СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Внедрение семи модулей Программы в один из серии последовательных уроков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая в школе, я  на своих уроках применяла разнообразные методы и приёмы обучения, изучала новые методики. В период прохождения практики мои взгляды на  традиционный урок  изменились. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Внедрение семи модулей Программы в один из серии последовательных уроков»»

Доклад «Внедрение семи модулей Программы в один из серии последовательных уроков»

Учителя начальных классов Яснополянской средней школы Филатовой Татьяны Васильевны

«Хочешь изменить мир - начни с себя»

Работая в школе, я на своих уроках применяла разнообразные методы и приёмы обучения, изучала новые методики. В период прохождения практики мои взгляды на традиционный урок изменились. Для проведения серии последовательных уроков выбрала литературное чтение во втором классе. Много времени было потрачено на постановку цели и выработки задач каждого урока. Третий урок литературного чтения был посвящён теме «М.Горький. Воробьишко». Цель урока: «Формирование у учащихся представлений о различных человеческих качествах». Задачи урока: Формировать у учащихся умение выделять главную мысль прочитанного произведения, дать представление о различных человеческих качествах. Развивать навыки высказывания своего отношения к героям, критическое мышление, внимание и память; Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение слушать и слышать.

Каждый из четырёх последовательно проведённых уроков был тщательно продуман. Не был исключением и данный урок. В начале урока была проведена разминка. Ведь благодаря тренингам, разминкам, физминуткам устанавливается благоприятная психологическая атмосфера в классе.

Для развития коллаборативной среды была использована интерактивная доска. Ученикам очень нравиться выполнять движения героев музыкальных физминуток. Это очень важно. Ведь эмоциональный настрой учеников и учителя благотворно влияет на образовательный процесс. Ученики чувствуют себя свободно и безопасно в процессе обучения. Перед дальнейшей работой ребята получили лист со смайликами и отметили смайлик с таким настроением, какое у них было в начале урока

Далее ученики класса были разделены на группы по разрезанным картинкам. Такой приём деления на группы важен именно для того чтобы состав детей при работе в группе постоянно менялся. В группах оказались дети с разным уровнем обучения, разными возможностями. Вначале учащиеся чувствовали стеснительность, неловкость  в общении, но постепенно атмосфера стала более доброжелательной и располагающей к общению.

Групповые формы работы очень важны. Они позволяют нам добиться лучшего усвоения и понимания изучаемого материала, а также  повысить уровень знаний детей, вызвать познавательный интерес учащихся к предмету. Также при работе в группах мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности, и создаём условия для развития учащихся.

Далее перед ребятами в группе была поставлена задача, собрать картинку и определить о ком мы прочитаем на уроке. Такая работа заинтересовала детей. Ведь учитывались их возрастные особенности. А дети этого возраста любят играть, собирать пазлы.

Удачным в этом задании также было то, что дети не только догадались, о ком будет новое произведение, но и постарались понять, почему же Максим Горький так назвал данное произведение. Выслушаны были предположения всех ребят. То есть никто не остался без внимания.

Во время высказывания предположений дети учились рассуждать, то есть развивалась их речь. Что очень важно для детей начальной школы. Помимо этого развивалось критическое мышление ребят.

При проверке дифференцированного домашнего задания ребята продолжали учиться самооцениванию. Это достаточно сложный момент для второклассников – правильно оценить свой труд. Сильные ученики зачитывали эссе «Летний дождь», средние - выучили стихотворение наизусть, а слабые выразительно его прочитали. Каждый выбрал себе задание по силам. И каждый поставил себе оценку в оценочный лист.

На этапе ознакомления с новым материалом, ребята познакомились с биографией Максима Горького. На данном этапе я использовала презентацию. Ведь просто услышать информацию детям не интересно. В презентации я поместила портрет автора, некоторые данные из его биографии. Ребят заинтересовал тот момент, что настоящее имя Максима Горького – Алексей Пешков.

Следующим приёмом, который был мною использован, для развития критического мышления – это диалогическая беседа в парах.

«В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулиру­ющими развитие и углубление их собственного концептуального понимания. Подобный способ – элемент «диалектики», понимаемый как логичный и рациональный аргумент, который отличает диалог от господствующего устного или «интерактивного» обучения в привычном понимании большинства учителей» (Wolfe and Alexander, 2008).

Работа проходила со словарными словами, которые я поместила на слайд презентации. Ребята постарались ответить, что обозначают непонятные слова, правильность своих суждений они проверили по следующему слайду презентации. Далее ученики высказали свои предположения, о чём пойдёт речь в произведении. За свои ответы они получали наклейки в виде сердечек. Формативное оценивание очень активизирует деятельность учеников. Каждый старается ответить на поставленные вопросы. Даже слабые ученики поднимали руки и отвечали на вопросы учителя. Не было ни одного ученика, который бы остался в стороне, все работали. Но были, конечно же, и проблемы и трудности, ведь у некоторых ребят очень слабо развита речь, бедный словарный запас. А некоторым ребятам просто хотелось получить наклейку, хотя отвечали они не совсем верно. Но для того, чтобы они были вовлечены в учебный процесс, я поощряла их словами, использовала наклейки. Думаю, что этот вид оценивания необходим. Формативное оценивание стимулирует ребят к действию. А если есть стимул, то результат должен улучшиться.

