СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ
Доклад
подготовили учащиеся 9 класса
Долгушина Анна
Бабенко Татьяна
Учитель
Чепрасова Е.В.
Измерение недоступного расстояния между доступными точками
Пусть А и В — доступные точки; АВ — недоступное расстояние, которое необходимо определить (рис. 32).
Для решения поставленной задачи с использованием равенства треугольников необходимо выполнить следующую систему действий:
1) мысленно соединить доступные точки А и В;
2) построить произвольный треугольник АВС, одна из сторон которого является искомой, например АВ;
3) продолжить две другие стороны АС и ВС за точку их пересечения;
4) на продолжениях сторон АС и ВС отложить соответственно равные отрезки А'С = АС и В'С = ВС;
5) соединить концы полученных отрезков, т. е. точки А' и В';
6) доказать равенство треугольников А'В'С и АВС;
7) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (АВ=А'В') и найти его, измерив А'В';
8) записать ответ.
Теперь воспользуемся для решения данной задачи подобием треугольников.
Решение этой задачи с помощью подобия треугольников включает следующую систему действий
1) мысленно соединить доступные точки А и В;
2) построить произвольный треугольник АВС, одна из сторон
которого, например АВ, является искомой;
3) продолжить две другие стороны АС и ВС за точку их пересечения;
4) на продолжениях сторон АС и ВС отложить соответственно
отрезки А'С =1/n*AС и В'С =1/n*ВС (где n — натуральное число;
например, если n=4, то A'С = 1/4AС);
5) соединить концы полученных отрезков, т. е. точки А' и В';
6) доказать подобие треугольников AВС и A'В'С;
7) сделать вывод о том, что A'В'=1/nAВ;
8) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (AВ = n*A'В') и найти его, измерив A'В';
9) записать ответ.
По существу здесь мы имеем два частных приема, реализующие соответственно два способа решения одной и той же задачи, не зависящие от вида треугольника.
Рассмотренные выше приемы позволяют получить обобщенный прием решения задачи на измерение недоступного расстояния между доступными точками. В состав обобщенного приема входит следующая система действий:
1) мысленно соединить данные (доступные) точки;
2) построить произвольный (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) треугольник, одна из сторон которого — искомое расстояние (основной треугольник);
3) построить вспомогательный треугольник, равный или подобный данному, для этого:
а) продолжить две другие стороны основного треугольника за точку их пересечения
б) на продолжениях сторон от точки их пересечения отложить отрезки, находящиеся в данном отношении 1/n (n — натуральное число) с соответствующими сторонами основного треугольника (исходя из практических соображений 0n≤1);
в) соединить концы полученных отрезков;
4) доказать соответственно равенство или подобие полученных треугольников;
5) записать формулу, выражающую зависимость искомого расстояния (т. е. искомой стороны основного треугольника) от соответствующей стороны вспомогательного треугольника;
6) найти числовое значение искомого расстояния, измерив соответствующую сторону вспомогательного треугольника;
7) записать ответ.
Измерение расстояния до недоступной точки
Пусть А — недоступная точка; В — доступная точка; АВ — недоступное расстояние, которое требуется определить
Воспользуемся для решения задачи равенством треугольников. При этом заметим, что способ ее решения не зависит от вида треугольника: будет ли он прямоугольным, остроугольным или тупоугольным.
В состав приема по решению этой задачи входит следующая система действий:
1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;
2) построить AВМ = α(0°
3) на стороне ВМ угла АВМ отложить последовательно два отрезка ВС и СВ' (ВС = СВ');
4) с вершиной в точке В' построить N=
5) провести луч АС до пересечения со стороной В'N угла ВВ'N в точке А' (получили треуг. АВС основной, где сторона АВ является искомой, и треуг. А'В'С вспомогательный);
6) доказать, что треугольник АВС равен треугольнику А'В'С;
7) сделать вывод о том, что АВ = А'В';
8) измерить расстояние А'В'\
9) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния АВ;
10) записать ответ.
Теперь для решения данной задачи воспользуемся подобием треугольников.
В этом случае в состав соответствующего приема войдет следующая система действий
1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;
2) построить АВМ = α(00
3) на стороне ВМ угла АВМ отложить последовательно:
а) отрезок ВС произвольной длины и
б) отрезок СВ' =1/n ВС (где п — натуральное число; напри-
мер, если n = 2, то СВ'=1/2СВ
4) с вершиной в точке В' построить N=
5) провести луч АС до пересечения со стороной В'N угла ВВ'N в точке А' (получили треуг.АВС основной, где сторона АВ является искомой, и треуг.А'В'С вспомогательный);
6) доказать, что треугольники подобны
7) сделать вывод о том, что А'В' = 1/n АВ;
8) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (АВ=n 'А'В'} и найти его, измерив А'В'
9) записать ответ.
Рассмотренные выше приемы позволяют получить обобщенный прием решения задачи на измерение расстояния до недоступной точки
В составе этого приема будет иметь место следующая система действий:
1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;
2) построить произвольный (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) треугольник, одна из сторон которого — искомое расстояние (основной треугольник);
3) построить вспомогательный треугольник, равный или подобный данному, для этого:
а) продолжить две другие стороны основного треугольника за точку их пересечения;
б) от точки их пересечения на продолжении стороны, содержащей доступную точку, отложить отрезок, находящийся в данном
отношении1/n (п — натуральное число) с соответствующей стороной основного треугольника (исходя из практических соображений 01/n
в) с вершиной в конце этого отрезка построить в другой полуплоскости угол, равный углу основного треугольника при вершине в доступной точке;
г) указать точку - пересечения — вершину вспомогательного треугольника, соответствующую недоступной вершине основного треугольника;
4) доказать соответственно равенство или подобие полученных треугольников;
5) записать формулу, выражающую зависимость искомого расстояния (т. е. искомой стороны основного треугольника) от соответствующей стороны вспомогательного треугольника;
6) найти числовое значение искомого расстояния, измерив соответствующую сторону вспомогательного треугольника;
7) записать ответ.
Измерение расстояния между недоступными точками
Пусть А и В — недоступные точки; АВ — недоступное расстояние, которое требуется найти.
Для решения данной задачи воспользуемся подобием треугольников. При этом рассмотрим два способа ее решения.
Прием, реализующий первый способ, состоит из следующей системы действий
1) мысленно соединить недоступные точки А и В;
2) провести два взаимно перпендикулярных луча с началом в недоступных точках Аи В, пересекающиеся в доступной точке С;
3) на луче с началом в недоступной точке В выбрать произвольную точку Д и, соединив недоступную точку А с доступной точкой Д, измерить угол АДС
4) с вершиной в точке Д построить угол СDF, равный уг
лу
АDС, где точка
F принадлежит лучу с началом в недоступной точке
А; 5) доказать, что треуг.АDС=треуг.FDС, и сделать вывод о том, что АС = СF;
6) соединить недоступную точку В и доступную точку F и доказать, что АВС = FВС;
7) сделать вывод о том, что искомое расстояние АВ = ВF;
8) провести СЕперпендикулярноВF, т. е. высоту прямоугольного FСВ, опущенную из вершины прямого угла на гипотенузу;
9) доказать, что СВF подобен ЕСF;
10) сделать вывод о том, что BF=CF2/EF и, следовательно,
AB= CF2/EF
, так как АВ = ВF;
11) найти числовое значение искомого расстояния АВ, измерив доступные отрезки СF и ЕF;
12) записать ответ.
