СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Возможности ИКТ при обучении физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                               

Просмотр содержимого документа
«Доклад Возможности ИКТ при обучении физики»

7




Из опыта работы




Возможности применения ИКТ

в преподавании.


учитель физики и информатики МКОУ «Новоандросовская средняя

общеобразовательная школа»

Железногорского района Лошкарев Александр Анатольевич



Причинами выбора этой темы стали следующие:

  • наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественным наукам;

  • некоторые проводимые эксперименты не обеспечивают достаточной точности результата или их вообще невозможно провести в режиме реального времени;

  • традиционное оборудование для фронтальных и лабораторных работ не поставляется в школу продолжительное время;

  • использование новых технологий в образовании является одним из

государственных приоритетов.

  • современные медиакомплексы поставляются в школы.

Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет:

• создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала;

• визуализировать учебный материал (электронные учебники и пособия,

видеофрагменты, анимации);

• проводить моделирование сложных физических процессов и объектов

(лабораторные работы, практикум по решению задач, творческие задания);

• осуществлять автоматизированный контроль качества полученных знаний (тесты, контрольные работы, тематические кроссворды).

Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров, открывают новые, разительно отличающиеся от существовавших ранее возможности преподавания и обучения, позволяют расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся – вносить свой вклад в решение общих задач.

Имея доступ к ИКТ и опираясь на соответствующую поддержку,

преподаватели в большей мере смогут оказывать помощь учащимся в усвоении наиболее сложных концепций, вовлекать их в активное участие в учебном процессе, обеспечивать им доступ к информации и учебным ресурсам, более полно удовлетворять их индивидуальные потребности в обучении. Если в полной мере использовать открывшиеся возможности, новые технологии позволят нам повысить эффективность учебного процесса, добиться более высоких результатов для всех учащихся, повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика.

Тот факт, что многие сложные понятия не могли быть представлены визуально, затруднял их понимание многими учащимися. Возможности преподавателей ограничивались имеющимися в их распоряжении традиционными средствами. В сегодняшних условиях новые технические средства позволяют преподавателям знакомить учащихся со сложными идеями и с большей легкостью решать интеллектуальные задачи. Одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий для передачи им необходимых знаний и навыков. Важно отметить тот факт, что в результате создания новых технологий, позволяющих полнее удовлетворять индивидуальные потребности в обучении, выиграют все учащиеся, включая детей - инвалидов обучающихся на дому, имеющих наименьшие шансы успешно закончить школу. Использование ИКТ и возможности работы в сети должны способствовать изменению наших подходов к обучению, привести к трансформации учебного процесса. Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами. Здесь на помощь учителю и приходят компьютерные модели, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах и виртуальные лаборатории. Они позволяют наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые

могут быть не замечены при реальных экспериментах. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Для проведения уроков с использованием этих средств необходим проектор, экран и компьютер.

На уроках и при подготовке к их проведению я использую следующие Интернет-ресурсы:

  1. Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации https://genphys.phys.msu.ru;

  2. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru;

  3. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt;

  4. Физика в анимациях http://physics.nad.ru;

  5. Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru;

  6. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru;

  7. Каталог ресурсов по физике http://nios.ru;

  8. Проектная деятельность на уроках физики и астрономии http://www.school4sel.narod.ru;

  9. Использование компьютерных моделей физических явлений на уроках физики http://www.altai.fio.ru/projects/Group3/potok14/site;

  10. Анимация физических процессов http://physics-nimations.com/physics.htm;

  11. Занимательная физика в вопросах и ответах (Сайт учителя Елькина) http://elkin52.narod.ru;

  12. Закон Паскаля. Гидравлический пресс http://www.enerprom.ru;

  13. Открытый колледж http://www.college.ru;

  14. Тесты в режиме реального времени http://www.edunews.ru;

  15. Виртуальная школа http://vschool.km.ru;

  16. Сайт Гомулиной Натальи Николаевны http://gomulina.orc.ru;

  17. "Открытая физика" (индивидуальное обучение школьников через Internet, компьютерные курсы по физике) www.physics.ru;

  18. Учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, тематические и поурочные планы, методические разработки www.fizika.ru;

  19. Электронные образовательные ресурсы по физике. 1000 модулей по всему курсу физики. Скачанные модули работают без сети Интернет www.eor.edu.ru;

  20. Вся физика - Современная физика, материалы, новости, факты. Примеры решения задач. Электронные книги и задачники по физике www.fizika.asvu.ru;

  21. Российский общеобразовательный портал. Большая коллекция экпериментов по физике в видеоформате www.experiment.edu.ru;

  22. Электронный журнал "Физикомп" - Материалы для изучения физики.  Интересные задачи с решениями. Программки по физике www.physicomp.lipetsk.ru;

  23. Сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы www.fizik.bos.ru;

  24. Физика вокруг нас. Кроссворды, забавные рисунки, законы, явления, опыты, фокусы, самоделки, статьи, рассказы, юмор, информация для маленьких физиков  www.physics03.narod.ru; и др.

Тот факт, что многие сложные понятия не могли быть представлены визуально, затруднял их понимание многими учащимися. Возможности преподавателей ограничивались имеющимися в их распоряжении традиционными средствами. Программное обеспечение, позволяющее проводить анализ данных в исследовательских целях (и другие средства визуализации), предоставляет учащимся возможность обнаружить закономерности, которые наверняка ускользнули бы от их внимания в случае, если бы они проводили расчеты или даже строили графики самостоятельно, а также подчеркивает значение математических объектов и красоту представленных ими закономерностей. Каждое из этих средств обеспечивает учащимся целый набор подходов к пониманию сложно организованных баз данных. Здесь на помощь мне приходят компьютерные лаборатории (на CD):

• Библиотека электронных наглядных пособий. Физика, 7-11 класс;

• 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий;

  • Репетитор по физике Кирилаа и Мефодия;

• Открытая физика;

  • 1С Репетитор и др.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им для реальных экспериментов – выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.

Помимо компьютерных лабораторий можно проводить Интернет - уроки, комбинированные уроки с применением ИКТ. Интернет – урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами Сети. Ещё одна специфика Интернет - урока – это интеграция информационного и предметного обучения. На моих уроках я стараюсь привлечь учащихся к работе за компьютером (работа с поисковыми программами для написания рефератов, подготовки сообщений, составление кроссвордов, создание презентаций, тестирование и т.д.). Возможность работать с учащимися в режиме реального времени через Интернет позволяет проводить индивидуальные занятия с теми учащимися, кто в этом нуждается. Некоторые сайты дают ученикам возможность задавать вопросы, связанные с домашними заданиями и получать на них ответы.

В тоже время я стараюсь не злоупотреблять использованием

компьютера, т.к. это может привести к прямо противоположному результату.

Не стоит забывать и об учебных видеофильмах. На сегодня аудиовизуальные средства являются органическим звеном ряда технологических циклов – как информационных, так и собственно педагогических.

При всём выше изложенном я столкнулся со следующей проблемой: недостаточный уровень знаний, полученных во время обучения в ВУЗе: в 90-е годы при подготовке учителей физики мало обращалось внимания на обучение применению ИКТ, практически никаких знаний не давалось, поэтому приходиться постоянно совершенствоваться, доучиваться и переучиваться, используя открывшиеся возможности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!