СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Воспитание самостоятельности и сознательности в выполнении санитарно-гигиенических норм. Выработка сознательного отношения к своему здоровью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Воспитание самостоятельности и сознательности в выполнении санитарно-гигиенических норм. Выработка сознательного отношения к своему здоровью.»

МБОУ СОШ №5 г. Химки М.О.





Доклад по теме:



Воспитание самостоятельности и сознательности в выполнении санитарно-гигиенических норм. Выработка сознательного отношения к своему здоровью



















Работу выполнила: Кузьмина Елена Григорьевна,

Учитель начальных классов учитель высшей категории

На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.

Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта.

Здоровье – это состояние полного физического, психического (душевного) и социального благополучия.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе.

Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости удовлетворять нас не могут.

Дети младшего школьного возраста чаще всего подвержены болезням органов дыхания (хронические тонзиллиты, ангина). Среди инфекционных заболеваний выделяется частотой распространения грипп. Болезни органов пищеварения, кариес зубов. Предупреждение травм – сложная комплексная проблема, в решении которой большое значение имеет привитие учащимся необходимых гигиенических навыков.

Много детей с нарушением осанки и другими изменениями опорно-двигательного аппарата, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

Отклонение от нормы в состоянии здоровья имеет определённую зависимость от анатомо-физиологических особенностей детей, находящихся в периоде роста и развития и потому особо ранимых к внешним воздействиям. Организм ребёнка качественно отличается от организма взрослого, и все нагрузки (умственные, физические, эмоциональные) должны регламентироваться исходя из знаний возрастных особенностей детского организма.

На физическое развитие, состояние здоровья и распространение заболеваний оказывают влияние природно-климатические факторы: солнечная радиация, состав питьевой воды, среднегодовая температура воздуха, влажности и т.п.

Так же влияют на здоровье ребёнка социально-гигиенические (экологические) факторы: чистота воды, воздуха, почвы; фактор школьной среды (качество школьных зданий, санитарно-техническое обслуживание школы, разная наполняемость школ); семейные условия жизни и воспитания (материальные возможности, культурный уровень родителей, психологический климат семьи).

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 23.03.01 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» и Положением об эксперименте в общеобразовательных учреждениях по направлению «Здоровьесберегающие технологии» «разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование».

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приём ов, методов, технологий, сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия фактора образовательной среды, способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Поэтому, очевидно, что проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная.

Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины; необходимо, чтобы каждый школьник знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.

Постоянно общаясь с учеником на уроке, перемене, во время приём а пищи, на прогулке, при выполнении общественно полезного труда и т.п., учитель осуществляет гигиеническое обучение и воспитание – прививает учащемуся навыки правильной посадки за партой, ухода за зубами, гигиены чтения, навыки, помогающие избежать травм.

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего… поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Очень важно, чтобы, как во время учебно-воспитательного процесса, так и дома, не было расхождений между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьёй, гигиеническое воспитание родителей.

В работе с родителями можно рекомендовать им следующие памятки по пребыванию учащихся в школе и дома (Памятки №1 и №2).

Памятка №1.

Товарищи родители!

– Школа взяла на себя заботу об обучении и воспитании Вашего ребёнка на протяжении целого дня. Ваша задача – не ослабить своё родительское влияние, быть авторитетным и нужным для детей в оставшееся для Вас время.

– Важно сочетать в отношении к детям внимательность с требовательностью, обеспечить единое со школой воздействие на детей.

– Рационально организуйте жизнь ребёнка вечером после школы: пораньше поужинать, дать ребёнку возможность почитать вслух, выполнить вечерний туалет, в хорошо проветренном помещении в 20.30 – 21 час лечь спать.

– К понедельнику, после банного дня дети приходят в школу с постриженными ногтями, аккуратной стрижкой, чистой сменной обувью.

– Помогайте учителю-воспитателю в организации и оснащении учебно-воспитательного процесса в школе: в обеспечении необходимыми материалами для занятий с детьми, в организации экскурсий.

– Будьте ближе к детям при проведении свободного времени и отдыха, принимайте участие в организации каникулярного времени.


Памятка №2.

Товарищи родители!

– Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас хотят они находить лучшие человеческие качества.

– Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны.

– Уважайте личность ребёнка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.

– Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живёт семья.

– Способствуйте развитию у Вашего ребёнка гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения.

– Готовьте Вашего ребёнка к тому, чтобы он принимал активное участие в общественной жизни школы.

– Приучайте детей к здоровому режиму дня, рациональному питанию, добивайтесь, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.


Из сказанного выше следует, что необходимо уделять особое внимание вопросам гигиенического воспитания, воспитания самостоятельности и сознательности в выполнении санитарно-гигиенических норм, в выработке сознательного отношения к своему здоровью.

Часто сталкиваемся в жизни с таким явлением: ребёнок знает и умеет, но не выполняет. Поэтому важно в гигиеническом воспитании найти такие формы и приёмы, чтобы имеющиеся у детей знания перешли в навыки, привычки. Это может быть праздник (праздник чистоты и здоровья «Друзья Мойдодыра»), игра-путешествие («Откуда берутся грязнули?»), беседа, разыгрывание сценки, спортивно-оздоровительное мероприятие.


Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы по охране здоровья.

1. Режим дня.

(Это одно из важнейших условий успешной учёбы и хорошего здоровья.)

Готовность организма к определённому времени является общей физиологической основой режима дня. Последовательная повторяемость действий формирует у ребёнка динамический стереотип, который задаёт определённый ритм жизни. Если ребёнок садится за уроки в определённое время, то к этому часу у него происходит психологический и физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга. Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Выполнение режима дня даёт хорошую возможность воспитания самодисциплины.

2. Правильная посадка за партой.

3. Как сохранить хорошее зрение. (Беречь глаз как алмаз.)

4. Личная гигиена, уход за телом. (Чистота – залог здоровья.)

5. Зубы и уход за ними. (Чтобы зубы не болели.)

6. Зима для здоровья. (Одевайся по погоде.)

7. Правила питания. Предупреждение отравлений.

8. Предупреждение травм и несчастных случаев.

9. Растите стройными (о правильной осанке).

10. Что готовили наши прабабушки. (Блюда русской кухни – залог здоровья.)

11. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?

12. Как воздух влияет на здоровье.

13. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?

14. Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте. (Экология жилища.Здоровье и наша квартира.)

15. Здоровье и цветущие растения.

16. Аптека на подоконнике. (Какие комнатные растения используются для лечения?)

17. Цвет и настроение. (Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров.)

18. Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья. (Психологический климат в семье.)

19. Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать? (Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье.)

20. Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице).

21. Твоё здоровье и учебная нагрузка.

22. Домашний зоопарк. (Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребёнка.)

23. Сохраним природу – сохраним здоровье. (Охрана природы – залог здоровья.)

24. Народные праздники, их традиции и здоровье. (Русские традиции и обычаи на зимних праздниках – Новый год, Рождество, Святки.)

25. «Всегда будь опрятным, аккуратным и организованным».

По данной теме можно рассмотреть следующие вопросы:

– соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида;

– обязательное выполнение детьми правил;

– стремление к аккуратности и организованности, дисциплинированности;

– непримиримость к нарушениям правил чистоты, порядка, дисциплины.

В беседе на подобную тему может быть много мягкого юмора, можно в смешном виде показать грязнуль, которые не умеют самостоятельно следить за своим внешним видом.

Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки. В своей книге «Наука побеждать» А.В. Суворов писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, храбрость – Победа, Слава!»

В один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, как необходимые условия победы и славы.

Многие требования к внешнему виду можно разъяснять детям, используя художественные тексты: басни, стихотворения, рассказы. Например, стихи К.И. Чуковского «Мойдодыр», Вл. Лившица «Перчатки», рассказ Л. Воронковой «Маша – растеряша», сказка С. Могилевской «Королева – Зубная Щётка», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Примерная тематика занятий для учащихся и родителей.



Для учащихся

Для родителей

1

Твой новый режим дня.

Ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.

2

Настроение в школе. Как настроить себя на урок?

С каким настроением ребёнок идёт в школу? Мотивация учения.

3

Поведение в школе. Я – ученик.

Здоровье общества, родителя, ребёнка. Как относиться к ребёнку – школьнику.

4

Сменная обувь (в 1 классе) – зачем она? Одевайся по погоде (во 2 классе).

Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. Времена года – одежда – здоровье ребёнка.

5

Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение?

Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой.

6

Здоровье и питание.

Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

7

Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице).

Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья.

8

Инфекция и её предупреждение.

Предупреждение инфекционных заболеваний.

9

Дружи с водой.

Вода и здоровье. Закаливание.

10

Как воздух влияет на здоровье? Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?

Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим.

Экология жилища. Здоровье и наша квартира.

11

Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте.Чистота и здоровье.

Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.

12

Домашний и школьный ботанический сад.

Здоровье и цветущие растения.

Цветы в нашем доме.

Аллергия и цветущие растения. Как себя вести?

13

Домашний зоопарк.

Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребёнка.

14

Цвет и настроение.

Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров.

15

«Тихий вечер». Как организовать вечер в семье?

Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей?

16

Отдых на природе. Куда выбросить мусор?

Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника»?

17

Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть красиво при большой нагрузке? А ходить? (3, 4 классы)

Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста.

18

Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья.

Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.

19

Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу).

Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло.

20

Аптека на подоконнике.

Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами)?

21

Народные праздники, их традиции и здоровье.

Русские традиции и обычаи на зимних праздниках.

22

Что готовили наши прабабушки?

Блюда русской кухни – залог здоровья.

23

Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать?

Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье.

24

Как подготовить себя к обучению в 5 классе?

Ребёнок идёт в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе IIступени.

25

Сохраним природу – сохраним здоровье.

Охрана природы – залог здоровья.

26

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

Как организовать сон первоклассника?

27

Вредные привычки.

Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.

28

Уход за руками и ногами.

«Рабочие инструменты» человека.

Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

29

Ты – третьеклассник (четвероклассник). Можешь ли ты сам заботиться о своём здоровье?

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!