СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технология построения учебных занятий для обеспечения системно-деятельностного подхода в формировании метапредметных умений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится о планировании современного метопредметного урок. Рассматриваются формы организации урока, требония к уроку. Приведены примеры из опыта работы. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология построения учебных занятий для обеспечения системно-деятельностного подхода в формировании метапредметных умений»

7


Технология построения учебных занятий для обеспечения системно-деятельностного подхода в формировании метапредметных умений


Первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход. Функции универсальных учебных действий включают: во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; во-вторых, в создании условий для гармоничного развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования; в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Как спланировать урок, который будет решать задачи не только предметных но и метопредметных результатов согласно требованиям Стандартов второго поколения? 

Сегодня уроки надо строить по-другому, по совершенно иной схеме: упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности);

  • для чего я это делаю? (какова цель);

  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

  • какой это дает результат?

  • за счет чего, этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего, я работаю на результат.

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также различные педагогические технологии. Рассмотрим формы организации учебной деятельности для урока комбинированного типа.




Требования к уроку комбинированного типа

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Формируемые универсальные

учебные действия



Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Диалог, технология проблемного обучения

Регулятивные, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Диалог, технология проблемного обучения

(учитель помогает, советует)


Регулятивные планирования

Практическая деятельность

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (учитель консультирует).

Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность. Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами.


Все УУД

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель консультирует.

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает), работа по памяткам

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует.

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Различные приемы рефлексии, смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, творческие и поисковые задания,  тематические проекты

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Данная таблица позволяет учителю при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики выделяется 4 этапа:

1-этап - вводно-мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.

2- этап - открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. Широкое использование важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Это задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.


3- этап - формализация знаний, это такая работа, которая позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

4- этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяю приемы, которые носят деятельностный характер.

Я предлагаю рассмотреть технологическую карту урока математики в 1 классе, составленную с позиции УУД.

Тема урока: «Сложение чисел в пределах первого десятка» (Закрепление знаний)

Цели урока:

• Отработать алгоритм сложения в пределах 10; сформировать навыки быстрого счета;

• Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;

• Воспитать стремление достичь поставленной цели, чувство ответствен-ности, уверенности в себе.

Методы.

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


Приведу несколько приемов, которые я использую на уроках математики в 1 классе. Так, обучение детей целеполаганию, формированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, что позволит создавать проблемную ситуацию для определения границ знания-незнания.

Например, я ставлю на уроке математики в 1 классе по теме «Многоугольники» следующую проблему:

На мониторе компьютера изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый. Я сообщаю, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого ставлю проблемный вопрос: «Как ты думаешь, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?». Для решения этой проблемы ребенку необходимо провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Он сравнивает мысленно слова «четырехугольник» и «пятиугольник» и анализирует эти слова путем выделения в них знакомые ему слова:«четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ направляет его мысль в определенном направлении. Здесь ему снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых он убеждается, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями названий данных фигур, ребенок подходит к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос, а именно: « Красные четырехугольники называются так потому, что у них 4 угла, а зеленые пятиугольники — 5 углов». Это позволило ученику самому сформулировать тему урока и поставить учебные задачи со словами узнать, научиться, которые необходимо сохранять в течение всего урока.

Или другой пример с урока по теме «Перестановка слагаемых».

Обращение к ученикам: « Сегодня вы станете учеными. А что будем изучать, вы сейчас узнаете. Посмотрите на примеры: 4+2 3+1 1+4 и 2+4 1+3 4+1. Что вы заметили? ( Одинаковые числа в первом и втором столбиках, только записаны по - другому). Сегодня мы понаблюдаем за результатами в таких примерах и сделаем научное открытие. Поставьте учебную задачу, используя слова « узнать, научиться, сделать вывод».

В ходе этой работы концентрируется внимание, проводятся самостоятельные исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

Очень важно, чтобы учитель уже с первых уроков поставил перед учащимися задачу самостоятельно оценивать свои достижения при изучении математики. Другими словами, «не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку своих достижений». Учить проверке надо с 1 класса, поэтапно, постепенно усложняя. Постоянно задавая вопросы: Как ты делаешь? А ты? С чего начнешь? Что дальше будешь делать?

В третьей четверти, когда ученик научился читать, я вместе с ним составляю памятку «Как оценить самого себя?»:

1.Что нужно было выполнить?

 2.Удалось ли?

3.Выполнил все правильно или есть недочеты?

4.Выбери с помощью светофора соответствующий цвет: красный- все выполнено без ошибок; синий - есть ошибки, но их мало; желтый- не справился с заданием.