Прием, реализующий второй способ решения данной задачи, состоит из следующей системы действий :
1) мысленно соединить недоступные точки А и В;
2) провести два взаимно перпендикулярных луча с началом в недоступных точках А и В, пересекающиеся в доступной точке С;
3) на луче с началом в недоступной точке В выбрать произвольную точку D и, соединив недоступную точку А с доступной точкой D, измерить угол АDС;
4) с вершиной в точке D построить угол СDF, равный углу АDС, где точка F принадлежит лучу с началом в недоступной точке А;
5) доказать, что ADС= FDС, и сделать вывод о том, что AС=СF;
6) соединить недоступную точку В и доступную точку F и доказать, что АВС=FВС;
7) сделать вывод о том, что искомое расстояние АВ = ВF;
8) провести FЕперпендикулярно ВF, где точка Е принадлежит лучу с началом в недоступной точке В;
9) доказать, что BFE подобен ECF;
10) сделать вывод о том, что ВР =EF*CF/CE и, следовательно,
АВ=- EF*CF/CE, так как АВ = BF;
11) найти числовое значение искомого расстояния AВ, измерив доступные отрезки ЕF, СF и СЕ;
12) записать ответ.
Анализ сформулированных приемов показывает, что их основное отличие состоит в выборе произвольной доступной точки D на луче с началом в недоступной точке В (в выбранных обозначениях). Если точка D выбирается на указанном луче за точкой С, то получаем первый способ решения задачи. Если точка D выбирается на этом луче между точками В и С, то имеем второй способ решения. Это приводит к тому, что приемы, реализующие первый и второй способы решения, отличаются действиями 8, 9 и 10. Поэтому в обобщенном приеме эти действия следует рассматривать как операции, входящие в действие, по построению подобных треугольников, необходимых для определения искомого расстояния АВ, а именно:
8) построить два подобных прямоугольных треугольника, основой которых является прямоугольный треугольник ВСF, для этого:
а) если точка D выбрана на луче с началом в недоступной точке В за точкой С, то в треугольнике ВСF опустить высоту из вершины прямого угла на гипотенузу;
б) если точка D выбрана на луче с началом в недоступной точке В между точками В и С, то из вершины F треугольника ВСF восставить перпендикуляр к гипотенузе ВF до пересечения с указанным лучом в точке Е;
в) в первом случае доказать подобие треугольников СВF и ЕСF, во втором — треугольников ВFЕ и ЕСF;
г) в первом случае сделать вывод о том, что АВ= CF2/EF, во втором АВ= EF*CF/CE
9) найти числовое значение искомого расстояния АВ, измерив в каждом случае соответствующие отрезки;
10) записать ответ.
Предложенные здесь приемы косвенного измерения расстояний имеют важное практическое значение в плане применения учащимися математических знаний. Усвоение этих приемов, как частных, так и общих, представляет определенные трудности для учащихся, что требует постепенной отработки основных действий, входящих в тот или иной прием. Основными измерительными инструментами на местности являются: экер, астролябия, вехи и сантиметровая (мерная) лента. Соответственно в тетрадях чертежи учащиеся выполняют с помощью чертежного треугольника, транспортира, масштабной линейки, циркуля.
Предложенные здесь задачи на косвенное измерение расстояний выполняются соответственно после изучения учащимися равенства, а затем подобия треугольников. Обобщенные приемы косвенного измерения расстояний вводятся позже. Наиболее эффективное их формирование происходит в ходе выполнения учащимися измерительных работ на местности.
Учителем широко могут использоваться кружковые занятия по математике для отработки специальных приемов решения задач на косвенное измерение расстояний. С этой целью для решения рассмотренных здесь видов задач можно рекомендовать и другие приемы их решения. Например:
1) Для измерения недоступного расстояния между доступными точками можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойства прямоугольного равнобедренного треугольника; б) свойства осевой симметрии; в) свойства параллелограмма; г) свойства средней линии треугольника; д) теоремы синусов и косинусов; е) графический способ (мензульная схемка) и др.
2) Для измерения расстояния до недоступной точки можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойства равнобедренного прямоугольного треугольника; б) свойства отрезков, отсекаемых параллельными прямыми на сторонах угла; в) теорему синусов; г) графический способ и др.
3) Для измерения расстояния между недоступными точками можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойства параллелограмма; б) теоремы синусов и косинусов; в) графический способ.
В каждом случае учитель должен сформулировать приемы, соответствующие тому или иному способу решения задачи, вначале частные, а затем и обобщенные. На основе их применения учитель может более эффективно построить обучение решению задач на косвенное измерение расстояний.