СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Управление процессом сбережения здоровья обучающихся и воспитанников школы»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первоочередная социальная задача, которая сегодня стоит перед школой - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Показатели здоровья обучающихся являются одними из существенных результатов деятельности педагогического коллектива школы, следовательно, основной задачей в нашей школе мы определили — создание комфортной и безопасной образовательной среды в школе.      Решение данной задачи зависит от ряда факторов:

 

*материально-техническая   база  и   оснащение  школы,   рациональное   использование ресурсов в образовательном процессе;

*кадровое обеспечение деятельности школы, рациональная расстановка кадров;

* обеспечение санитарно-гигиенических требований в образовательном процессе; *соблюдение    требований    охраны    труда    и    техники    безопасности    во    время образовательного процесса;

*учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

*организация учебной  и воспитательной  деятельности, оптимизация занятости и нагрузки учащихся и педагогических работников;                                           *взаимоотношение между участниками образовательного процесса на всех уровнях;

*влияние внешней социальной среды.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Управление процессом сбережения здоровья обучающихся и воспитанников школы»»

10






Тема моего доклада:

«Управление процессом сбережения

здоровья обучающихся и воспитанников школы»


«Забота о человеческом здоровье,

тем более здоровье ребенка - … это,

прежде всего, забота о

гармонической полноте всех

физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии

является радость творчества»

В. А. Сухомлинский


В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Первоочередная социальная задача, которая сегодня стоит перед школой - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Показатели здоровья обучающихся являются одними из существенных результатов деятельности педагогического коллектива школы, следовательно, основной задачей в нашей школе мы определили — создание комфортной и безопасной образовательной среды в школе. Решение данной задачи зависит от ряда факторов:


*материально-техническая база и оснащение школы, рациональное использование ресурсов в образовательном процессе;

*кадровое обеспечение деятельности школы, рациональная расстановка кадров;

* обеспечение санитарно-гигиенических требований в образовательном процессе; *соблюдение требований охраны труда и техники безопасности во время образовательного процесса;

*учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

*организация учебной и воспитательной деятельности, оптимизация занятости и нагрузки учащихся и педагогических работников; *взаимоотношение между участниками образовательного процесса на всех уровнях;

*влияние внешней социальной среды.


Школа как социальная среда, в которой дети и подростки находятся значительное время, нередко создает для них различные трудности, так как специфика современного образовательного процесса обусловлена:


* продолжительностью учебного дня и объемом выполняемых заданий (в т.ч. домашних),

* структурой образовательной деятельности,

*количеством, темпом и способами подачи информации,

*исходным функциональным состоянием и адаптивностью обучающегося,

*характером эмоционального фона, и другими факторами.









Для управления и регулирования указанными факторами сохранения здоровья учащихся в школе используется нормативно-правовая база федерального и регионального уровней, которая представлена на слайде:



* Конвенция о правах ребенка,

* Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

* Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,

* «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

* Национальный образовательный проект «Наша новая школа»,

* Приказы МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»,

* Постановления Главного санитарного врача РФ «О первоочередных мероприятиях по профилактике заболеваемости детского населения страны»,

* Санитарные правила и нормы, которые регламентируют образовательную деятельность, организацию питания, организацию медицинского обслуживания, организацию летнего отдыха в образовательных учреждениях,

* Концепция регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа-территория здоровья».






























Таким образом, безопасность и комфортность образовательной среды в школе обеспечивается по направлениям:




Безопасность и

надежность здания,

инженерных

коммуникаций

Безопасные устройства и эксплуатация оборудования

Рациональная организация образовательного процесса

Нормативные правовые акты

ГОСТ, СНиП, СанПиН

Исполнительные документы

Акты проверки

здания.

Акты проверки

инженерных

коммуникаций

Акты испытания учебного и производственного оборудования

Санитарно-гигиеническое обеспечение помещений.





Для оперативной организации и координации деятельности по сохранению здоровья обуча.щихся в школе применяется: * регламентация функциональных обязанностей всех работников, * конкретные распорядительные документы - приказы, положения, инструкции.


