СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Влияние инновационных технологий на интеллектуальное развитие студента"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные системы и технологии получают все большее распространение в экономическом образовании. Современная профессиональная деятельность экономиста невозможна без применения новейших достижений компъютерной техники, то и профессиональная подготовка будущих специалистов нуждается в соответствующем подходе. Эффективность использования компъютерных технологий обучения прямо обусловлена конкретными заданиями изучения цикла дисциплин или профессиональной подготовки будущего экономиста в целом. Инновационные технологии, бесспорно, имеют как негативное, так и позитивное влияние на интеллектуальный уровень развития студента. Невозможно утверждать однозначно о вреде или пользе продукта современной науки, но одно можно сказать точно:рациональное, эффективное использование инноваций  в тандаме с привычными подходами к образованию несомненно дадут результат более позитивный чем негативный.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Влияние инновационных технологий на интеллектуальное развитие студента"»

Н.В. Карацуба

ДОКЛАД

«Влияние инновационных технологий на интеллектуальное развитие студента»


Современное общество характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни, которая особенно влияет на информационное развитие , в частности и просветительского пространства. Образовательная сфера, которая является основоположницей формирования мировоззрения, духовного становления личности, испытывает значительные трансформационные процессы. Пространство, где сталкиваются новые ценности и технологии, новые стили жизни требует новых, современных образовательных подходов, которые бы сохранили лучшее достояние и подготовили бы человека, будущего специалиста к работе, творчеству, к реализации личности в обществе.

Знание, умения, которые молодежь приобретает, учась в высшем учебном заведении является беспрекословно важными, но рядом с этим является актуальным понятие компетентности. По мнению многих международных экспертов, компетентности являются теми индикаторами, которые позволяют определить готовность выпускника высшего учебного заведения к жизни, его последующего личного развития и к активному участию в жизни общества.

Появляется вопрос, какие подходы, формы работы могут удовлетворить современный спрос студентов, сформировать необходимые компетентности, профессионально личностные качества будущих учителей, специалистов образовательной сферы.

Информационные системы и технологии получают все большее распространение в экономическом образовании. Поскольку современная профессиональная деятельность экономиста невозможна без применения новейших достижений компьютерной техники, то и профессиональная подготовка будущих специалистов нуждается в соответствующем подходе.

История использования информационно-вычислительной техники в учебном процессе насчитывает всего несколько десятков лет, потому поиски способов оптимального ее сочетания с традиционными средствами и методами учебы находится в самом начале пути.

Накоплен во многих учебных заведениях опыт изучения экономических дисциплин, дает возможность сделать некоторые обобщения:

  1. Компьютерные технологии учебы связаны со всеми этапами образовательного процесса и является важным фактором качества учебы.

Применение компьютерных технологий учебы непосредственно зависит от условий учебного заведения и подчиняется его дидактичным целям.

Эффективность использования компьютерных технологий обучения прямо обусловлена конкретными заданиями изучения цикла дисциплин или профессиональной подготовки будущего экономиста в целом.

  1. Как и любые другие средства учебы, компьютерные технологии обучения могут быть использованы на всех этапах учебного процесса: для осуществления мотивационно установочной функции («что, как и для чего учить?»), для изложения и объяснения новой информации, для закрепления и обобщения изученного, выполнения упражнений и заданий, разных видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, всех элементов контроля и самоконтроля, для учебных проектов по использования информации из всех доступных сетевых источников.

Понятно, что использование компьютерных технологий обучения требует целого ряда условий, среди которых наличие соответствующего программного обеспечения, свободное владение преподавателей и студентов техникой, отведение определенной части рабочего времени преподавателя на разрабатывание информационно смыслового обеспечения изучения предмета, создания графика работы студентов с информационной системой.

В целом же компьютерные технологии обучения должны отвечать целому ряду требований:

1. Создавать возможность реализации разных способов управления учебной деятельностью.

2. Обеспечивать единое информационное пространство для работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время.

3. Активизировать деятельность студента через выполнение разных видов работы, использования разных способов и источников получения информации, анализ текстовых и статистических материалов, проблемных ситуаций и случаев, решения задач разных уровней сложности, выполнения упражнений и проектов.

4. Обеспечивать полный доступ и понимание учебной информации из конкретной и смежных отраслей знаний.

5. Учитывать индивидуальные возможности студента относительно времени и темпа работы с материалами, создавать условия для самоконтроля и обмена мнениями с другими студентами и преподавателем через интрасети.

