СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад учащихся по теме "Специальные приёмы косвенного измерения расстояний"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад учащихся в рамках факультатива. В докладе расматривается измерение недоступного расстояния между доступными точками

Просмотр содержимого документа
«Доклад учащихся по теме "Специальные приёмы косвенного измерения расстояний"»








СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ


Доклад

подготовили учащиеся 9 класса

Долгушина Анна

Бабенко Татьяна


Учитель

Чепрасова Е.В.









Измерение недоступного расстояния между доступными точками

Пусть А и В — доступные точки; АВ — недоступное расстоя­ние, которое необходимо определить (рис. 32).

Для решения поставленной задачи с использованием равенства треугольников необходимо выполнить следующую систему дейст­вий:

1) мысленно соединить доступные точки А и В;

2) построить произвольный треугольник АВС, одна из сторон которого является искомой, например АВ;

3) продолжить две другие стороны АС и ВС за точку их пересечения;

4) на продолжениях сторон АС и ВС отложить соответственно равные отрезки А'С = АС и В'С = ВС;

5) соединить концы полученных отрезков, т. е. точки А' и В';

6) доказать равенство треугольников А'В'С и АВС;

7) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (АВ=А'В') и найти его, измерив А'В';



8) записать ответ.

Теперь воспользуемся для решения данной задачи подобием треугольников.

Решение этой задачи с помощью подобия треугольников вклю­чает следующую систему действий

1) мысленно соединить доступные точки А и В;

2) построить произвольный треугольник АВС, одна из сторон

которого, например АВ, является искомой;

3) продолжить две другие стороны АС и ВС за точку их пере­сечения;

4) на продолжениях сторон АС и ВС отложить соответственно

отрезки А'С =1/n*AС и В'С =1/n*ВС (где n — натуральное число;

например, если n=4, то A'С = 1/4AС);

5) соединить концы полученных отрезков, т. е. точки А' и В';

6) доказать подобие треугольников AВС и A'В'С;

7) сделать вывод о том, что A'В'=1/nAВ;

8) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (AВ = n*A'В') и найти его, измерив A'В';

9) записать ответ.

По существу здесь мы имеем два частных приема, реализую­щие соответственно два способа решения одной и той же задачи, не зависящие от вида треугольника.

Рассмотренные выше приемы позволяют получить обобщен­ный прием решения задачи на измерение недоступного расстояния между доступными точками. В состав обобщенного приема входит следующая система действий:

1) мысленно соединить данные (доступные) точки;

2) построить произвольный (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) треугольник, одна из сторон которого — искомое расстояние (основной треугольник);

3) построить вспомогательный треугольник, равный или подоб­ный данному, для этого:





а) продолжить две другие стороны основного треугольника за точку их пересечения


б) на продолжениях сторон от точки их пересечения отло­жить отрезки, находящиеся в данном отношении 1/n (n — на­туральное число) с соответствующими сторонами основного тре­угольника (исходя из практических соображений 0n≤1);

в) соединить концы полученных отрезков;

4) доказать соответственно равенство или подобие получен­ных треугольников;

5) записать формулу, выражающую зависимость искомого расстояния (т. е. искомой стороны основного треугольника) от со­ответствующей стороны вспомогательного треугольника;

6) найти числовое значение искомого расстояния, измерив соответствующую сторону вспомогательного треугольника;

7) записать ответ.

Измерение расстояния до недоступной точки

Пусть А — недоступная точка; В — доступная точка; АВ — недоступное расстояние, которое требуется определить

Воспользуемся для решения задачи равенством треугольников. При этом заметим, что способ ее решения не зависит от вида треугольника: будет ли он прямоугольным, остроугольным или тупоугольным.

В состав приема по решению этой задачи входит следующая система действий:

1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;

2) построить AВМ = α(0°

3) на стороне ВМ угла АВМ отложить последовательно два отрезка ВС и СВ' (ВС = СВ');

4) с вершиной в точке В' построить N=

5) провести луч АС до пересечения со стороной В'N угла ВВ'N в точке А' (получили треуг. АВС основной, где сторона АВ является искомой, и треуг. А'В'С вспомогательный);





6) доказать, что треугольник АВС равен треугольнику А'В'С;

7) сделать вывод о том, что АВ = А'В';

8) измерить расстояние А'В'\

9) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния АВ;

10) записать ответ.

