СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Восстановительные практики для профилактики конфликтов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия».

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Восстановительные практики для профилактики конфликтов»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»



















Доклад:

«Восстановительные практики для профилактики конфликтов»





















Керчь

2022-2023 уч. г.





В процессе обучения в образовательном учреждении каждый обучающийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты, в которых становился обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя различные пласты взаимодействия большого количества людей, входе которого возникает большое количество конфликтных ситуаций. Конфликты между детьми, родителями, учителями в образовательном учреждении по своему характеру очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик», наличие «изгоев» в классе и др.

У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, которые не всегда результативны и конструктивны. В школах в профилактике конфликтных ситуаций зачастую используют попустительский или карательный способ реагирования на них. Традиционный способ разрешения конфликтов характеризуется тем, что у провинившегося формируется ответственность перед самой школой, а не перед потерпевшим. Кроме того, разбирательство проступка носит характер клеймения провинившегося и они понимают, что за данным проступком обязательно последует неотвратимость наказания.

Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Движение восстановительного правосудия возникло в Канаде в середине 70-х годов. Основная цель правосудия - восстановление, понимаемое не формально-юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством, но и в широких социально-антропологических рамках - как исцеление жертвы, реальное возмещение ей причиненного вреда, искупление вины обидчика, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности. Восстановительное правосудие является базируется на примирении, а не наказании. Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в условиях образовательного учреждения. Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора. Восстановительные технологии позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего
программы).

Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления состоит в восстановлении способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;

акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя;

выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации

к своей жизни и своим поступкам;

восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению
спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования,
это и эффективная методика разрешения споров, возникающих на разных уровнях
большого коллектива. «Медиация» – это одна из технологий альтернативного
урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей
нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны —
медиатора. Он помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при
этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию
спора и условия его разрешения. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы
получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации,
типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют,
готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную
встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей
установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога.
Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты
ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того,
здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и
обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как
оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из
ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих
сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые
он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация,
призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих
и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и
фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае
неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так
называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как
ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь,
если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках
заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны
ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников
примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение
месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы
осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными,
обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают
выполнение условий договора.

В школьной практике медиаторами являются специалисты учреждений (педагогпсихолог, социальный педагог), педагоги и сами учащиеся, которые прошли обучение
по оказанию помощи в разрешении конфликтных ситуаций. Навыку конструктивно
разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать - можно обучить. И чем
раньше начнется это обучение - тем лучше. С этой целью в России с 1990 годов в
образовательных учреждениях появились школьные службы примирения, которые
осуществляют работу по разрешению конфликтных ситуаций.

Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении
специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри
школы и силами самой школы. Глобальная задача службы - сделать так, чтобы
максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам
избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно
разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
На базе МБОУ лицей г. Арзамаса существует уже два года. В качестве
основного метода своей работы школьная служба примирения использует
восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Работа школьной службы примирения построена на следующих принципах:
добровольность участия в деятельности службы; внимание к потребностям всех
участников образовательного процесса (учеников, учителей, администрации и т.д.);
создание авторитета службы; учет групповых процессов в группах обучающихся;
наличие подготовки по конфликтологии, медиации участников службы примирения.
Для работы в Службе примирения были приглашены подростки старших
классов, с которыми было проведено специальное обучение медиаторами (педагог-психолог, социальный педагог). Данными учащимися, на первом этапе, проведено
диагностическое исследование в классах совместно с педагогом-психологом по
выявлению конфликтных ситуаций среди учащихся школы, причин их возникновения.
Полученные данные были обработаны и проанализированы. По результатам
анкетирования, учащиеся школы отметили, что чаще всего возникают конфликтные
ситуации со своими друзьями (48%) и одноклассниками (35%). На второй позиции,
учащиеся отметили конфликты со знакомыми своих друзей (28%) и конфликты в
семьях с родителями и родственниками (29%). На третьей позиции, учащиеся отметили
конфликты с педагогическим коллективом (10%).

Результаты диагностических исследований, дали возможность разработать
основные направления работы школьной службы примирения с разными категориями:
одноклассниками, родителями и педагогами. В связи с этим, в работе службы
используются такие методики и программы примирения, как медиация между
сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ»,
«Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и
принципы восстановительного подхода.

Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с
окружающими и выработки правил общения использовался метод "кругов
примирения", когда учащихся в классе рассаживались в круг и каждому давали
высказаться. При использовании этой методики в детском коллективе необходимо
было сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с
разговора на нейтральную тему, например: "Что интересного произошло с тобой на
прошлой неделе?". В ходе систематической работы с учащимися классов, где были
выявлены проблемы, были обсуждены шесть различных тем. Итогами работы в "круге
примирения" по конфликтным ситуациям явилось то, что учащиеся смогли прояснить
позиции разных конфликтующих сторон, понять причины своих поступков и поступков
других людей, признали своей вины и извинения.
Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями
использовалась методика "семейных кругов", на которых решаются следующие задачи:

достижение общего понимания того, что произошло и происходит;

возможность для родителей в спокойной обстановке услышать
понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;

возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;

осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

В "семейных кругах" участвовали только непосредственно вовлеченные в
конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя
ситуацию, задал вопросы каждой из сторон: ("Когда испортились отношения с мамой
(дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать?
Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось
впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?" и т. д.) В конце
посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.
Реализуемые школьной службой программы примирения направлены на
преодоление враждебности между сторонами, так и на активное участие самих сторон в
конструктивном разрешении ситуации.

И, в заключении, необходимо отметить, что опыт работы школьной службы
примирения с использованием восстановительных технологий имеет значительные
результаты. Явными показателями положительных результатов проделанной работы
является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом
отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные
процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к
собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально
осуществить.

При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность
за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате обучающиеся учатся сами,
опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих
на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение,
заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные
отношения и связи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!