СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Урок- игра" как нетрадиционная форма урока.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Урок- игра" как нетрадиционная форма урока.»





Доклад




«Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка».



Подготовила: учитель немецкого языка МКОУ Копанищенская ООШ

Крюкова Г.В.


2019 г.


Совершенно очевидно, что нетрадиционные формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Такие уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний, позволяют ликвидировать перегрузку учащихся домашними заданиями за счёт использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние (необычная форма проведения урока снимает его традиционность, оживляет мысль), это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Для меня, как учителя, нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду, расширение границ содержательного поля учебного занятия в результате введения различных элементов занимательности.

В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Создаются возможности оценки роли знаний и их применение на практике.

Я думаю, что вы все со мной будете согласны в том, что учить иностранный язык  достаточно тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики.  Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

 Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. Как говорил А.С.Макаренко«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь-это игра».

В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения иностранному языку.

 Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных, и умственных сил. Она предполагает принятие решения, желание работать и обостряет мыслительную деятельность играющих.


 Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения своего предмета. Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

На своих уроках стараюсь проводить игры на всех этапах обучения немецкому языку, хотя со сдвоенными классами это непросто. Прежде, чем предложить игру на уроке своим ученикам, продумываю ее целесообразность, определяю цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Игра должна решать конкретную задачу, посильную для участников.

На первом этапе изучения учащиеся знакомятся с большим количеством лексических единиц. Следовательно, в игре (через использование ребусов, кроссвордов с картинками, упражнений на соответствие и т.д.) незаметно осваивается лексика, расширяется словарный запас, отрабатывается употребление слов.

Ситуацию «Знакомство» мы проводим в игровой форме, в которой участвуют персонажи любимых детьми сказок. При обучении постановки вопросов дети охотно играют в любопытного Почемучку. Диалог–расспрос, обусловленный характером Почемучки, позволяет провести в увлекательной форме тренировку различных вопросительных конструкций.

Для закрепления отрицания в ходе беседы играем в «упрямого Фому», который не хочет верить очевидным фактам. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, позволяет детям освободиться от страха показаться смешными, от стеснительности, от тревоги. Игра разрушает психологический барьер, сковывающий ребенка, раскрепощает его, стимулирует фантазию, раскрывает творческие возможности.

Для усвоения речевых образов в 5 классе провожу игры с картинной наглядностью. Игра «Замкнутый круг» служит для автоматизации употребления речевых образов – название предмета и его качества. Эту игру ( если класс большой), можно проводить в группах равных по количеству учащихся и по уровню их знаний. В каждой команде хорошо подготовленный ученик исполняет роль консультанта. Один участник команды спрашивает, какой предмет изображен на предложенной картинке и какого он качества, остальные члены команды отвечают на его вопросы. Если кто-то из команды делает ошибку, то круг разрывается. Выигрывает та команда, которая замкнет круг.

С усложнением учебного материала усложняются и игры. С целью активизации лексики по изученным темам провожу эстафеты. Ученики за определенное время должны написать как можно больше слов по теме на доске, передавая друг другу мел, как эстафетную палочку. Также очень нравятся ребятам игры с кубиками, где в каждой клетке продвижения от старта к финишу даны задания на систематизацию изученного ранее лексико-грамматического материала. Очень популярны и не занимают много учебного времени:

  • «Аукционы» – где за определенное время необходимо назвать как можно больше слов по теме. Выигрывает тот, кто последним из участников скажет слово.

  • «Волшебный мешочек» - когда у учителя в руках красивый пакет с игрушками, школьными принадлежностями. Дети угадывают, что находится в мешочке.

  • «Пантомимы» – кто-то из детей показывает предмет по теме или какое-то действие. Остальные, задавая вопросы, отгадывают, что это, или какое действие он выполняет.

При отработке речевого образца с глаголом “haben”, играем в «Хвастунишек» (Ich habe ein Buch und du? Was hast du?).