По должностным инструкциям каждый работник организует свою деятельность по определенным направлениям и с определенными полномочиями:


Директор школы:

• обеспечивает режим здоровых и безопасных условий труда, целесообразность и рациональность эксплуатации материально-технических средств,

• обеспечивает контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда во время образовательного процесса,

• проводит обучение, консультации и инструктажи работников школы по охране труда и техники безопасности,

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

• организует и контролирует образовательный процесс в рамках своего направления работы,

• контролирует объем нагрузки и занятости учащихся и педагогов,

• контролирует результаты учебного и воспитательного процесса, контролирует соблюдение участниками образовательного процесса правил охраны труда и техники безопасности,


Учителя школы и воспитатель дошкольной группы

• обеспечивают режим соблюдения норм и правил безопасности в учебном процессе,

• организуют изучение обучающимися и детьми дошкольной группы правил по безопасному поведению в здании школы и на ее территории,

• проводят инструктаж с обучающимися по охране труда и технике безопасности,



Учитель физкультуры и ОБЖ:

• организует и проводит в школе мероприятия по формированию у учащихся и работников навыков безопасного поведения,

• проводит мероприятия по формированию у учащихся здорового образа жизни,


Классный руководитель:

• создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося,

• обеспечивает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе,

• ведет профилактическую работу с обучающимися и их родителями.





Старший вожатый школы:

• организует работу по социальной поддержке детей во время образовательного процесса,

• планирует и реализует мероприятия по охране здоровья обучающихся

• осуществляет контроль за организацией питания обучающихся, осуществляет мониторинг питания

• планирует и реализует деятельность по профилактике негативных проявлений в поведении и обучении учащихся ( проведение рабочих совещаний с педагогами, консультаций с родителями, подготовка пакета документов по направлениям работы).


НА СЛАЙДЕ.

Директор

Зам. директора по УВР

Зам. директора по дошкольному образованию

Старшая вожатая



У

Классные руководители

чителя-предметники





Воспитатель



Руководители кружков и секций

Помощник воспитателя








При всем многообразии решаемых вопросов на каждом участке в соответствии с полномочиями работников, их правом оперативного контроля и подготовки отчетных документов и проектов распорядительных документов - окончательное управленческое решение остается за руководителем школы.


Четкое разграничение полномочий позволяет:

1) своевременно получать оперативную информацию по всем направлениям деятельности,

2) избежать рассогласованности в действиях работников школы,

3) подготовить управленческое решение.


Ежегодно на текущий учебный год в школе издаются приказы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья учащихся:

Организация образовательного процесса на учебный год, в котором, в частности, закрепляются за педагогами учебные кабинеты, определяются дополнительные обязанности педагогическим работникам школы, утверждается режим работы школы, Об обеспечении безопасных условий образовательного процесса, О создании комиссии по организации питания, Об утверждении плана по профилактике травматизма, по профилактике заболеваемости обучающихся школы и детей дошкольной группы, О проведении Дня защиты детей, О проведении Дня здоровья, О проведении тренировок по эвакуации и другие.


В школе имеются достаточные условия для организации работы по сохранению здоровья обучающихся:

  • спортивный зал,

  • тренажерный зал оборудован современными спортивными снарядами и тренажерами,

  • спортивная площадка, стадион,

  • спортивное оборудование,

  • детский спортивный комплекс для детей дошкольной группы,

достаточное количество учебных помещений с хорошим освещением, просторные коридоры, столовая,

В школе совершенствуется медицинское обслуживание детей на основании заключенного договора между школой и МУК Первомайская ЦРБ.

Организовано рациональное питание обучающихся и детей дошкольной группы.

На протяжении 5-ти лет в учебном плане школы предусмотрен третий час физической культуры (за счет компонента образовательного учреждения).

Ведется факультативный курс «10 секретов здоровья». Его цель – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие.



Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни обучающихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Система работы школы состоит из следующих блоков:

  1. Здоровье сбережение в учебном процессе.

  2. Здоровье сбережение во внеурочное время.

  3. Работа с родителями.

  4. Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

  5. Создание презентаций о здоровом образе жизни.

  6. Создание сюжетов, о том, как вредные привычки влияют на здоровье человека.

  7. Профилактика дорожно – транспортного травматизма.


Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.