Перед тем, как посмотреть мультфильм «Воробьишко», предлагаю ребятам задание: «Во время просмотра провести исследование и определить, к какому жанру относится произведение?» Ребята с интересом смотрели мультфильм. Для просмотра была использована интерактивная доска. Учитывая возраст детей этот способ ознакомления с произведением, считаю очень удачным и интересным. Наблюдая за поведением детей во время просмотра, я поняла, что не ошиблась с таким выбором.

Было видно, что дети с большим вниманием следят за действиями Пудика, за тем как разворачиваются события в сказке. После просмотра были заслушаны впечатления детей о мультфильме, что в нём понравилось, что было непонятным.

«Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эф­фективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в об­суждения, диалог и аргументацию». (Руководство для учителя с.154) Следуя этому высказыванию, после того, как были выслушаны впечатления детей о мультфильме , им было предложено задание для работы в паре. Дети должны были не просто ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение, но и убедить своего напарника в своей правоте. То есть назвать по каким признакам они определили жанр произведения. Совместными усилиями пары постарались ответить на поставленный вопрос, найти правильный ответ. Не все смогли сразу догадаться, что это сказка. Значит необходимо повторить каковы отличительные признаки сказки? Каких видов бывают сказки? Понятно, что у некоторых ребят есть пробелы в знаниях и их надо восполнять. Ребята во время обсуждения логически рассуждали, доказывали свою правоту, значит, развивали своё критическое мышление, развивали связную речь, старались переубедить тех ребят, кто решил, что произведение является рассказом. За ответы учащиеся оценивались формативно. После обсуждения в парах, были заслушаны ответы всех представителей пар. В результате пришли к одному выводу:

« Произведение является сказкой, так как в реальной жизни птицы не разговаривают. Разговаривают птицы и животные только в сказках».

Для большего понимания содержания сказки было дано задание, прочитать текст по абзацам. Это тоже развивает саморегуляцию. Во время чтения, не читающие вслух ребята, должны были не отвлекаться, а следить за чтением других ребят. Сказку читали сильные ученики, те которые владеют хорошей техникой чтения. Остальные ребята тоже не сидели без дела, ожидая результатов, они следили за чтением других ребят. В тексте старались найти и отметить, что общего они увидели в мультфильме и услышали в сказке. И какие отличия между мультфильмом и сказкой в учебнике? Это тоже один из приёмов развития критического мышления. Те ребята, которые сумели выполнить поставленное перед ними задание, оценивались наклейками. То есть происходило формативное оценивание. Учитывая возрастные особенности ребят, провела вторую музыкальную физминутку. Дети выполняли движения, улыбались, радовались. Если не разнообразить виды деятельности, то можно добиться того, что дети устанут, потеряют интерес, перестанут работать. После разминки, восстановив свои силы, ученики приступили к следующему заданию. Это задание они должны были обсудить и выполнить в парах. Каждой паре была предоставлена карточка с заданием «Главные герои произведения М.Горького ». Обсудив задание, все пары сошлись на том, что главные герои это: воробьишко Пудик, воробьиха – мама, воробей – отец. В одной паре предложили в качестве главного героя сказки ещё и кота. Но нашлись такие ребята, которые постарались доказать, что это не так. Ведь кот упоминался в сказке только несколько раз, у него нет слов и главным героем быть не может. На данном этапе было видно, что ребята уже не соглашаются со всем, что им говорят, отстаивают свою точку зрения. После заполнения своих карточек, дети смогли проверить правильность выполнения своего задания по интерактивной доске.

Групповая  работа и работа в парах применяется для того, чтобы   научить детей говорить,  научить их мыслить, слушать и слышать. Для этого,  учитель должен обладать педагогическим тактом и терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание. Применение  групповой работы в младших классах  должно быть построено так, чтобы можно было организовать взаимодействие учащихся в исследовательской работе для поиска способов решения  заданий, проведение рефлексии. Также эффективность групповой работы проявляется в скорости выполнения заданий, и в создании благоприятных условий для учебного процесса.

Следующим этапом урока было создание кластера «Воробьишко». Дети работали в группах по четыре человека. Задание: на листах белой бумаги написаны слова, выбрать из списка слов, те, которые могут охарактеризовать маленького воробьишку. Слова для справок: умный, несмышленый, неопытный, упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный, горделивый, воспитанный, любознательный.