6. Предоставлять студенту возможность входить и выходить из программы в любое время, повторять ранее изученные темы, выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

7. Иметь способность к обновлению содержания, адаптации управления программой в соответствии с условиями учебного процесса.

Основной формой учебы в высшем учебном заведении остается лекция, невзирая на ее острую критику как пассивной формы учебы. Лекции являются одной из самых давних и самых распространенных форм преподавания в высшей школе, курсы лекций синтезируют большой объем знаний, какой преподаватель подает в проработанном виде. Но традиционные лекции не удовлетворяют спрос студентов. На их место приходят мультимедийные лекции, которые обеспечивают наглядное сопровождение, лекции тренинга, интерактивные дискуссии, которые обеспечивают активное участие студентов в учебном процессе.

Организация мультимедийных лекций требует наличие специальных аудиторий для проведения компьютеризованных лекций где есть портативный компьютер, проектор, совместимый с имеющимся программным, звуковым обеспечением, экран, возможность затемнения аудитории, доступ к Интернету и тому подобное, что нуждается в значительных финансовых расходах, потому в большинстве высших учебных заведениях эта форма мало распространена. Мультимедийные лекции сегодня в подавляющем большинстве организуются благодаря личному энтузиазму преподавателей и их творчеству. Еще одна сторона проблемы во внедрении мультимедийных лекций - неподготовленность преподавателей, которые не в совершенстве овладели компьютерными технологиями. Подготовка презентационных программ, мультимедийных лекций нуждается в незаурядных усилиях, существенной подготовке. В решении этого вопроса может быть интересной сотрудничество студентов и преподавателей. Нами была предложена определенная модель подготовки мультимедийных лекций. Студенты, которые быстрее овладевают современными компьютерными технологиями могут готовить мультимедийные презентации на заданную тему, как творческие работы, что будет способствовать взаимообогащению, взаимной учебе студента и преподавателя, росту интеллектуального уровня, построению партнерских отношений, академического единства.

Гуманизация образования, ее ориентация на раскрытие личностного потенциала обусловили возникновение и совершенствование новых образовательных технологий. Среди таких технологий особенное место занимает тренинговая форма обучения, которая обеспечивает эффективное формирование сознательных мотиваций, необходимых качеств, умений, навыков, компетентности и является альтернативой лекций.

Но тренинговая форма работы, которая признана эффективной формой работы, остается эпизодической в учебном процессе высшего учебного заведения. Такая ситуация является следствием нескольких причин. Во-первых, для организации и проведения тренинга необходимо соответственное оборудование аудитории, созданные специальные тренингу центры, для создания которых нужно значительное финансирование. Во-вторых, для организации и проведения тренинга необходимо соответственно подготовленные педагоги-тренеры (фасилитаторы), подготовка которых, целеустремленно, на сегодня не осуществляется. В-третьих, отсутствует мотивация преподавателя относительно проведения занятий в тренинговой форме работы, так как для ее подготовки нужно значительное время, соответствующие материальные ресурсы и тому подобное.

Чтобы успевать за развитием современного переменчивого мира, студенты должны иметь высокий уровень образования, а без внедрения современных инновационных технологий это не возможно. Учитывая то, что существует непосредственная связь между уровнем образования человека и ее профессиональным и экономическим благосостоянием, внедрения вышеупомянутые и других инновационных технологий в учебный процесс высшего учебного заведения является актуальным вопросом. Решение этого вопроса нуждается в консолидации сознания, совместных усилий, мобильности вокруг идеи построения инновационного, гуманистического, демократически ориентированного образовательного пространства, которое обеспечит условия для всестороннего, гармоничного развития личности и конкурентоспособности будущего специалиста.

Основной формой человеческого познания является наука и на сегодняшний день она становится все более значимой и существенной составной частью нашей реальности, окружающей действительности. Стабильное развитие науки и образования еще с середины ХХ столетия обеспечивает НТП, который привел к появлению инновационных технологий и их внедрению в нашу повседневную жизнь.

Различают такие виды инновационных технологий как: внедрение, консалтинг, инжиниринг и тренинг.

Внедрение допускает распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований. Внедрение инноваций требует перестройки производства, которое сложилось, переподготовки работников, капитальных расходов и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.

Основной задачей консалтинга является анализ, обоснование перспектив развития и использования научно-технических и организационно экономических инноваций с учетом наглядной области и проблем клиента. Другими словами, консалтинг – это любая помощь, которая предоставляется внешними консультантами, в решении той или другой проблемы.

