ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В целостном процессе педагогики важное место отдается процессу воспитания.
Под воспитанием понимается процесс целенаправленного формирования личности. Это некое взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое является организованным, контролируемым и управляемым. Конечной целью воспитания выступает формирование личности у воспитанника.
Целью воспитания является обеспечение у каждого ребенка всестороннего, а также гармоничного развития.
Согласно педагогической теории и практики, воспитание должно базироваться на постоянных идеях и ценностях. В связи с этим, в качестве идейной основы всей целостной системы воспитания, должны выступать принципы гуманизма, которые были выработаны и проверены практикой.
Под гуманизмом прежде всего понимается человечность, выражающаяся в любви к людям, высоком уровне терпимости, мягкости в отношениях, уважении к личности, а также к ее достоинству. В конечном счете, под гуманизмом понимается система ценностных организаций, целью которых является признание человека высшей ценностью.
Таким образом, напрашивается следующее определение гуманизма. Под гуманизмом понимаются взаимосвязанные идеи и ценности, которые утверждают значимость человеческой жизни в целом, а также личности в частности.
При таком понимании человек рассматривается в качестве высшей ценности общественного развития.
При такой трактовке человек рассматривается как высшая цель общественного развития. Таким образом, с позиции гуманизма главной целью воспитания является то, чтобы каждый человек стал полноценным субъектом познания, деятельности и общения, то есть стал личностью. Получается, что от меры гуманизации процесса воспитания зависит создание предпосылок, необходимых для самореализации личности и раскрытия всех задатков, которые были заложены природой.
Главной целью учебно-воспитательного процесса с гуманистическим подходом является создание предпосылок, необходимых для самореализации личности.
Главная цель школы в этом процессе это, прежде всего, способствование умственному, эмоциональному, нравственному, трудовому и физическому развитию личности. Школа должна обеспечить условия для раскрытия индивидуальности у ребенка, с учетом его личных и возрастных особенностей.
В воспитании можно выделить такие основные части как:
- умственное воспитание;
- физическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- трудовое воспитание;
- политехническое воспитание;
- эстетическое воспитание.
В ходе умственного воспитания обучаемые вооружаются системой знаний основ наук. В процессе усвоения у ребенка научных знаний, происходит овладение основами научного мировоззрения.
Сознательное изучение системы знаний содействует развитию у ребенка памяти, логического мышления, воображения, внимания, умственных способностей. Задачами умственного воспитания являются:
- усвоение научных знаний в определенном объеме;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных способностей;
- развитие интересов познавания,
- формирование активности познавательного характера,
- развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, повышении уровня образовательной и специальной подготовки.
Под физическим воспитанием понимается управление физическими способностями ребенка, а также его физическим образованием. Физическое воспитание взаимосвязано со всеми воспитательными системами и является их неотъемлемой частью.
Задачами физического воспитания являются:
- укрепление здоровья ребенка;
- обучение новым физическим нагрузкам;
- формирование навыков гигиены,
- повышение физической работоспособности ребенка;
- развитие желания быть здоровым, сильным.
Под нравственным воспитанием понимается формирование таких понятий и суждений, которые соответствуют нормам общества. Мораль - это нормы и правила поведения человека в обществе, сложившиеся за долгий период, которые определяют отношение человека к обществу, а также к людям. Под нравственностью понимается внутренняя мораль, которая является не на показ, а для себя.
Под трудовым воспитанием понимается формирование у ребенка трудовых действий и отношений, изучение орудий труда, а также методов их применения. Трудовое воспитание охватывает такие аспекты процесса воспитания, в которых происходит формирование трудовых действий и отношений.
Под политехническим воспитанием понимается ознакомление ребенка с основными принципами различных производств. Главная задача политехнического воспитания состоит в формировании интереса к деятельности производственного характера.
Под эстетическим воспитанием понимается такой компонент системы воспитания, который развивает у ребенка эстетические идеалы, потребности и вкусы.
Задачами эстетического воспитания являются:
- воспитание культуры эстетики;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- формирование желания быть прекрасным во всем;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлых времен;
- приобщение ребенка к прекрасному.
Все составные части воспитания в общем оказывают влияние на формирование личности у ребенка.
Таким образом, под воспитанием понимается процесс целенаправленного формирования личности. Это некое взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое является организованным, контролируемым и управляемым. Конечной целью воспитания выступает формирование личности у воспитанника. Главной целью учебно-воспитательного процесса с гуманистическим подходом является создание предпосылок, необходимых для самореализации личности.