СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Творческий подход к робототехнике"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Творческий подход к робототехнике"»

Творческий подход к робототехнике

Робототехнические наборы LЕСО, безусловно, являются прекрасной базой для внедрения робототехники в начальной и средней школе. Особым преимуществом наборов является их готовность к использованию на уроках общеобразовательного цикла — этому способствует и простота конструктора, и наличие большого ассортимента пошаговых инструкций, понятных педагогам и

ученикам без предварительной подготовки. Таким образом, практически любой педагог может использовать данные наборы при проведении лабораторных работ или исследовательских проектов. Вместе с тем, использование наборов на занятиях робототехники требует от педагога учитывать, на мой взгляд, обратную сторону этой медали.

Ключевой особенностью конструкторов LЕСО является упрощение реального мира. Его состав из различных конструктивных, силовых и логических элементов позволяет путем их комбинации получить быстрый интересный результат. Однако, у ребенка, который быстро реализовал свой робототехнический проект, возникает чрезмерная самоуверенность и на ее фоне ученик отказывается изучать базовые вещи - он ведь все уже умеет.

Ребёнку становится понятно, что робототехника — это просто: берёшь одно и присоединяешь другое... Зачем дальше учиться? У ребёнка создаётся заблуждение, что это он сам всего достиг.

С подобным явлением сталкиваются педагоги, использующие на занятиях робототехники готовые пошаговые инструкции. В результате, учащиеся не задаются вопросами: «Почему конструкция именно такая»,- они не ищут более эффективные способы решения задач, и самое, на мой взгляд, печальное — такой подход лишает ребенка свободы творчества. В конечном счете процесс обучения заменяется бездумным исполнением пошаговых линейных инструкций. Вполне естественно, что интерес и вовлеченность ученика на занятиях, организованных подобным образом, достаточно быстро иссякает. Превратив обучающегося в потребителя конструктора, ученик самостоятельно переходит в стадию потребления контента: его интересует ассортимент инструкций и дополнительные функциональные блоки конструктора. Надо ли в этом случае утверждать, что таким образом осуществляется подготовка будущих инженерных кадров?

Как показывает мой опыт, учащиеся начальной школы, вполне справляются с другим подходом к обучению. Им в начале занятия демонстрируется готовая собранная модель робота, рассказывается, какую задачу он решает. Впоследствии дети собирают аналогичные модели. Таким образом у обучающихся тренируются навыки наблюдательности, внимания к деталям. Кроме того, далеко не всегда можно подробно рассмотреть как собран блок, скрытый от взгляда другими конструкциями. Ученику запрещено разбирать эталонную модель, вынужден заниматься инженерным анализом, предугадывая конструкцию невидимого блока. В процессе сборки модели учеником, педагог имеет возможность вести с ним диалог, например: «а почему именно большая шестеренка используется, почему нельзя обойтись маленькой?». Таким образом, обучающийся учится рассуждать. Если у него не получается теоретически сделать вывод, можно предложить ему попробовать это на практике и провести наблюдение за результатом. В дальнейшем необходимо запрограммировать собранную модель. Здесь ученикам также не предоставляется готового алгоритма. На первых уроках, когда дети изучали моторы и сенсоры, они знают, как эти части конструктора управляются программой, поэтому они самостоятельно, путем постоянной проверки гипотез, составляют алгоритм. После того, как ребенок порадовался достигнутому результату, можно дать дополнительное задание: «а что можно улучшить или изменить в этой модели для более эффективного решения задачи?».

Как видно, отсутствие пошаговых инструкций вырабатывает у ребенка не только навыки мышления, но и радость от правильного решения сложных, но посильных задан.

Начиная со второго полугодия, на занятиях робототехникой можно переходить к проектной деятельности. Одно из заданий звучит, например, так: найти в реальной жизни проблему, которую можно решить, используя робота.

Спроектировать и изготовить модель этого робота. Провести презентацию. Для решения подобных задач ученики объединяются в команды. В процессе выполнения проекта, дети получают навыки коллективной работы — от рассуждений до распределения обязанностей, а также оттачивают презентационные навыки: умение обрисовать проблему, обосновать важность ее решения, провести анализ способов решения и презентовать лучший способ. Готовя презентацию проекта, ребята получают навыки художественного оформления, стараются в максимально понятной и наглядной форме донести свои мысли.

Подводя итоги, хочу еще раз повторить, что простота использования робототехнических конструкторов LЕСО и прилагаемые к нему пошаговые инструкции — несомненное преимущество по сравнению с другими технологиями.

Однако, на занятиях робототехнического кружка следует учитывать, что роботы должны использоваться не как развлечение, а как образовательный инструмент. Поэтому применение на занятиях пошаговых инструкций крайне нежелательно. Так же, на мой взгляд, следует разрабатывать уроки с учетом применения не только инженерного опыта, но и технического творчества, и декоративно-прикладного. Иными словами, если педагог робототехники выработает методики использования робототехнического конструктора в качестве платформы для транспредметной интеграции, а также методики организации проектной деятельности, что предписывает ФГОС, уровень вовлеченности детей значительно повысится.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!