WorldSkills – международное движение, основной целью которого является повышение стандартов подготовки кадров и популяризация рабочих профессий. Под эгидой WorldSkills проводятся региональные, национальные и мировые чемпионаты. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств. Для решения вопроса о внедрении стандартов WorldSkills в профессиональное обучение необходимо решить основные задачи:
- повысить квалификацию педагогов техникума в логике WorldSkills Russia;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу;
- разработать учебно-методическую документацию на основе стандартов WorldSkills;
- создать материально-техническую базу, соответствующую стандартам WorldSkills;
- создать условия для повышения мотивации обучающихся, развития профессиональной образованности и повышения уровня квалификации для достижения карьерного и личностного роста;
- привлечь социальных партнеров в процесс подготовки молодых специалистов и для разработки процедуры оценки качества выпускников;
- выявить лучших представителей профессии (компетенции) среди обучающихся, выпускников и педагогов с целью участия в региональных, российских и международных конкурсах, том числе чемпионатах WorldSkills.
Коррекция учебно-методической документации на основе стандартов WorldSkills. Основными документами по использованию стандарта WorldSkills в учебном процессе являются: – техническое описание компетенции; – контрольно-измерительные материалы; – схема оценки заданий. Техническое описание – документ, определяющий название компетенции, последовательность выполнения задания, критерии оценки, требования к профессиональным навыкам участников, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности. Контрольно-измерительные материалы – это комплект заданий, которые составляются на основе требований регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WSR). Критерии оценки – это набор аспектов для максимально точного и корректного измерения уровня владения навыками и знаниями, необходимыми для профессионала. Данные документы описывают требования к компетенциям, реализацию которых можно проверить во время региональных чемпионатов. В рамках применения стандарта WorldSkills моделируются профессиональные функции будущих рабочих. Обучающиеся получают реальные производственные задания, в ходе которых отрабатываются профессиональные компетенции, знания, умения и навыки. В соответствии с методикой стандарта WorldSkills профессиональное задание не может быть выполнено частично. При этом особое внимание уделяется не только качеству выполненной работы, но и времени, отведенному на его выполнение и соблюдению правил безопасности труда.
Система WorldSkills предусматривает оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий, обучающихся на рабочем месте. Этот способ оценивания дает четкое понимание, какие знания и навыки усвоены и закреплены обучающимися и обозначает проблемные точки в образовательном процессе. Опыт показывает, что обучающиеся без дополнительной подготовки выполнять такого рода задания не готовы.
В учебном процессе используются производственные задания в формате WorldSkills для проведения различных видов контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по учебной практике, экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю).
В рамках освоения профессии 19.01.04 «Пекарь» мы используем производственные задания в формате WorldSkills в процессе проведения промежуточной аттестации: проводим дифференцированный зачёт по дисциплине УП (учебная практика) и проводим комплексные экзамены по всем 4 профессиональным модулям: приготовление теста; разделка теста; термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий; укладка и упаковка готовой продукции. Оценка по комплексному экзамену выставляется с учётом итоговых оценок по учебной практике, производственной практике.
Инновационность применения стандартов WorldSkills дает возможности:
– профессиональным образовательным учреждениям обновлять материально-техническую базу образовательной организации;
– мастерам производственного обучения, которые выступают в качестве экспертов – осваивать новые методы обучения и технологии, участвовать в формировании стандартов профессий;
– обучающимся – изучать современные технологии и лучшие мировые практики, участвовать в чемпионатах WorldSkills различного уровня.
Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, семинары, тренинги, ролевые и деловые игры, викторины, презентации и т.д. Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность обучающихся на практических занятиях, повысить их субъектную позиции, создать условия для развития у них интереса к профессии, формировать навыки работы в команде и многое другое.
На своих занятиях учебной практики мы проводим мастер – классы по приготовлению дрожжевого теста и изделий из него, викторину по приготовлению пирогов, презентации по приготовлению различных видов теста. Целью этих занятий является развитие интереса и значимости избранной рабочей профессии для наших обучающихся.
Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности. Одним из приоритетных направлений развития техникума сегодня является формирование устойчивого взаимодействия образовательного учреждения с работодателями, направленного на удовлетворение потребностей работодателей, обеспечение связи процесса подготовки выпускников с организациями и предприятиями, на которых им предстоит работать. Сотрудничество техникума с предприятиями и организациями осуществляется на основе договоров о социальном партнерстве. Предметом договора являются:
1. Организация и прохождение различных видов практик по профессии и специальностям с обязательным обеспечением условий безопасности на каждом рабочем месте.
2. Участие работодателей в разработке программ профессиональных модулей, содержания выпускных практических работ.
3. Проведение экскурсионных занятий.
4. Привлечение опытных специалистов для проведения семинаров и мастер классов.
5. Назначение опытных специалистов председателями государственных экзаменационных комиссий, руководителями практик, руководителями выпускных квалификационных работ и проектов, рецензентами работ.
6. Проведение деловых встреч работников предприятий с обучающимися.
7. Участие специалистов по профессии в роли экспертов в региональных чемпионатах WorldSkills.
8. Прохождение стажировки на предприятиях преподавателями спец дисциплин и мастерами производственного обучения техникума.
9. Помощь в укреплении учебно-материальной базы техникума.
К сожалению, в силу многих причин в нашем учебном заведении нет договоров социального партнёрства по профессии «Пекарь» и хотелось, чтобы на этот вопрос обратили внимания, потому что обеспечить обучающихся квалифицированными рабочими местами для прохождения производственной практики крайне сложно и это тоже большой пробел для наших обучающихся.
Первым этапом подготовки обучающихся к региональному конкурсу WorldSkills Russia является углубленная теоретическая подготовка, усложненные задания учебной практики, необходимые пекарю в своей профессиональной деятельности, без которых невозможно реализовать себя в качестве конкурентоспособного и высококвалифицированного рабочего. При организации уроков учебной практики часто используется индивидуальная работа. Такая форма работы позволяет:
- отрабатывать упражнения, совершенствуя имеющиеся знания и умения;
- развивать мышление, активизировать память, актуализировать опыт и знания;
- работать в индивидуальном темпе; - повышать ответственность за результат своей работы;
- формировать адекватную самооценку личности.
С первого дня подготовки обучающегося, а также преподавателей и мастеров п/о к конкурсам профессионального мастерства нужно создать благоприятные условия для развития «адаптивных ресурсов». В противном случае можно столкнуться с адаптационным синдромом или стрессом. Сначала наступает первая стадия – «стадия тревоги» – характеризующаяся генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Затем её сменяет вторая стадия «резистентности», которая состоит в частичном приспособлении, выявлении напряжения отдельных функциональных систем. На смену второй приходит третья стадия состояния организма, который либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация к атмосфере предстоящего конкурса профессионального мастерства, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации. Конечный результат зависит от характера, силы, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма участника конкурса профессионального мастерства. Для того, чтобы этого избежать, должна обеспечиваться психофизиологическая адаптация, т.е. привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды. В результате у обучающегося, подготовленного к участию в конкурсе профессионального мастерства, должно быть комфортное эмоциональное состояние. Он должен привыкнуть к режиму труда, режиму работы. Формируется оптимальная работоспособность.
Все эти стадии прошли и наши мастера п/о и Коротченко Аня. По три раза мы отрабатывали каждый модуль конкурсного задания, с чёткой отработкой времени на задание по 5 часов на каждый конкурсный день. Не скажу, что давалось всё легко, но с задачей мы справились, обучающаяся была готова.
Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства приводит к лучшему освоению профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций профессионального стандарта. Повышается качество среднего профессионального образования, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной профессии. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочей профессии через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, в том числе в региональных чемпионатах «WorldSkills Russia». Таким образом, применение стандартов WorldSkills в учебном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач, обеспечить качество подготовки выпускников. И то, что совсем недавно было новацией, становится неизбежной реальностью, необходимым условием создания положительного имиджа учебного заведения, его педагогов, престижности выбранной обучающимися профессии.