Также я предлагаю ученикам заполнить «Лист обратной связи» по теме «Сложение и вычитание» раздела «Числа от 1 до 10» с целью формирования самоконтроля и самооценки учебной деятельности: личностных и регулятивных учебных действий. Задания беру небольшие - на 5-7 минут.

Задание

Варианты ответов

Оценка ученика

«+»

Оценка после проверки «+» или «-« (если есть ошибки)

1

Какое число из трех заданных чисел получится при сложении двух других?

5 4 1



2

Укажи сумму чисел 5 и 3

6 7 8



3

Укажи все примеры, ответы которых равны 7.

1+6 2+5

1+7 3+4



4

Укажи разность чисел 9 и 2.

6 7 8



5

На сколько число 10 больше чем 7?

На: 3 4 2



6

Укажи все примеры, ответы которых равны 3.

10-7 8-5

9-6 5-3



7

Укажи равенство, которое станет верным, если в окошко записать число 6.

10 –О = 3

2 + О = 9

О -5 = 1



8

Всего правильно выполненных заданий


-



9

 Образы смайликов




К данному листу прилагается инструкция:

1.Прочитай задание и выполни его.

2. Подчеркни правильный ответ одной чертой.

3.После выполнения всех заданий проверь их. Отметь правильно выполненные задания знаком «+».

Систематическое выполнение учебных действий самоконтроля и самооценки не только помогает ученикам в усвоении программного материала, но способствует осознанию каждым учеником возможностей поэтапно самому регулировать результаты своей учебной деятельности, улучшить их, а это станет основой для дальнейшего развития регулятивных действий младшего школьника.

Во втором классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел даю задания на формирование познавательных и коммуникативных УУД при решении задачи. Например, « Ваня и Коля собирали урожай. Ваня собрал 17 килограммов овощей , а Коля – 21 килограмм овощей». А) Выбери из предложенных вопросов тот, который нельзя поставить к этому условию задачи , подчеркни его. Запиши ответы на все другие вопросы и объясни свои действия.

1. Сколько всего килограммов овощей собрали мальчики? Ответ:__________

2.На сколько килограммов овощей меньше собрал Ваня, чем Коля? Ответ:__________

3.Сколько килограммов овощей надо отвезти в магазин? Ответ:___________

Б) Подпиши числа из задачи в кружках и соедини их с именами мальчиков.

О Ваня

О Коля

В)Выбери один из возможных вопросов пункта А. Обведи его. Запиши решение и ответ к выбранному вопросу.

Данные задания позволяют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, а также обобщать (познавательные УУД); выражать в речи свои мысли и действия ( коммуникативные УУД).

Необходимо проводить мониторинг успешности каждого учащегося на основе анализа заданий, за основу которого можно взять различные таблицы, где фиксировать вместе с учеником уровень сформированности умений и навыков. Совместное оценивание работы ученика под руководством учителя, рефлексивный подход к анализу работы способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей работы над ошибками, что также является важным показателем сформированности универсальных действий младших школьников.

Работа в этом направлении должна быть систематической и целенаправленной с анализом заданий в классе и разбором не только типичных ошибок, но и способов действия учеников.

МОИ УСПЕХИ (математика 2 класс) таблица

Формируемое универсальное действие

На уровне понимания

На уровне знаний

На уровне применения

Решение заданий на установление соответствий




Умение устанавливать взаимосвязи между компонентами




Умение устанавливать взаимосвязи между единицами измерения




Умение выявлять закономерности




Умение пользоваться алгоритмами




Умение решать ситуативные задачи




Умение выбирать верные ответы




Умение работать с таблицами




Умение работать с диаграммами




Умение доопределять понятия, определения




С применением в обучении приемов формирования УУД, с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.

На основе обобщения теоретического и практического материала в качестве рекомендаций учителю можно предложить следующее:

1. Во время проведения уроков активно использовать элементы современных образовательных технологий.

  1. Создание доброжелательной среды в классе, основанной на равноправном общении учащихся и педагогов. Использовать упражнения на сотрудничество, в том числе с родителями учащихся.

  2. Осуществлять внедрение новых информационных технологий, т.к. они позволяют интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

    Список литературы

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли»,М., 2008.

2.Кулько В.А., Цехсистрова Г.В., «Формирование у учащихся умения учиться», М.,

3.Волкова С.И., «Проверочные работы. 1 класс»,М., 2015.

4. Т.Л. Мишакина, С.И. Новикова «Формируем унивесальные учебные действия на уроках математики. 2 класс», М., 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!