Теперь для решения данной задачи воспользуемся подобием треугольников.

В этом случае в состав соответствующего приема войдет следующая система действий

1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;

2) построить АВМ = α(00

3) на стороне ВМ угла АВМ отложить последовательно:

а) отрезок ВС произвольной длины и

б) отрезок СВ' =1/n ВС (где п — натуральное число; напри-

мер, если n = 2, то СВ'=1/2СВ

4) с вершиной в точке В' построить N=

5) провести луч АС до пересечения со стороной В'N угла ВВ'N в точке А' (получили треуг.АВС основной, где сторона АВ является искомой, и треуг.А'В'С вспомогательный);

6) доказать, что треугольники подобны

7) сделать вывод о том, что А'В' = 1/n АВ;

8) сделать вывод о числовом значении искомого расстояния (АВ=n 'А'В'} и найти его, измерив А'В'

9) записать ответ.

Рассмотренные выше приемы позволяют получить обобщенный прием решения задачи на измерение расстояния до недоступной точки








В составе этого приема будет иметь место следующая сис­тема действий:

1) мысленно соединить недоступную и доступную точки;

2) построить произвольный (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) треугольник, одна из сторон которого — искомое расстояние (основной треугольник);

3) построить вспомогательный треугольник, равный или подоб­ный данному, для этого:

а) продолжить две другие стороны основного треугольника за точку их пересечения;

б) от точки их пересечения на продолжении стороны, содержа­щей доступную точку, отложить отрезок, находящийся в данном

отношении1/n (п — натуральное число) с соответствующей сто­роной основного треугольника (исходя из практических сообра­жений 01/n

в) с вершиной в конце этого отрезка построить в другой полу­плоскости угол, равный углу основного треугольника при вер­шине в доступной точке;

г) указать точку - пересечения — вершину вспомогательного треугольника, соответствующую недоступной вершине основного треугольника;

4) доказать соответственно равенство или подобие получен­ных треугольников;

5) записать формулу, выражающую зависимость искомого расстояния (т. е. искомой стороны основного треугольника) от соответствующей стороны вспомогательного треугольника;

6) найти числовое значение искомого расстояния, измерив соответствующую сторону вспомогательного треугольника;

7) записать ответ.

Измерение расстояния между недоступными точками

Пусть А и В — недоступные точки; АВ — недоступное рас­стояние, которое требуется найти.

Для решения данной задачи воспользуемся подобием треуголь­ников. При этом рассмотрим два способа ее решения.

Прием, реализующий первый способ, состоит из следующей системы действий

1) мысленно соединить недоступные точки А и В;

2) провести два взаимно перпендикулярных луча с началом в недоступных точках Аи В, пересекающиеся в доступной точке С;

3) на луче с началом в недоступной точке В выбрать про­извольную точку Д и, соединив недоступную точку А с доступной точкой Д, измерить угол АДС

4) с вершиной в точке Д построить угол СDF, равный уг




лу АDС, где точка F принадлежит лучу с началом в недоступной точке А;

5) доказать, что треуг.АDС=треуг.FDС, и сделать вывод о том, что АС = СF;

6) соединить недоступную точку В и доступную точку F и доказать, что АВС = FВС;

7) сделать вывод о том, что искомое расстояние АВ = ВF;

8) провести СЕперпендикулярноВF, т. е. высоту прямоугольного FСВ, опущенную из вершины прямого угла на гипотенузу;

9) доказать, что СВF подобен ЕСF;


10) сделать вывод о том, что BF=CF2/EF и, следовательно,

AB= CF2/EF

, так как АВ = ВF;

11) найти числовое значение искомого расстояния АВ, измерив доступные отрезки СF и ЕF;

12) записать ответ.

