СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Уроки ОПК как средство формирования нравственной идентичности у обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Уроки ОПК как средство формирования нравственной идентичности у обучающихся"»

Уроки ОПК как средство формирования нравственной идентичности у обучающихся.

Хочу поприветствовать всех собравшихся в зале! Тема моего выступления уроки ОПК как средство формирования нравственной идентичности у обучающихся. В период кризисного состояния современного общества, когда общий уровень духовной культуры падает, остро стоит проблема нравственной идентификации подрастающего поколения. 

Об этой проблеме говорит и президент В. В. Путин: «Мы видим, как многие евро-атлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная».

Иденти́чность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Мы же особо выделяем нравственную самоидентификацию как основу становления личности, ее духовного самоопределения. Идентичность — это устойчивое восприятие себя. Это стержень. Можно сказать, это то, кто «Я» есть по сути? Человек и его идентичность – безусловно, крупнейшие и важнейшие современные ценности. Но идентичность – вещь хрупкая и нестабильная. Особенно это касается идентичности в современном обществе, вечно меняющемся, пёстром, разношёрстном, разнонаправленном. Идентичность человека, которая основывается на чувстве собственной полноценности, на личностной целостности, на чётких поведенческих и нравственных ориентирах, продуктах правильного воспитания, – явление весьма деликатное и нуждающееся в постоянной поддержке и утверждении в течение всей жизни человека. Идентичность – это наш выбор. Это моё твердое убеждение. Между тем, для того чтобы человек реализовал своё высшее предназначение, ему не достаточно только осознавать себя человеком, существом возвышенным, отличающимся от всех прочих существ нашего мира. Для этого ему необходимо осознавать себя Божьим творением, осознавать, для чего его создал Господь, каковы его нравственные обязанности перед Богом, ближними, окружающим миром и какова высшая цель его земного бытия? Эти вопросы раскрыты в христианстве, в учении Церкви Христовой, и, стало быть то, о чём сказано выше, связано не просто с самосознанием, а с христианским самосознанием, подразумевающим принадлежность Церкви и следование её учению.

Преподобный Максим Исповедник описывал христианский путь как постепенное преодоление разрывов и обретение целостности при восхождении к Богу. Исходя из мысли преподобного, нам представляется особенно важным на пути восхождения к Господу обретение человеком целостности, в том числе восстановление утраченного человеком после грехопадения единства сознания и самосознания.

Православие - это неотъемлемая часть русской этнической идентичности. Поэтому нравственное воспитание является одним из ключевых вопросов, которые стоят перед родителями, школой и обществом в целом. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но тем не менее необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Проблему духовно - нравственного воспитания нужно решать уже в младшем школьном возрасте. Этот период детства является эмоциональным и восприимчивым, ведь «сердца открыты для добродетели», поэтому формирование ценностных ориентаций обретает под собой плодотворную почву.

Уроки основ православной культуры обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентаций младших школьников. Они основаны на идеях добра, совести, справедливости, честности, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Слайд

Цель предмета «Основы православной культуры» – сформировать идентичность гражданина многонационального государства, каким является Россия. Изучая основы религиозных культур детям предоставляется возможность узнать, понять, принять другого таким, каков он есть. Основное достоинство предмета – ориентирование на воспитание терпимости, уважение к различным убеждениям и мнениям людей. Дети получают информацию о том, что такое религия и зачем её нужно изучать, что такое Библия, Ветхий завет, знакомится с библейскими терминами и другими понятиями. Слайд Поэтому преподавание этого предмета для меня важная миссия, основанная на жизненном призвании. В связи с этим передо мной встал вопрос: «Чему учить и как учить?» Как сформировать у детей систему нравственной идентичности на основе изучения Основ православной культуры?
Я поставила следующие задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся.
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.

Для проведения успешного и результативного урока школа обеспечена учебно-методическим комплектом к модулю «Основы православной культуры», который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник А. Кураева, мультимедийный диск. Кроме этого я использую детские православные журналы: «Свечечка», «Православная радуга», «Ангелочек», «Библейские сказания», рассказы Б. Ганаго, притчи. Слайд
К каждому уроку я подбираю практические задания, готовлю рабочий лист урока, стараюсь вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Слайд В учебном курсе много незнакомых для детей терминов, поэтому для отработки основных понятий использую толковые словари, игровые задания, кроссворды. Слайд Ребята готовят не просто сообщение, но и высказывают свой взгляд на те или иные вопросы, свое мнение, а также готовят мультимедийную презентацию. Слайд Это способствует лучшему запоминанию изученного материала, а также взаимопониманию между детьми. При подготовке уроков привлекаю детей к чтению дополнительной литературы, житийной литературы. Ребята 4 а, 4в класса готовили сообщения «Земная жизнь Иисуса Христа», «Образ Богоматери», «Сергий Радонежский», «Святитель Николай - образ кротости и милосердия», «Царская семья» и др. Слайд Помимо заданий учебника, в своей практике я даю свои творческие задания. На каждом уроке ребятам предлагаю либо видеофрагмент для дальнейшего обсуждения, либо видеоклип, либо прослушиваем музыкальное произведение, церковные песнопения. Особенно их впечатляют баллады, песни, притчи в исполнении С. Копыловой, Ж. Бичевской., иеромонаха Романа (Матюшина), Ю. Славянской и др. Использую мультфильмы, например, «Истории Ветхого Завета», «Серафим Саровский», «Путеводительница», «Необыкновенное приключение Серафимы» и др.

При изучении темы «Храм», «Икона» урок проводится непосредственно в храме, когда нет службы, и ребятам предоставляется удивительная возможность прикоснуться к святыне, внимательно рассмотреть каждый уголок храма, старинные иконы.

Часто я прошу своих учеников написать небольшое сочинение-рассуждение в связи с изучаемым материалом: «Чему нас учит притча?» «Почему Русь называют святой?» и т.д. Это заставляет учеников размышлять об окружающем мире, о себе.

На своих уроках я проповедаю безусловную любовь к ребёнку, принятие его таким, каков он есть, стараюсь создать ситуацию успеха, благо, что содержание и методы ОПК дают возможность проявить себя и «сильным», и «слабым». Здесь хороши также методы снятия страха, авансирования, персональной исключительности, усиления мотивации, педагогического внушения, высокая оценка детали.

Только при соблюдении этой методики ребята максимально раскрываются. Мне не раз приходилось изумляться детской мудрости и проницательности, когда они давали толкование понятию «духовное восхождение, «кровное и духовное родство», «духовная иерархия» и другие. С детским простодушием дети предлагают всем людям на земле договориться о мире и любви, бережном отношении к природе. Увы, это так понятно ребёнку, и так далеки от этого мы, «мудрые взрослые».

В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все. Этот курс построен на обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор. Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы культурных ценностей многонационального общества. Положительным результатом работы по формированию ценностных ориентаций младших школьников является тот факт, что учащиеся становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Слайд Практика показывает: ценности нашей традиционной культуры, приобретенные на уроках ОПК, дети несут и в свои семьи. Родители знакомятся ближе с православной культурой через своих детей.

Часто на своих уроках использую приёмы «поразмышляем о себе», «обсудим вместе», «нарисуй иллюстрацию к тексту» и другие.

Часто задаю себе вопрос, насколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, проекты. Слайд

Но самым главным и самым трогательным моментом в уроке я считаю диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии,  самоанализ. И если ребенок задумался над своими словами и поступками, и стал хоть чуть чище и возвышеннее, я искренне этому радуюсь. Вот тогда и начинаешь слышать по-иному слова старца-мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».

Хочется надеяться, что наши воспитанники приобрели за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества. Слайд






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!