10
Тема моего доклада:
«Управление процессом сбережения
здоровья обучающихся и воспитанников школы»
«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка - … это,
прежде всего, забота о
гармонической полноте всех
физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Первоочередная социальная задача, которая сегодня стоит перед школой - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Показатели здоровья обучающихся являются одними из существенных результатов деятельности педагогического коллектива школы, следовательно, основной задачей в нашей школе мы определили — создание комфортной и безопасной образовательной среды в школе. Решение данной задачи зависит от ряда факторов:
*материально-техническая база и оснащение школы, рациональное использование ресурсов в образовательном процессе;
*кадровое обеспечение деятельности школы, рациональная расстановка кадров;
* обеспечение санитарно-гигиенических требований в образовательном процессе; *соблюдение требований охраны труда и техники безопасности во время образовательного процесса;
*учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
*организация учебной и воспитательной деятельности, оптимизация занятости и нагрузки учащихся и педагогических работников; *взаимоотношение между участниками образовательного процесса на всех уровнях;
*влияние внешней социальной среды.
Школа как социальная среда, в которой дети и подростки находятся значительное время, нередко создает для них различные трудности, так как специфика современного образовательного процесса обусловлена:
* продолжительностью учебного дня и объемом выполняемых заданий (в т.ч. домашних),
* структурой образовательной деятельности,
*количеством, темпом и способами подачи информации,
*исходным функциональным состоянием и адаптивностью обучающегося,
*характером эмоционального фона, и другими факторами.
Для управления и регулирования указанными факторами сохранения здоровья учащихся в школе используется нормативно-правовая база федерального и регионального уровней, которая представлена на слайде:
* Конвенция о правах ребенка,
* Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
* Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
* «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
* Национальный образовательный проект «Наша новая школа»,
* Приказы МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»,
* Постановления Главного санитарного врача РФ «О первоочередных мероприятиях по профилактике заболеваемости детского населения страны»,
* Санитарные правила и нормы, которые регламентируют образовательную деятельность, организацию питания, организацию медицинского обслуживания, организацию летнего отдыха в образовательных учреждениях,
* Концепция регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа-территория здоровья».
Таким образом, безопасность и комфортность образовательной среды в школе обеспечивается по направлениям:
Безопасность и
надежность здания,
инженерных
коммуникаций
Безопасные устройства и эксплуатация оборудования
Рациональная организация образовательного процесса
Нормативные правовые акты
ГОСТ, СНиП, СанПиН
Исполнительные документы
Акты проверки
здания.
Акты проверки
инженерных
коммуникаций
Акты испытания учебного и производственного оборудования
Санитарно-гигиеническое обеспечение помещений.
Для оперативной организации и координации деятельности по сохранению здоровья обуча.щихся в школе применяется: * регламентация функциональных обязанностей всех работников, * конкретные распорядительные документы - приказы, положения, инструкции.
По должностным инструкциям каждый работник организует свою деятельность по определенным направлениям и с определенными полномочиями:
Директор школы:
• обеспечивает режим здоровых и безопасных условий труда, целесообразность и рациональность эксплуатации материально-технических средств,
• обеспечивает контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда во время образовательного процесса,
• проводит обучение, консультации и инструктажи работников школы по охране труда и техники безопасности,
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
• организует и контролирует образовательный процесс в рамках своего направления работы,
• контролирует объем нагрузки и занятости учащихся и педагогов,
• контролирует результаты учебного и воспитательного процесса, контролирует соблюдение участниками образовательного процесса правил охраны труда и техники безопасности,
Учителя школы и воспитатель дошкольной группы
• обеспечивают режим соблюдения норм и правил безопасности в учебном процессе,
• организуют изучение обучающимися и детьми дошкольной группы правил по безопасному поведению в здании школы и на ее территории,
• проводят инструктаж с обучающимися по охране труда и технике безопасности,
Учитель физкультуры и ОБЖ:
• организует и проводит в школе мероприятия по формированию у учащихся и работников навыков безопасного поведения,
• проводит мероприятия по формированию у учащихся здорового образа жизни,
Классный руководитель:
• создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося,
• обеспечивает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе,
• ведет профилактическую работу с обучающимися и их родителями.
Старший вожатый школы:
• организует работу по социальной поддержке детей во время образовательного процесса,
• планирует и реализует мероприятия по охране здоровья обучающихся
• осуществляет контроль за организацией питания обучающихся, осуществляет мониторинг питания
• планирует и реализует деятельность по профилактике негативных проявлений в поведении и обучении учащихся ( проведение рабочих совещаний с педагогами, консультаций с родителями, подготовка пакета документов по направлениям работы).
НА СЛАЙДЕ.
Директор
Зам. директора по УВР
Зам. директора по дошкольному образованию
Старшая вожатая
У
Классные руководители
чителя-предметники
Воспитатель
Руководители кружков и секций
Помощник воспитателя
При всем многообразии решаемых вопросов на каждом участке в соответствии с полномочиями работников, их правом оперативного контроля и подготовки отчетных документов и проектов распорядительных документов - окончательное управленческое решение остается за руководителем школы.
Четкое разграничение полномочий позволяет:
1) своевременно получать оперативную информацию по всем направлениям деятельности,
2) избежать рассогласованности в действиях работников школы,
3) подготовить управленческое решение.
