СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-тезисы "ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены тезисы об особенностях коррекционной работы по ознакомлению с окружающей средой детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях дошкольного учреждения компенсирующего типа

Просмотр содержимого документа
«Доклад-тезисы "ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "»

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства [3].

Основываясь на исследованиях О.М. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец относительно развития умственно отсталых дошкольников, которое выражается в недоразвитии познавательных интересов, необходимо отметить, что эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Этой категории детей свойственна узость объема и бессистемность восприятия, они не выделяют главного, не понимают внутренние связи между частями и др. Все это имеет большое влияние на весь дальнейший ход их развития [5] .

В начале обучения в дошкольном учебном заведении компенсирующего типа умственно отсталые дети имеют крайне бедные представления об окружающем мире. Они не умеют, не только называть предметы или явления, которые их окружают, но и выделять их из группы разнообразных предметов. При правильно организованном коррекционном психолого-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей. Поэтому целенаправленное ознакомление умственно отсталых дошкольников с предметным миром является необходимым условием для формирования целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой [1].

Коррекционные задачи по ознакомлению с окружающим миром необходимо решать с помощью различных методов, направленных на лучшее усвоение знаний, приобретение определенных умений и навыков, развитие познавательной активности: наблюдение, демонстрация различных сюжетных картин, предметных картинок, видео и фото презентаций, несложная экспериментальная деятельность, дидактические игры, рассказы педагога, беседы, труд в природе и др.

При первичном ознакомлении детей с умственной отсталостью с окружающими предметами и явлениями наиболее эффективным является использование наглядных, практических методов, особенно наблюдений или опытов, которые обеспечивают непосредственный контакт с изучаемыми объектами. Для закрепления знаний обычно используем игры и игровые упражнения, рассказы воспитателя, чтение специально подобранной детской литературы, труд. Обобщение знаний осуществляется с помощью бесед, дидактических игр [2].

Одним из направлений знакомства умственно отсталых дошкольников с окружающим миром – ознакомление с природой. Несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира. Наибольшую трудность для умственно отсталых детей представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы, вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе [1].

Коррекционная работа проводится в основном во время наблюдений. Этому методу принадлежит особая роль в познании умственно отсталым ребенком окружающей действительности, потому что он опирается на чувственное восприятие ребёнка, обеспечивает непосредственный контакт детей с природой. В ходе наблюдений учителю-дефектологу необходимо использовать различные приемы: вопросы, объяснение, рассказ, сравнение, художественное слово, игровые приемы. Учитывая особенности восприятия умственно отсталых детей, наблюдение за любым объектом всегда тщательно готовится, подбирается для этого дополнительный наглядный и словесный материал. Педагог подбирает вопросы так, чтобы они содержали конкретную мысль, доступную и понятную детям, опирались на предыдущий опыт детей, побуждали детей к восприятию нового. Игровые приемы способствуют повышению интереса детей, делают сам процесс наблюдения более доступным и привлекательным [6].

Использование художественного слова во время наблюдения помогает создать в воображении детей более яркие образы. В результате такой последовательной работы у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними, чувственный опыт приобретает для ребенка особое значение.

Во время проведения опытов дети имеют возможность не только наблюдать, но и действовать, давать самостоятельные умозаключения. Знания, приобретенные детьми во время исследовательской деятельности, имеют особую доказательность, полноту и прочность.

Игры и упражнения с природными материалами (песком, водой, глиной, снегом, льдом, листьями, камешками, ракушками и т. д.) развивают у дошкольников внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. Роль игры в коррекционном процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Во время таких игр у детей формируется представление об объектах живой и неживой природы, их качества, развиваются воображение, умение сосредотачиваться, соотносить свои действия с действиями других, воспитывается любовь, бережное отношение к природе.

Планируя коррекционную работу по ознакомлению с окружающей средой, учитель-дефектолог должен учитывать то, что дети этой категории пассивные, неэмоциональные, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому им необходимо постоянно создавать эмоционально-положительные условия при проведении различных видов коррекционной работы. Этому способствует ранее отобранный, апробированный материал (речевой и наглядный). Многократное повторение при использовании каждого метода или приёма помогает ребёнку легче усваивать средства ориентировки в окружающем, выделения и фиксирования свойств и отношений предметов. Также успех в проведении коррекционной работы по ознакомлению умственно отсталого ребенка с природным окружением зависит от подготовки и приемов руководства, которые применяет педагог [4].

Опыт коррекционно-воспитательной работы Е.  А.   Стребелевой,  Е.А.  Екжановой, А.Н.  Косымовой, свидетельствует, что снижение интереса к окружающему миру уменьшается путем специально организованного знакомства с природой, потому что природные материалы и явления наглядно предстают перед умственно отсталыми детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств воспринимает разнообразные качества природных объектов. Это способствует коммуникативной компетенции, накоплению чувственного опыта воспитанников, их познавательному развитию. Усвоенные знания еще не могут служить основой для интеллектуального развития ребенка и лечь в основу более высокой организации его деятельности. Между тем такая задача коррекционной работы, безусловно, должна быть поставлена перед педагогами дошкольного обучающего учреждения компенсирующего вида.

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей снарушенным интеллектом. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.









Список литературы:


1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие / В.В. Лебединский. – М. : Издательство Московского университета, 1985. – 148 С.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

4. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2006. – № 5. С. 46 – 56

5. Яришева Н.Ф. Методика ознакомления детей с природой / Н.Ф.Ярышева. – К.: Высшая школа, 1993. – 255 с.

6. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М .: Академия, 2002.– 160 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!