7
Из опыта работы
Возможности применения ИКТ
в преподавании.
учитель физики и информатики МКОУ «Новоандросовская средняя
общеобразовательная школа»
Железногорского района Лошкарев Александр Анатольевич
Причинами выбора этой темы стали следующие:
наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественным наукам;
некоторые проводимые эксперименты не обеспечивают достаточной точности результата или их вообще невозможно провести в режиме реального времени;
традиционное оборудование для фронтальных и лабораторных работ не поставляется в школу продолжительное время;
использование новых технологий в образовании является одним из
государственных приоритетов.
Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет:
• создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала;
• визуализировать учебный материал (электронные учебники и пособия,
видеофрагменты, анимации);
• проводить моделирование сложных физических процессов и объектов
(лабораторные работы, практикум по решению задач, творческие задания);
• осуществлять автоматизированный контроль качества полученных знаний (тесты, контрольные работы, тематические кроссворды).
Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров, открывают новые, разительно отличающиеся от существовавших ранее возможности преподавания и обучения, позволяют расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся – вносить свой вклад в решение общих задач.
Имея доступ к ИКТ и опираясь на соответствующую поддержку,
преподаватели в большей мере смогут оказывать помощь учащимся в усвоении наиболее сложных концепций, вовлекать их в активное участие в учебном процессе, обеспечивать им доступ к информации и учебным ресурсам, более полно удовлетворять их индивидуальные потребности в обучении. Если в полной мере использовать открывшиеся возможности, новые технологии позволят нам повысить эффективность учебного процесса, добиться более высоких результатов для всех учащихся, повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика.
Тот факт, что многие сложные понятия не могли быть представлены визуально, затруднял их понимание многими учащимися. Возможности преподавателей ограничивались имеющимися в их распоряжении традиционными средствами. В сегодняшних условиях новые технические средства позволяют преподавателям знакомить учащихся со сложными идеями и с большей легкостью решать интеллектуальные задачи. Одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий для передачи им необходимых знаний и навыков. Важно отметить тот факт, что в результате создания новых технологий, позволяющих полнее удовлетворять индивидуальные потребности в обучении, выиграют все учащиеся, включая детей - инвалидов обучающихся на дому, имеющих наименьшие шансы успешно закончить школу. Использование ИКТ и возможности работы в сети должны способствовать изменению наших подходов к обучению, привести к трансформации учебного процесса. Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами. Здесь на помощь учителю и приходят компьютерные модели, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах и виртуальные лаборатории. Они позволяют наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые
могут быть не замечены при реальных экспериментах. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Для проведения уроков с использованием этих средств необходим проектор, экран и компьютер.
На уроках и при подготовке к их проведению я использую следующие Интернет-ресурсы:
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации https://genphys.phys.msu.ru;
Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru;
Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt;
Физика в анимациях http://physics.nad.ru;
Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru;
Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru;
Каталог ресурсов по физике http://nios.ru;
Проектная деятельность на уроках физики и астрономии http://www.school4sel.narod.ru;
Использование компьютерных моделей физических явлений на уроках физики http://www.altai.fio.ru/projects/Group3/potok14/site;
Анимация физических процессов http://physics-nimations.com/physics.htm;
Занимательная физика в вопросах и ответах (Сайт учителя Елькина) http://elkin52.narod.ru;
Закон Паскаля. Гидравлический пресс http://www.enerprom.ru;
Открытый колледж http://www.college.ru;
Тесты в режиме реального времени http://www.edunews.ru;
Виртуальная школа http://vschool.km.ru;
Сайт Гомулиной Натальи Николаевны http://gomulina.orc.ru;
"Открытая физика" (индивидуальное обучение школьников через Internet, компьютерные курсы по физике) www.physics.ru;
Учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, тематические и поурочные планы, методические разработки www.fizika.ru;
Электронные образовательные ресурсы по физике. 1000 модулей по всему курсу физики. Скачанные модули работают без сети Интернет www.eor.edu.ru;
Вся физика - Современная физика, материалы, новости, факты. Примеры решения задач. Электронные книги и задачники по физике www.fizika.asvu.ru;
Российский общеобразовательный портал. Большая коллекция экпериментов по физике в видеоформате www.experiment.edu.ru;
Электронный журнал "Физикомп" - Материалы для изучения физики. Интересные задачи с решениями. Программки по физике www.physicomp.lipetsk.ru;
Сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы www.fizik.bos.ru;
Физика вокруг нас. Кроссворды, забавные рисунки, законы, явления, опыты, фокусы, самоделки, статьи, рассказы, юмор, информация для маленьких физиков www.physics03.narod.ru; и др.
Тот факт, что многие сложные понятия не могли быть представлены визуально, затруднял их понимание многими учащимися. Возможности преподавателей ограничивались имеющимися в их распоряжении традиционными средствами. Программное обеспечение, позволяющее проводить анализ данных в исследовательских целях (и другие средства визуализации), предоставляет учащимся возможность обнаружить закономерности, которые наверняка ускользнули бы от их внимания в случае, если бы они проводили расчеты или даже строили графики самостоятельно, а также подчеркивает значение математических объектов и красоту представленных ими закономерностей. Каждое из этих средств обеспечивает учащимся целый набор подходов к пониманию сложно организованных баз данных. Здесь на помощь мне приходят компьютерные лаборатории (на CD):
• Библиотека электронных наглядных пособий. Физика, 7-11 класс;
• 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий;
• Открытая физика;
Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им для реальных экспериментов – выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.
Помимо компьютерных лабораторий можно проводить Интернет - уроки, комбинированные уроки с применением ИКТ. Интернет – урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами Сети. Ещё одна специфика Интернет - урока – это интеграция информационного и предметного обучения. На моих уроках я стараюсь привлечь учащихся к работе за компьютером (работа с поисковыми программами для написания рефератов, подготовки сообщений, составление кроссвордов, создание презентаций, тестирование и т.д.). Возможность работать с учащимися в режиме реального времени через Интернет позволяет проводить индивидуальные занятия с теми учащимися, кто в этом нуждается. Некоторые сайты дают ученикам возможность задавать вопросы, связанные с домашними заданиями и получать на них ответы.
В тоже время я стараюсь не злоупотреблять использованием
компьютера, т.к. это может привести к прямо противоположному результату.
Не стоит забывать и об учебных видеофильмах. На сегодня аудиовизуальные средства являются органическим звеном ряда технологических циклов – как информационных, так и собственно педагогических.
При всём выше изложенном я столкнулся со следующей проблемой: недостаточный уровень знаний, полученных во время обучения в ВУЗе: в 90-е годы при подготовке учителей физики мало обращалось внимания на обучение применению ИКТ, практически никаких знаний не давалось, поэтому приходиться постоянно совершенствоваться, доучиваться и переучиваться, используя открывшиеся возможности.