СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал в помощь классному руководителю для выступления на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности"»

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


В целостном процессе педагогики важное место отдается процессу воспитания.

Под воспитанием понимается процесс целенаправленного формирования личности. Это некое взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое является организованным, контролируемым и управляемым. Конечной целью воспитания выступает формирование личности у воспитанника.

Целью воспитания является обеспечение у каждого ребенка всестороннего, а также гармоничного развития.

Согласно педагогической теории и практики, воспитание должно базироваться на постоянных идеях и ценностях. В связи с этим, в качестве идейной основы всей целостной системы воспитания, должны выступать принципы гуманизма, которые были выработаны и проверены практикой.

Под гуманизмом прежде всего понимается человечность, выражающаяся в любви к людям, высоком уровне терпимости, мягкости в отношениях, уважении к личности, а также к ее достоинству. В конечном счете, под гуманизмом понимается система ценностных организаций, целью которых является признание человека высшей ценностью.

Таким образом, напрашивается следующее определение гуманизма. Под гуманизмом понимаются взаимосвязанные идеи и ценности, которые утверждают значимость человеческой жизни в целом, а также личности в частности.

При таком понимании человек рассматривается в качестве высшей ценности общественного развития.

При такой трактовке человек рассматривается как высшая цель общественного развития. Таким образом, с позиции гуманизма главной целью воспитания является то, чтобы каждый человек стал полноценным субъектом познания, деятельности и общения, то есть стал личностью. Получается, что от меры гуманизации процесса воспитания зависит создание предпосылок, необходимых для самореализации личности и раскрытия всех задатков, которые были заложены природой.

Главной целью учебно-воспитательного процесса с гуманистическим подходом является создание предпосылок, необходимых для самореализации личности.

Главная цель школы в этом процессе это, прежде всего, способствование умственному, эмоциональному, нравственному, трудовому и физическому развитию личности. Школа должна обеспечить условия для раскрытия индивидуальности у ребенка, с учетом его личных и возрастных особенностей.

В воспитании можно выделить такие основные части как:

- умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- политехническое воспитание;

- эстетическое воспитание.

В ходе умственного воспитания обучаемые вооружаются системой знаний основ наук. В процессе усвоения у ребенка научных знаний, происходит овладение основами научного мировоззрения.

Сознательное изучение системы знаний содействует развитию у ребенка памяти, логического мышления, воображения, внимания, умственных способностей. Задачами умственного воспитания являются:

- усвоение научных знаний в определенном объеме;

- формирование научного мировоззрения;

- развитие умственных способностей;

- развитие интересов познавания,

- формирование активности познавательного характера,

- развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, повышении уровня образовательной и специальной подготовки.

Под физическим воспитанием понимается управление физическими способностями ребенка, а также его физическим образованием. Физическое воспитание взаимосвязано со всеми воспитательными системами и является их неотъемлемой частью.

Задачами физического воспитания являются:

- укрепление здоровья ребенка;

- обучение новым физическим нагрузкам;

- формирование навыков гигиены,

- повышение физической работоспособности ребенка;

- развитие желания быть здоровым, сильным.

Под нравственным воспитанием понимается формирование таких понятий и суждений, которые соответствуют нормам общества. Мораль - это нормы и правила поведения человека в обществе, сложившиеся за долгий период, которые определяют отношение человека к обществу, а также к людям. Под нравственностью понимается внутренняя мораль, которая является не на показ, а для себя.

Под трудовым воспитанием понимается формирование у ребенка трудовых действий и отношений, изучение орудий труда, а также методов их применения. Трудовое воспитание охватывает такие аспекты процесса воспитания, в которых происходит формирование трудовых действий и отношений.

Под политехническим воспитанием понимается ознакомление ребенка с основными принципами различных производств. Главная задача политехнического воспитания состоит в формировании интереса к деятельности производственного характера.

Под эстетическим воспитанием понимается такой компонент системы воспитания, который развивает у ребенка эстетические идеалы, потребности и вкусы.

Задачами эстетического воспитания являются:

- воспитание культуры эстетики;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- формирование желания быть прекрасным во всем;

- овладение эстетическим и культурным наследием прошлых времен;

- приобщение ребенка к прекрасному.

Все составные части воспитания в общем оказывают влияние на формирование личности у ребенка.

Таким образом, под воспитанием понимается процесс целенаправленного формирования личности. Это некое взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое является организованным, контролируемым и управляемым. Конечной целью воспитания выступает формирование личности у воспитанника. Главной целью учебно-воспитательного процесса с гуманистическим подходом является создание предпосылок, необходимых для самореализации личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!