Тренинг является методом активной учебы направленного на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:


  • тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой с помощью позитивного подкрепления формируются необходимые паттерни поведения, а с помощью негативного – «стираются» нежелательные;

  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

  • тренинг как форма активной учебы, целью которой является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

  • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.


Инжиниринг предоставляет услуги инженерно-консультационного плана или соответствующие работы, которые имеют исследовательский, проектно-конструкторский или расчетно-аналитический характер. Проще говоря, инжиниринг создает объекты и продумывает их эксплуатацию, базируясь на научных знаниях.

Вопрос о влиянии инновационных технологий на интеллектуальное развитие студента на сегодняшний день является весьма и весьма актуальным.

В колледже было проведено исследование на предмет влияния инноваций на интеллектуальное развитие студентов (количество опрошенных – 100 чел.).

Рассмотрим преимущества использования инновационных технологий в сфере образования: инновационные технологии значительно содействуют развитию профессионально познавательной активности студентов.

Можно выделить следующие социально-экономические предпосылки влияния инновационных технологий на развитие профессионально познавательной активности студентов:


  • ускорение темпов развития общества, расширения возможностей экономического и социального выбора за счет активного внедрения новых информационных технологий;

  • глобализация мировой экономики, динамическая развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости за счет использования информационных технологий;

  • переход к постиндустриальному обществу, информационному обществу, которое сопровождается значительным ростом информационных ресурсов;

  • информатизация системы профессионального образования, как один из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества, непрерывного обновления содержания профессионального образования, роста профессионального потенциала будущих выпускников Вузов.


Следует отметить, что инновационные и информационные технологии владеют несколькими преимуществами перед другим видами образовательных методов, а именно:

  • дают возможность имитации реальных процессов;

  • позволяют выводить на экран аутентичные иллюстрации и демонстрировать мультимедиа;

  • имеют возможность перепрограммирования и систематически улучшать существующие учебные материалы;

  • дают возможность адаптивного взаимодействия с отдельными наученными;

  • дают возможность эффективного повышения квалификации;

  • позволяют вести дистанционное образование.


Был проведен также опрос студентов экономических специальностей на предмет того, каким источникам информации они отдают преимущество.

Как мы можем наблюдать около 80% опрошенных отдает преимущество Интернету, как непосредственному источнику информации. И действительно, в настоящее время особенную актуальность приобретает такая структура как сеть Интернета, которая становится необходимым элементом привлечения к мировой культуре и является одной из основных составляющих информационных технологий.


Первым важным преимуществом Интернет-технологии является то, что она создает «виртуальное содружество людей», трансформируя тем самым современную культуру в такой новый ее тип, как «глобальное село» с отсутствием в ней пределов для коммуникации. Именно последнее дает возможность студенту подключиться к сокровищам мировой культуры с целью повышения уровня развития профессионально познавательной активности.

Но следует отметить негативное влияние сети Интернет: сеть недостаточно контролируется цензурой, чаще информация не является настоящей и что именно опасное – активный пользователь сети может просто потерять грань между реальным и виртуальным мирами.

Также существует и негативная сторона вопроса инноваций в образовании. Что касается инновационных технологий, то они не стали, как предусматривалось, средством социализации человека, напротив, оказалось, что они владеют почти наркотическим действием на индивида, делая его неспособным к нормальному взаимодействию с другими людьми: электронная почта и телеконференции полностью заменяют ему живет общение. Оказалось, что компьютер отдаляет человека от реальности, создавая вместо ее удобную, комфортную, но «виртуальную» среду.

Время, которое затрачивается на поиск нужной информации, существенно сократилось, что не может не радовать с одной стороны, но и интеллектуальные усилия тоже стали минимальны, что не может не огорчать.

В современных условиях усиливается уровень интеллектуализации общества с помощью использования перспективных образовательных технологий. В настоящее время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Введение новых технологий (компьютерные учебные программы и Интернет-технологии) существенно не только опередило соответствующие изменения в педагогическом мышлении, но и оказалось не способным обойтись без педагога. Ведь роль последнего незаменима, когда нужна «помощь в актуализации молодежи, то есть формирование устойчивого стиля мышления и ценностных ориентаций, получения таких норм, образцов мышления и деятельности, которые служили бы ориентирами, содействующими позитивной динамике общественного развития».

Инновационные технологии, бесспорно, имеют как негативное, так и позитивное влияние на интеллектуальный уровень развития студента. Невозможно утверждать однозначно о вреде или пользе продукта современной науки, но одно можно сказать точно: рациональное, эффективное использование инноваций в тандеме с привычными подходами к образованию несомненно дадут результат более позитивный чем негативный.



24.03.2016.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!