Прием, реализующий второй способ решения данной задачи, состоит из следующей системы действий :

1) мысленно соединить недоступные точки А и В;

2) провести два взаимно перпендикулярных луча с началом в недоступных точках А и В, пересекающиеся в доступной точке С;

3) на луче с началом в недоступной точке В выбрать произ­вольную точку D и, соединив недоступную точку А с доступной точкой D, измерить угол АDС;

4) с вершиной в точке D построить угол СDF, равный углу АDС, где точка F принадлежит лучу с началом в недоступной точке А;

5) доказать, что ADС= FDС, и сделать вывод о том, что AС=СF;

6) соединить недоступную точку В и доступную точку F и до­казать, что АВС=FВС;

7) сделать вывод о том, что искомое расстояние АВ = ВF;

8) провести FЕперпендикулярно ВF, где точка Е принадлежит лучу с началом в недоступной точке В;

9) доказать, что BFE подобен ECF;


10) сделать вывод о том, что ВР =EF*CF/CE и, следовательно,


АВ=- EF*CF/CE, так как АВ = BF;


11) найти числовое значение искомого расстояния AВ, измерив доступные отрезки ЕF, СF и СЕ;

12) записать ответ.

Анализ сформулированных приемов показывает, что их основ­ное отличие состоит в выборе произвольной доступной точки D на луче с началом в недоступной точке В (в выбранных обоз­начениях). Если точка D выбирается на указанном луче за точкой С, то получаем первый способ решения задачи. Если точка D вы­бирается на этом луче между точками В и С, то имеем второй способ решения. Это приводит к тому, что приемы, реализующие первый и второй способы решения, отличаются действиями 8, 9 и 10. Поэтому в обобщенном приеме эти действия следует рас­сматривать как операции, входящие в действие, по построению подобных треугольников, необходимых для определения искомого расстояния АВ, а именно:

8) построить два подобных прямоугольных треугольника, ос­новой которых является прямоугольный треугольник ВСF, для этого:

а) если точка D выбрана на луче с началом в недоступной точке В за точкой С, то в треугольнике ВСF опустить высоту из вершины прямого угла на гипотенузу;

б) если точка D выбрана на луче с началом в недоступной точке В между точками В и С, то из вершины F треугольника ВСF восставить перпендикуляр к гипотенузе ВF до пересечения с указанным лучом в точке Е;

в) в первом случае доказать подобие треугольников СВF и ЕСF, во втором — треугольников ВFЕ и ЕСF;

г) в первом случае сделать вывод о том, что АВ= CF2/EF, во втором АВ= EF*CF/CE

9) найти числовое значение искомого расстояния АВ, изме­рив в каждом случае соответствующие отрезки;

10) записать ответ.

Предложенные здесь приемы косвенного измерения расстоя­ний имеют важное практическое значение в плане применения уча­щимися математических знаний. Усвоение этих приемов, как частных, так и общих, представляет определенные трудности для уча­щихся, что требует постепенной отработки основных действий, входящих в тот или иной прием. Основными измерительными инструментами на местности являются: экер, астролябия, вехи и сантиметровая (мерная) лента. Соответственно в тетрадях черте­жи учащиеся выполняют с помощью чертежного треугольника, транспортира, масштабной линейки, циркуля.

Предложенные здесь задачи на косвенное измерение расстоя­ний выполняются соответственно после изучения учащимися ра­венства, а затем подобия треугольников. Обобщенные приемы кос­венного измерения расстояний вводятся позже. Наиболее эффек­тивное их формирование происходит в ходе выполнения уча­щимися измерительных работ на местности.

Учителем широко могут использоваться кружковые занятия по математике для отработки специальных приемов решения задач на косвенное измерение расстояний. С этой целью для решения рассмотренных здесь видов задач можно рекомендовать и другие приемы их решения. Например:

1) Для измерения недоступного расстояния между доступными точками можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойст­ва прямоугольного равнобедренного треугольника; б) свойства осевой симметрии; в) свойства параллелограмма; г) свойства средней линии треугольника; д) теоремы синусов и косинусов; е) графический способ (мензульная схемка) и др.

2) Для измерения расстояния до недоступной точки можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойства равнобед­ренного прямоугольного треугольника; б) свойства отрезков, от­секаемых параллельными прямыми на сторонах угла; в) теорему синусов; г) графический способ и др.

3) Для измерения расстояния между недоступными точками можно рекомендовать приемы, использующие: а) свойства парал­лелограмма; б) теоремы синусов и косинусов; в) графический способ.

В каждом случае учитель должен сформулировать приемы, со­ответствующие тому или иному способу решения задачи, вначале частные, а затем и обобщенные. На основе их применения учитель может более эффективно построить обучение решению задач на косвенное измерение расстояний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!