Большое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе:

  • оптимальные гигиенические условия в классе;

  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

  • разнообразие видов, форм и методов преподавания;

  • выбор методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения обучающихся;

  • физкультурно-оздоровительные технологии ( физкультминутки и оздоровительные паузы);

  • экологические технологии (работа кружка «Юннаты», организация летнего отдыха, участие в исследовательских работах экологической направленности – участие в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», заочное обучение учащихся в Центре развития детей и юношей Нижегородской области по курсу «Малая лесная академия»);

  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • психологический климат на уроке.


Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Улучшение физического здоровья осуществляется также посредством проведения цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера.

Проводятся «Дни здоровья», спортивные соревнования, лыжные кроссы, экскурсии. Нужно отметить постоянное участие школьников в районных соревнованиях «Зарница», «Мальчишник», «Мы выбираем жизнь» и другие.



На основании заключенного договора о взаимоотношении между школой и физкультурно- оздоровительным комплексом г. Первомайска дети имеют возможность заниматься в данном учреждении.



Программы дополнительного образования также формируют у учащихся целостное представление о физической культуре, о здоровом образе жизни, о возможностях повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности

На протяжении нескольких лет в каникулярный период на базе школы функционирует лагерь спортивно-оздоровительной направленности, где создаются условия для организационного отдыха обучающихся, укрепления физического, психического, эмоционального здоровья детей и развития их творческих способностей.

Уделяется внимание организации спортивно-оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой простудных заболеваний у детей; укреплению здоровья, содействие полноценному физическому развитию; воспитанию ответственности, бережного отношения к природе, окружающей среде, любви к малой Родине.

Организационно – подготовительная работа по летнему отдыху детей начинается с января месяца. Особое внимание обращается на то, чтобы дети из малообеспеченных, асоциальных семей были охвачены организованным отдыхом.

Основными направлениями нашей деятельности в лагере являются:

  • соблюдение всех режимных моментов,

  • организация рационального питания,

  • система спортивно-оздоровительной работы,

  • развитие творческих способностей детей.


Для самореализации детей в лагере проводятся коллективные творческие дела. Одним из таких крупных коллективных творческих дел является организация мероприятий по приобщению детей к ведению здорового образа жизни.

Работа в данном направлении ведется и с детьми дошкольной группы. Дошкольная группа располагает необходимым игровым оборудованием, детским спортивным комплексом, площадкой для подвижных игр. Воспитанникам прививаются гигиенические навыки, умения, привычки, ведущие к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни.


Как результат управленческой деятельности по сохранению здоровья обучающихся в школе за три последних года стабильные показатели по медицинским группам.

1. Все обучающиеся школы относятся к основной медицинской группе, обучающихся, освобожденных от уроков физкультуры по медицинским показаниям, нет.






2. Охват обучающихся медицинскими осмотрами составляет 100%.

3. Плановую вакцинацию проходят все обучающиеся, кому данная прививка показана.

4. По результатам проверок санитарно-эпидемиологического надзора не выявлено нарушений в части состояния учебных помещений и организации учебного и воспитательного процесса.



5. На протяжении последних 5-ти лет в школе нет случаев детского травматизма.


6. В школе нет обучающихся асоциального поведения, стоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН.



Работа по сбережению здоровья обучащихся и воспитанников школы позволяет оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствует повышению мотивации учащихся к обучению, активизирует познавательную и творческую активность учащихся, формирует их новый взгляд на окружающий мир, повышает самооценку обучающихся, дает им хороший опыт социализации, укрепляет коллектив.

В преддверии нового учебного года на августовских педагогических советах мы проводим активное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании». Большое внимание при обсуждении данного документа уделяется одному из приоритетных направлений деятельности школы - вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников. Состояние здоровья ребенка, как один из факторов, влияющих на качество образования, - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке и успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации.


  • На протяжении многих лет в нашей школе нет обучающихся, оставленных на повторный год обучения;

  • Высокое качество сдачи экзаменов за курс основной общеобразовательной школы в новой форме позволило успешно пройти образовательным учреждением процедуры государственной аккредитации.



«Забота о здоровье, писал Василий Александрович Сухомлинский, — это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!