Игра меняется и по мере усвоения лексического и грамматического материала. Детям предлагаю составить самый интересный рассказ, используя лексику по теме. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки обучающихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.

Грамматические игры применяю с целью научить практически применять знания по грамматике немецкого языка. Эти игры также носят соревновательный характер. На этапе закрепления грамматического материала использую домино, лото, которые дети готовят сами.

Игры помогают также при обучении аудированию и говорению.

На одной доске я записываю вопросы и задания к тексту. На другой - рисую таблицу, куда вношу номера заданий и имена детей. После прослушивания текста дети выполняют задания, записывая ответы в тетрадь. За каждый правильный ответ на доске выставляю баллы (перед игрой оговариваем количество баллов за задание). В конце урока каждый ученик подсчитывает количество баллов, и затем определяется победитель – кто больше всех набрал баллов. Каждый ученик заинтересован в том, чтобы заработать их как можно больше. Но, чтобы решить основную игровую задачу – стать победителем, ученику необходимо решить учебную: понять текст. Контроль понимания осуществляем через рисунок, выражающий основную идею текста, логические цепочки или ассоциограмму к прослушанному тексту. Таким образом, учебная задача, облаченная в форму игры-соревнования, становится привлекательной для учащихся, приобретает личностный смысл. Такая форма урока является эффективней традиционной, что подтверждают результаты обучения.

Ещё одной из эффективных форм игрового общения является ролевая игра. Творчество школьников особенно ярко проявляется при проведении таких игр. На начальном этапе обучения применяю ролевые игры сказочного содержания.

В пятом классе дети охотно участвуют в играх по сюжетам сказок. Так, например, «Теремок» -обитатели теремка задают вопросы гостям и только после ответа разрешают им войти. Дети очень охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный сюжет.

В 6 классе провожу ролевую игру при изучении темы «В школьной столовой. Что есть?». Дети не только выступают в ролях поваров и посетителей, но и сами оформляют игру сделанными своими руками муляжами овощей и фруктов, различных блюд.

При изучении темы «Школа. Какая она?» использую игру «Экскурсия по школе». 

В 7 классе после введения и отработки слов по подтеме “Внешность и одежда”, предлагаю обучаемым ролевую игру «Детектив». Ученики получают задание: «Представьте, что вы в другом городе. Ваш друг потерялся. К вам подходит полицейский и, предлагая помощь, просит описать внешность потерявшегося».

В 8 классе при работе над темой «Проблемы экологии» ученики охотно играют в экологов и репортеров, а при изучении темы «Немецко-говорящие страны» проводим урок - экскурсию.

В 9 классе при прохождении темы «Проблемы молодежи в Германии» устраиваем конференцию, на которой представители русской и немецкой делегаций обмениваются мнениями по данной теме, ищут пути их разрешения и составляют памятки-рекомендации.

Практика применения игр и игровых приемов показала, что при их использовании, учащиеся активно и охотно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал, а главное, умеют им практически пользоваться.

Каждый ученик, участвуя в игре, постепенно приобретает уверенность, успешность и состоятельность, что повышает интерес к предмету, а значит, повышает мотивацию обучения.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что использование нетрадиционных форм делает процесс обучения ярким , интересным, развивает творческий потенциал как учеников так и учителя, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает творческую самостоятельность учеников, творческое мышление. Такие формы снимают традиционность уроков, оживляют мысль.

В ходе использования нетрадиционных форм урока  гораздо легче  достигнуть   основных целей обучения иностранным языкам, а именно:

  • Сформировать интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

  • Воспитать культуру общения и потребность в практическом использовании языка.

  • Развить познавательные, интеллектуальные способности, чувства и эмоции.


Как сказал Л.С. Выготский: «Если мы делаем что-то с радостью, мы и впредь будем стремиться делать то же самое».
















Использованная литература.


1. Дусавицкий. А. К. Урок в развивающем обучении. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.

          2.Кларин , М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. –М.,1989.

3. Мангутова. О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к      проектированию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 ,http://eidos.ru























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!