Ребята в группах распределили обязанности: спикер, наблюдатель, секретарь, хронометражист. Спикером выбрали слабого ученика и готовили его к выступлению. Задача ребят была, так подготовить своего спикера, чтобы он мог защитить свой проект. Хронометражист наблюдал за временем и напоминал другим ребятам о необходимости поторопиться, не задерживать время. Секретарь записывал те слова, которые при совместном обсуждении выбрали из списка. Наблюдатель оценивал работу каждого, делал пометки о вкладе каждого.

После обсуждения ребята оформляли свой кластер. В данной работе принимали участие все ученики. Кто писал, кто диктовал, кто раскрашивал. И если делать выводы по данной работе, то можно заметить, что первые два урока в этом плане были намного сложнее, так как ребята часто задавали вопросы, занимались тем, что выясняли, кто, что будет делать.На данном же уроке роли распределили намного быстрее. Но проблема была в том, что ребята отвлекались от своих обязанностей, старались сделать работу других участников группы. Это сбивало работу с нужного ритма. Я как учитель наблюдала за работой всех групп, старалась уладить некоторые проблемы, натолкнуть на правильный выбор. Это было необходимо, если в группах было больше слабых учеников.

Спикер каждой группы после выполнения работы выходил и защищал свой проект. Ребята сигнальными карточками оценивали правильность выполнения задания, аккуратность написания, оформление.

Все группы затем подсчитывали количество зелёных сигнальных карточек и записывали в свои листы оценивания. По некоторым словам возникли небольшие споры. Является ли воробьишко Пудик воспитанным. Мнения ребят разошлись, сильные ученики старались доказать свою правоту. Ведь Пудик был вежлив, когда упал на землю и оказался рядом с котом. Этот момент показал, что ребята внимательно следят за работой других групп и понимают суть задания. Даже на таком коротком фрагменте урока было заметно, что дети уже стараются размышлять и доказывать свою правоту.

В завершении работы на уроке применила приём «Горячий стул». Ученику, сидящему на стуле, ребята класса задавали вопросы: «Как называлась сказка?», « Кто её автор?», «Кто главные герои сказки?», «Какие непонятные слова встретились в тексте?» Это были «тонкие вопросы». Когда ребята постарались задать «толстые вопросы» то сразу не смогли выполнить это задание. Им необходима была некоторая помощь от меня. Я задала вопрос « А на кого похож Пудик?» Ребята немного растерялись, задумались. Натолкнула их дальше: «Вспомните поступки Пудика». Появились первые руки после постановки «толстого вопроса». Дети перечислили, как вёл себя Пудик, что он делал, что спрашивал. И только после этого дети догадались, что воробьишко был очень похож на них, детей. Дальше появился первые «толстые вопросы» со стороны ребят: «А на кого похожа мама- воробьиха?», « Что общего между мамой Пудика и нашими мамами?», «Кто, чему научился?»

Осмыслив, всё то, что случилось, я ещё раз убедилась, насколько слабо развита речь у моих детей, сколько сил и времени необходимо уделить этой проблеме. Ведь если оставить всё как есть, то добиться хороших результатов, плодотворной работы невозможно. Есть над чем поразмыслить в дальнейшем.

В конце урока попросила ребят подсчитать количество наклеек и записать результат в листе – оценивания. Листы оценивания у детей собрала и подсчитала количество баллов за разные виды работ на уроке, в итоге все ребята получили свои оценки за работу на уроке.

Рефлексия – самая эффективная фаза. Именно она помогает учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Дети учатся самостоятельно определить, в каком направлении нужно усилить работу.

Во время рефлексии дети рассуждали, что на уроке им понравилось, что наиболее удалось. Какие моменты были непонятными, сложными. Какое настроение у них после урока. Изменилось ли оно и как? После обсуждения дети прикрепляли стекеры в форме сердечек к рисункам воробьёв, разных по настроению, ассоциируя себя с ними. Один из учеников выбрал картинку мокрого, грустного воробья. В группе он мало работал, в некоторые моменты пытался просто отсидеться, так как сильный ученик данной группы не всегда давал ему возможность высказаться. Нужно на следующих уроках постараться находить выход из данной ситуации. Напомнить ребятам, о том, что нужно постараться всегда обращать внимание на правила работы в группе. А особенно на тот момент, что выслушивать нужно всех ребят группы. Судя по картинкам, которые выбрали остальные ребята, они были в хорошем настроении, довольны своей работой на уроке.

Подводя итог в конце своей работы, могу сделать вывод, что смогла интегрировать все 7 модулей в данном уроке. Не всё конечно удалось, но это только начало долгого пути. В дальнейшей своей работе постараюсь исправить, те недочеты, которые возникали, не допускать подобных ошибок. Ну , а самое главное не останавливаться на полученных результатах и расширять границы собственных возможностей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!