство.

1. «ДВА ШАГА»: ИС

Выполнение: В положении стоя на полу одна нога чуть выставлена вперед:

Примечание: Выполняя прыжок помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук. Каждый последующий шаг должен выполняться быстрее, чем предыдущий. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Дистанция выполнения 30 м.

2. ПРЫЖКИ (С двух ног): ИС

Выполнение: В положении стоя на полу:

Примечание: Выполняя прыжки помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук. Не засиживаться на полу, стараться выпрыгнуть как можно быстрей. Приземление должно быть мягким. Выполнять 3-5 прыжков в серии.

3. ПРЫЖКИ (На одной ноге): ИВ

Выполнение: Стоя на полу на одной ноге:

Примечание: Выполняя прыжки помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук.. Приземление должно быть мягким. Дистанция выполнения 10-25 м.

4. ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК (С места): ИВ

Выполнение: В положении стоя на полу на расстоянии 3-6 метров от гимнастического мата:

Примечание: Необходимо определить необходимое расстояние до гимнастического мата или до ямы для прыжков в длину, совершив пробный прыжок. При выполнении прыжков помогать себе энергичным взмахом обеих рук. Стараться выпрыгивать как можно быстрее.






БЛОК 3. Упражнения с использованием тумбы.

Этот вид упражнений включает одиночные и серийные запрыгивания, прыжки в глубину с выпрыгиванием вверх, боковые перемещения и запрыгивания.

Упражнения могут быть как низко интенсивными, так и нести экстремально стрессовую нагрузку.

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВЫТАЛКИВАНИЕ (С одной ноги): ИН

Примечание: Нога, приземляющаяся на тумбу, должна коснуться поверхности долей секунды раньше, чем другая нога приземлится на пол. Выполнять взмахи двумя руками одновременно, для увеличения высоты прыжка и балансирования.

2. ПООЧЕРЕДНЫЕ ВЫТАЛКИВАНИЯ: ИН

Выполнение: Стоя на полу перед тумбой, поставить правую ногу на тумбу, пятка располагается у края тумбы.

Примечание: Левая нога должна приземлиться на тумбу долей секунды раньше, чем правая нога приземлится на пол. Выполнять взмахи двумя руками одновременно, для увеличения высоты прыжка и балансирования.

3. БОКОВЫЕ НАШАГИВАНИЯ: ИН

Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы:

.

Примечание: При выполнении упражнения не помогать себе ногой расположенной на полу, выносить тело вверх только за счет силы мышц ноги расположенной на тумбе.

4. ЗАПРЫГИВАНИЕ НА ТУМБУ (Руки за головой): ИС

Выполнение: Стоя на полу, ноги врозь. Отвести руки за голову:

Примечание: Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления. Со временем вы можете усложнить упражнение, – не сходя с тумбы, а спрыгивая вниз и выполнять упражнение непрерывно.

5. ЗАПРЫГИВАНИЕ НА ТУМБУ: ИН

Выполнение: Стоя на полу перед тумбой, ноги врозь:

Примечание: Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхности тумбы. Контролировать визуально место приземления.


6. ЗАПРЫГИВАНИЯ НА ТУМБУ: ИС

Выполнение: Стоя на тумбе, ноги врозь, пятки свисают с края тумбы.

Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Необходимо визуально контролировать место приземления.

7. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ: ИС

Выполнение: Стоя на краю тумбы, ноги врозь:

Примечание: Приземление на пол должно быть мягким и постараться выпрыгнуть как можно быстрее.

8. ВЫПРЫГИВАНИЯ ИЗ ГЛУБИНЫ (До кольца): ИС

Выполнение: Стоя у переднего края тумбы лицом к кольцу:

Примечание: Приземление на пол должно быть мягким, постараться чтобы пятки не касались пола. Выполнять 3-5 выпрыгиваний. Каждый раз старайтесь коснуться выбранной отметки.

9. ВЫПРЫГИВАНИЯ ИЗ ГЛУБИНЫ (С поворотом на 180°): ИВ

Выполнение: Стоя у переднего края тумбы:

Примечание: Приземление на пол должно быть мягким.

10. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ (C одной ноги): ИВ

Выполнение: Стоя у переднего края тумбы:

– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.

– Приземлившись на пол, на одну ногу, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх.

– Приземлиться на ту же ногу.

11. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ (С мячом): ИВ

Выполнение: Стоя у переднего края тумбы, удерживая мяч перед собой двумя руками:

– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.

– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх и вперед, распрямляя руки и вынося мяч вверх.

Стараться коснуться щита или кольца, или пытаться забить мяч в кольцо в прыжке или сверху (если позволяет рост).

Примечание: Приземление на пол должно быть мягким.

БЛОК 4: Упражнения для улучшения работы ног (при игре в защите)

1. Боковое перемещение: ИС

Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы, поставить ближнюю ногу на середину тумбы. Руки в положении готовности к игре в защите:

Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Необходимо визуально контролировать место приземления.

2. Боковое напрыгивание: ИС

Выполнение: Стоя на тумбе близко от края, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.

Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления.

3. Бросок в прыжке: ИВ (из глубины)

Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию между кольцом и тумбой.

Примечание: Приземление должно быть мягким, а выпрыгивание взрывным. Пока партнер подбирает мяч, игрок снова занимает позицию.

Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого описаны в ходе следующего раздела работы.

Заключение

1. По итогам анализа научно-методической литературы определено, что специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.

2. Программа развития прыгучести баскетболистов 15 – 16 лет предусматривала:

- Изменение соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки в пользу СФП. Вместо традиционно принятого: ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.

- Соотношение средств СФП составило 35% скоростно-силовой (в основном прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту и специальную выносливость и 5% на увеличение подвижности в суставах и расслабление.

- Занятия по СФП носили интегральный характер и проводились в сочетании с технико-тактической подготовкой. Занятия с интегральной направленностью проводились 3 раза в неделю через день.

- Блочную систему применения прыжковых упражнений различной интенсивности.

3. В результате исследований определен удельный вес игровых действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, в общем объеме соревновательной деятельности баскетболистов 15 – 16 лет. Полученные данные наглядно свидетельствуют о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке, в соревновательную деятельность. 81 % производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при отталкивании одной ногой и составляют 28,4 %.

Добивание и подбор мяча баскетболистами производится в основном в прыжке, и их вклад составляет 96 % и 93 %. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится всего 4 % и 7 %.

В зависимости от координационной сложности, баскетболисты в среднем за игру выполняют 5,5 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 30 % с отталкиванием двумя ногами (П-2) без применения элементов управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2). Наибольшее количество бросков совершается спортсменами после отталкивания двумя ногами, на их долю приходится 68,4 %.

4. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной программы развития прыгучести баскетболистов 15 – 16 лет. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение в тесте 1 на 1,9%, в тесте 2 на 3,6%, в тесте 3 на 2,3%, в тесте 4 на 5,4%. В контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!