Комитет образования и науки Курской области
ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области
Рассмотрено на заседании предметно-
цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
пр. № ___ от _________ 20____ года.
Председатель: А.С. Талдыкина
Доклад к областным (заочным) педагогическим чтениям, посвященным 180-летию В.В.Петрова
Тема:
«ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К КРАЕВЕДЕНИЮ»
Залетова Нина Александровна, преподаватель иностранного языка
ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области
Курск - 2014 г.
Проблемы воспитания молодого поколения волнуют все образовательные учреждения. Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан, поэтому духовно-нравственное развитие обучающихся является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества [1].
Одним из главных средств, связывающим обучение и воспитание с жизнью является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край есть живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины способствует формированию у обучающихся мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, гордость за это.
Воспитание любви к родному краю через приобщение к краеведению способствует каждый учебный предмет, в том числе и иностранный язык. Основной функцией иностранного языка как учебной дисциплины является развивающая функция, но не следует пренебрегать и воспитательной. Более того, воспитательный компонент в обучении иностранным языкам может быть ведущим.
Согласно стандартам ФГОС СПО обучающиеся должны уметь создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации. На занятиях широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают обучающимся возможность лучше познакомиться с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых иностранный язык является родным. Обучение построено на текстах различных типов, жанров и стилей. Учебник дает информацию о социокультурном портрете стран, о культурном наследии, знакомит с проблемами подростков в разных сферах жизни, в собственной семье, в учебном заведении, и готовит к использованию языка во время воображаемых путешествий, то есть иностранный язык является средством межкультурного общения. Однако познание культуры страны изучаемого языка есть не самоцель, а лишь повод для более глубокого понимания и осмысления родной культуры. Задача преподавателя - научить обучающихся говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства, то есть научить представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Например: диалог по интернету с зарубежными сверстниками, оказание помощи туристам, приехавшим в Россию с использованием лексики по темам «Знакомство», «Моя малая родина», «Достопримечательности», «Приглашение в гости в учебное заведение», «Традиции моей семьи» и т.д.
Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развития обучающихся происходит при расширении кругозора о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, поэтому использование краеведческого материала на уроках иностранного языка в настоящее время очень актуально. Владение иностранным языком квалифицируется сейчас как компонент общей культуры, посредством которого личность приобщается к мировой культуре, при этом межкультурная коммуникация как «диалог культур» может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, родном языке, освоенных личностью[2]. Справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родного учебного заведения, деревни, города. Поэтому считаю, что именно использование краеведения поможет обучающимся стать настоящим гражданином своей страны. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно [2]. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.
В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм воспитания любви к родному краю. В процессе своей работы я стараюсь придавать большое значение изучению истории, природы, культуры, быта родного края - всех сторон деятельности человека. Это, в сущности, и есть краеведение: изучить, изведать, познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.
На основе краеведческого материала мною разработаны уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки с использованием компьютерных технологий, уроки с использованием проектной методики, что способствует формированию у обучающихся более глубокого представления о родном крае, воспитанию патриотических чувств, а также развитию навыков говорения. Приведу следующие примеры:
- урок-экскурсия в историко-этнографический музей техникума;
- составление презентаций по теме: «История Калиновского сельскохозяйственного техникума»;
- сообщения о работе студенческого поискового отряда и перезахоронении останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области, в братскую могилу села Калиновка в 2009 году;
- оформление стенгазеты «Наши земляки - участники Курской дуги» и фотоальбома «Памятники и обелиски воинам, погибшим на территории Хомутовского района»;
- составление презентаций «Из курской глубинки – на Олимп» и написание
эссе «Выдающиеся спортсмены Курской области»;
- урок-путешествие «Мой родной город/село» с использованием презентаций, фотоальбомов, туристических проспектов;
- написание сочинения «Моя родословная».
Все это развивает чувства любви и уважения к родному учебному заведению, к тем, кто работает в нем; заставляет задуматься о героическом прошлом страны, о мужестве наших дедов, о тех, кто погиб за наше будущее, чтить их память; развивает чувства гордости за наших спортсменов-земляков; расширяет познания по истории родных населенных пунктов, заставляет гордиться достопримечательностями и земляками, тружениками земли родной, позволяет узнать много нового и интересного о своих родственниках. Так студентка третьего курса специальности «Коммерция» Куликова Татьяна, собирая материал к сочинению, многое узнала о своем деде, участнике Великой Отечественной войны.
Важно отметить, что Курская земля - это неотъемлемая, корневая и центральная область русского этноса. Не случайно в наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели и композиторы, полководцы, государственные деятели. Ответственность поэтому лежит на нас особая за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций. Эффективными формами воспитания патриотизма и любви к малой родине применительно к уроку иностранного языка являются знакомство с биографиями самого знаменитого курянина Хрущева Н.С., родившегося в селе Калиновка, и гордости Соловьиного края величайшего композитора Свиридова Г.В., которые оставили глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу.
При подготовке к уроку «Животный мир» обучающимися был подобран интересный материал о редких животных и птицах нашего региона, занесенных в Красную книгу Курской области. Студенты с увлечением работали над своим проектом. Их иллюстрированный рассказ был красочным, интересным, захватывающим. Использование проектной методики, а также краеведческого материала учит студентов самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками, в том числе Интернетом и материалами районного краеведческого музея, так как здесь собраны огромные сведения из истории района. Живое общение с жителями старшего поколения имеет ценный воспитательный потенциал. Все наблюдения фиксируются, создается историческая рукопись воспоминаний.
Мои наблюдения показывают, что коммуникативная мотивация обучающихся к изучению иностранного языка становится практически насыщенной, если овладение иноязычным общением сопровождается изучением собственного района, поселка, в котором они живут. Я убеждена, что любовь к Родине не может быть абстрактной, без корневой основы. И начинается она всегда душевной, нравственной привязанностью к отчему краю, родительскому дому.
В заключении я пришла к выводу, что участие обучающихся в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение и любовь к родному краю и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы [3].
Краеведение помогает обучающимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.
Список литературы:
Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. /Иностранные языки в школе. – 2004. №6.
Абзалова С. С. Библиографическое описание. /Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания. /Текст. Молодой ученый. – 2012. №8.
.
Аннотация
Цель данной исследовательской работы показать, что воспитание любви к родному краю через приобщение к краеведению, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене - актуально и необходимо, и что иностранный язык как предмет играет в этом первостепенную роль.
Заключение.
Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний