СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Возможности формирования ключевых, предметных и межпредметных компетенций на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, где описаны основные компетенции и возможности их формирования на уроках информатики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Возможности формирования ключевых, предметных и межпредметных компетенций на уроках информатики"»

Галок Светлана Евгеньевна МАОУ СОШ №4 г.Боровичи 2012г

Введение.

“Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового”.
С. Пейперт

Удовлетворённость человека своей жизнью зависит от осознания уровня собственной успешности. Быть признанным в обществе – естественная потребность каждого человека.

Россия, являясь частью мирового сообщества, ориентируется на его ценности. К ним можно отнести такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности. Эти качества необходимы выпускнику для его самоутверждения как успешного и компетентного специалиста.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение нескольких приоритетных задач. Одной из которых является — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Компетентностный подход требует иного подхода в образовательном процессе, нового стиля мышления, характеризующегося открытостью, гибкостью, осознанием внутренней многозначности, альтернативностью принимаемых решений. Главным для ученика становится не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, а для преподавателя становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В преподавательской среде идёт поиск и разработка педагогических технологий, позволяющих обеспечить указанный уровень образовательной деятельности.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Формирование компетентностей – это не смена содержания, а смена технологий обучения. Использование информационных и компьютерных технологий поможет решить одну из основных задач, которую выдвигает Концепция модернизации Российского образования – формирование ключевых компетенций, представляющих собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования и профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по выбранной профессии.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания—умения—навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» .

Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.


Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся компетенций на уроках информатики.

Цель исследования- рассмотреть урок информатики как средство формирования компетенций.

Объектом являются компетенции на уроках информатики.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.


Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

1. Компетентностный подход, формирование компетенций.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. 

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

       Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.


Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Наиболее распространенной классификацией компетенций является А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции,

  • общекультурные компетенции,

  • учебно-познавательные компетенции,

  • информационные компетенции,

  • коммуникативные компетенции,

  • социально-трудовые компетенции,

  • компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

2. Формирование компетенций на уроках информатики.

Чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания. И для органичного внедрения компетентностного подхода.

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому, рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Начнем с ценностно-смысловой компетенции, так как успех личности в большей степени определяется в умении ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотносить его с современным миром. Можно выделить следующие виды деятельности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели, например, при создании проекта, при выборе темы доклада.

  • Умение принимать решение в случае нестандартной ситуации, брать ответственность на себя.

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Например, при создании проекта “Лучший друг, помощник - принтер”, учащиеся ставят практическую цель - купить принтер для личного пользования; берут ответственность на себя при выборе вида принтера; выстраивают свою индивидуальную траекторию по реализации самообразования выбранной темы проекта.

Никто не сомневается в том, что занятия информатики призваны влиять на развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат).

  • Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; преобразование информации.

  • Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы)

  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.

Рассматривая коммуникативную компетенцию, можно выделить следующие виды деятельности:

  • Владение устной речью (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта).

  • Ведение диалога “человек” - “компьютер”.

  • Умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации).

  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.

  • Владение языковой, лингвистической компетенцией (алгебра логики, системы кодирования, языки программирования, системы счисления)

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) .

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих заданий. Ее можно описать так:

  • Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектирование дизайна, создании макета полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.

  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики.

  • Умение работать со справочной литературой, с новыми устройствами, анализировать ошибки в программе.

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне.

Необходимо уделять внимание социально-трудовым компетенциям:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта.

  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и внешкольная деятельность:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организовать свое рабочее время, распределить силы.

  • Создание условий для самопознания и самореализации.

  • Наличие способности действовать в собственных интересах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Очень часто вид деятельности нельзя однозначно “отнести” к одной ключевой компетенции.

Например, деятельность по презентации проекта находится на пересечении нескольких ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной (создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного…),

  • информационной (выбор основных моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

  • общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного материала, культура речи…),

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…).

Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников может учитель, изменив, в первую очередь, цели занятия, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. И, конечно же, средствами информатики можно развивать все группы ключевых компетенций

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 10 классе.

Перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.

Какие результаты в ходе выполнения проектов.

Для учащегося.

1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

  • Умение работать в группе, в команде

  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.


Для учителя.

  1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

  2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

  3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

  4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.




Проект «Мир вокруг нас»: «Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде MS PowerPoint».

Идея проекта: создать фильм – презентацию на произвольную тему в программе MS PowerPoint.

Цели проекта:

Общеучебные: формирование интереса к обучению; познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

По информатике: типовые объекты презентации, группы инструментов среды Power Point, особенности интерфейса приложения Power Point, шаблон презентации, выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания, план презентации в соответствии с выбранной темой .

Выполнение проекта: Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 2–3 человека, продумывают тему и распределяют обязанности. Необходимая информация берется из книг, сканируется с помощью сканера, или скачивается с Интернета. Обучающиеся с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся самостоятельно обучают друг друга. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта.

Урок информатики в 10 классе по теме: «Создание презентаций»

Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • Повторить этапы выполнения презентаций.

  • Отработать навыки создания фона, ввода текста, вставки рисунка и создания анимации для объектов.

  • Закрепить основные действия с объектами ( создать, открыть, выделить, сохранить, удалить, переместить, просмотреть)

  • Формировать умения пользоваться контекстным меню при выполнении вышеперечисленных действий.;

  • Учить анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности.

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Воспитывать интерес к информатике и информационным технологиям, через создание презентации воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Персональные компьютеры, медиа-проектор, доска, раздаточный материал для учащихся, карточки - помощники для работы, образец презентации, рефлексивные карточки, карточки оценивания работ учащихся.

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Целеполагание.

  3. Актуализация.

  4. Образец презентации.

  5. Видеофрагмент.

  6. Практическая работа.

  7. Рефлексия.

  8. Демонстрация лучших презентаций.

  9. Подведение итогов, оценивание учителем.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Целеполагание:

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по созданию мультимедийной презентации "Мир вокруг нас"

Цель сегодняшнего урока - создать мини-презентации в группах, просмотреть их, выявить недочеты и подготовить основу для создания общего проекта - слайд - фильма " Мир вокруг нас " - со всеми видами дизайна.

План сегодняшней работы записан на доске:

  1. Цель работы: создать мини-презентации Мир вокруг нас ""

  2. Повторение.

  3. Правила техники безопасности.

  4. Работа в группах по созданию мини-презентаций.

  5. Анализ работы.

  6. Демонстрация лучших проектов.

  7. Подведение итогов.

  8. Подготовка к финальному этапу работы.

3. Актуализация опорных знаний

Показ презентации.

4. Повторение правил техники безопасности.

5. Практическая работа по выполнению проекта.

Гимнастика для глаз.

6. Демонстрация готовых мини- проектов. Через медиа- проектор показывается одна- две лучших презентации. После демонстрации проводится краткое обсуждение.

7.Рефлексия.

Каждый ученик получает карточку для заполнения о результатах своей деятельности на уроке.

Учитель в ходе работы детей заполняет свои карты.

8. Итоги урока.

Урок подходит к концу. У вас получились хорошие творческие проекты.

- Какие замечания нужно учесть в последующей работе?

Оценивание: комментарии отметок.

Домашнее задание: продолжить работу над презентацией- продумать звуковое оформление слайдов для оформления общего проекта.

Карточка - помощник №1

Проектное задание " Мир вокруг нас "

1 слайд: Титульный лист

Название ( Используя Word Art)

Иллюстрация.

Надпись: Исполнитель(ли):__________

Руководитель:______________

2 слайд: Содержание:

3 слайд-6 слайд

Карточка №2

Основные этапы создания презентации в Microsoft PowerPoint

Один слайд

1 этап (создание слайда)

Окрыть PowerPoint. (Пуск - Программы - PowerPoint)

Создать презентацию (Используя пустую презентацию)

Создать пустой слайд (Выберите авторазметку - пустой слайд)

2 этап (создание фона)

Создать дизайн презентации (Формат - Применить оформление)

Создать фон слайда (Формат - Фон - Выберите заливку слайда)

3 этап (создать заголовок)

Вставка - Рисунок - Объект WordArt (выберите цвет, линии [Формат - Объект WordArt])

4 этап (создание текста)

Вставка - Надпись

(выделить прямоугольник для надписи, выбрать шрифт, размер шрифта, начертание, цвет [Формат - Шрифт])

5 этап (вставка рисунков)

Вставка- рисунок- картинки

6 этап (настройка анимации)

Выделить объект

Показ слайдов - Настройка анимации

На закладке Эффекты выберите эффект и звук (для текста выберите Появление текста);

На закладке Время настройте анимацию по щелчку мыши или автоматически по времени;

7 этап (запуск презентации)

Показ слайда - Показ

Несколько слайдов

1 этап (создание слайда)

Смотрите Один слайд

2 этап (создание второго (нового) слайда)

Вставка - Создать слайд

3 этап (переход слайда)

Показ слайдов - Переход слайда

4 этап (Создание управляющих кнопок) для удобства работы с презентацией можно снабдить слайды управляющими кнопками

Показ слайдов - Управляющие кнопки (выбрать нужную кнопку - указать размеры кнопки при помощи мыши)

Окно Настройка действия (по шелчку мыши или по указанию мыши; указать вид гиперссылки; настроить звук, сопровождающий действие при переходе).

5 этап (работа с сортировщиком слайдов)

Вид - Сортировщик слайдов

В сортировщике слайдов удобно выполнять операции:

Удаление слайда (Выделить слайд мышкой - Нажать клавишу Delete)

Копирование слайда (Выделить слайд - Копировать - установить курсор в нужном месте - Вставить слайд)

Перемещение слайда (захватить слайд мышкой и перетащить в нужное место)

Вставка нового слайда (установить курсор между слайдами - Вставка - Создать слайд)

Отладка презентации (для работы с отдельным слайдом щелкнуть на нем два раза мышью)

Для остановки презентации необходимо нажать правую кнопку мыши - Завершить показ слайдов

Карточка №3

Рефлексия:

Характеристика видов деятельности

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Не могу

1. Использовали текстовую информацию

 

 

 

 

2. Подбор фотоматериалов

 

 

 

 

3. Оформление текста

 

 

 

 

4. Использование макетов презентации

 

 

 

 

5. Дизайн слайдов

 

 

 

 

6. Применение анимации

 

 

 

 

Понравилась ли работа на уроке? Да_____ Нет_____

Карточка №4

Оценивание работы на уроке учителем

Оценка за презентацию

Слайд (4 балла)

Дизайн (2 балла)

Содержание (2 балла)

Шрифты (2 балла)

Слайд-фильм (1)

Заставка WordArt

Фон слайда

Картинка

Анимация

 

 

Количество

Цвет

Начертание

Количество слайдов

Эффект перехода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценки:

  • 16-15 баллов - оценка "5"

  • 14-11 баллов - оценка "4"

  • 10-8 баллов - оценка "3"

Заключение


В ходе работы над темой "Формирование компетенций на уроках информатики" были изучены нормативная документация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования), статьи по теме, учебно-методическая литература.

На основе этого рассмотрены понятия "Компетентностный подход", "Ключевые компетенции", классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского, а также возможные направления деятельности учащихся и учителя на уроках информатики с целью реализации компетентностного подхода.

Приведен пример урока информатики с использованием компетентностного подхода.

Цели и задачи достигнуты.

Работа может быть продолжена в следующих направлениях:

рассмотреть приемы формирования информационной компетенции учащихся на уроках информатики;

сравнить эффективность формирования ключевых компетенций на уроках информатики у учащихся разных профилей;

разработать приемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики у слабоуспевающих учеников.



Библиография

  1. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

  5.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

  6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 142 – 144.

  7. Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.

  8. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос"

  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]

  10. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!