Ежегодно на текущий учебный год в школе издаются приказы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья учащихся:
Организация образовательного процесса на учебный год, в котором, в частности, закрепляются за педагогами учебные кабинеты, определяются дополнительные обязанности педагогическим работникам школы, утверждается режим работы школы, Об обеспечении безопасных условий образовательного процесса, О создании комиссии по организации питания, Об утверждении плана по профилактике травматизма, по профилактике заболеваемости обучающихся школы и детей дошкольной группы, О проведении Дня защиты детей, О проведении Дня здоровья, О проведении тренировок по эвакуации и другие.
В школе имеются достаточные условия для организации работы по сохранению здоровья обучающихся:
спортивный зал,
тренажерный зал оборудован современными спортивными снарядами и тренажерами,
спортивная площадка, стадион,
спортивное оборудование,
детский спортивный комплекс для детей дошкольной группы,
достаточное количество учебных помещений с хорошим освещением, просторные коридоры, столовая,
В школе совершенствуется медицинское обслуживание детей на основании заключенного договора между школой и МУК Первомайская ЦРБ.
Организовано рациональное питание обучающихся и детей дошкольной группы.
На протяжении 5-ти лет в учебном плане школы предусмотрен третий час физической культуры (за счет компонента образовательного учреждения).
Ведется факультативный курс «10 секретов здоровья». Его цель – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие.
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни обучающихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Система работы школы состоит из следующих блоков:
Здоровье сбережение в учебном процессе.
Здоровье сбережение во внеурочное время.
Работа с родителями.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
Создание презентаций о здоровом образе жизни.
Создание сюжетов, о том, как вредные привычки влияют на здоровье человека.
Профилактика дорожно – транспортного травматизма.
Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.
Большое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе:
оптимальные гигиенические условия в классе;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
разнообразие видов, форм и методов преподавания;
выбор методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения обучающихся;
физкультурно-оздоровительные технологии ( физкультминутки и оздоровительные паузы);
экологические технологии (работа кружка «Юннаты», организация летнего отдыха, участие в исследовательских работах экологической направленности – участие в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», заочное обучение учащихся в Центре развития детей и юношей Нижегородской области по курсу «Малая лесная академия»);
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Улучшение физического здоровья осуществляется также посредством проведения цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера.
Проводятся «Дни здоровья», спортивные соревнования, лыжные кроссы, экскурсии. Нужно отметить постоянное участие школьников в районных соревнованиях «Зарница», «Мальчишник», «Мы выбираем жизнь» и другие.
На основании заключенного договора о взаимоотношении между школой и физкультурно- оздоровительным комплексом г. Первомайска дети имеют возможность заниматься в данном учреждении.
Программы дополнительного образования также формируют у учащихся целостное представление о физической культуре, о здоровом образе жизни, о возможностях повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности
На протяжении нескольких лет в каникулярный период на базе школы функционирует лагерь спортивно-оздоровительной направленности, где создаются условия для организационного отдыха обучающихся, укрепления физического, психического, эмоционального здоровья детей и развития их творческих способностей.
Уделяется внимание организации спортивно-оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой простудных заболеваний у детей; укреплению здоровья, содействие полноценному физическому развитию; воспитанию ответственности, бережного отношения к природе, окружающей среде, любви к малой Родине.
Организационно – подготовительная работа по летнему отдыху детей начинается с января месяца. Особое внимание обращается на то, чтобы дети из малообеспеченных, асоциальных семей были охвачены организованным отдыхом.
Основными направлениями нашей деятельности в лагере являются:
соблюдение всех режимных моментов,
организация рационального питания,
система спортивно-оздоровительной работы,
развитие творческих способностей детей.
Для самореализации детей в лагере проводятся коллективные творческие дела. Одним из таких крупных коллективных творческих дел является организация мероприятий по приобщению детей к ведению здорового образа жизни.
Работа в данном направлении ведется и с детьми дошкольной группы. Дошкольная группа располагает необходимым игровым оборудованием, детским спортивным комплексом, площадкой для подвижных игр. Воспитанникам прививаются гигиенические навыки, умения, привычки, ведущие к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни.
Как результат управленческой деятельности по сохранению здоровья обучающихся в школе за три последних года стабильные показатели по медицинским группам.
1. Все обучающиеся школы относятся к основной медицинской группе, обучающихся, освобожденных от уроков физкультуры по медицинским показаниям, нет.
2. Охват обучающихся медицинскими осмотрами составляет 100%.
3. Плановую вакцинацию проходят все обучающиеся, кому данная прививка показана.
4. По результатам проверок санитарно-эпидемиологического надзора не выявлено нарушений в части состояния учебных помещений и организации учебного и воспитательного процесса.
5. На протяжении последних 5-ти лет в школе нет случаев детского травматизма.
6. В школе нет обучающихся асоциального поведения, стоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН.
Работа по сбережению здоровья обучащихся и воспитанников школы позволяет оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствует повышению мотивации учащихся к обучению, активизирует познавательную и творческую активность учащихся, формирует их новый взгляд на окружающий мир, повышает самооценку обучающихся, дает им хороший опыт социализации, укрепляет коллектив.
В преддверии нового учебного года на августовских педагогических советах мы проводим активное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании». Большое внимание при обсуждении данного документа уделяется одному из приоритетных направлений деятельности школы - вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников. Состояние здоровья ребенка, как один из факторов, влияющих на качество образования, - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке и успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации.
На протяжении многих лет в нашей школе нет обучающихся, оставленных на повторный год обучения;
Высокое качество сдачи экзаменов за курс основной общеобразовательной школы в новой форме позволило успешно пройти образовательным учреждением процедуры государственной аккредитации.
«Забота о здоровье, писал Василий Александрович Сухомлинский, — это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»