Игра — это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Развитие игровой деятельности в онтогенезе проходит ряд этапов.
Ребёнок начинает играть с 1 месяца жизни. Первым видом игр являются манипулятивные, основными формами деятельности в которых являются толкание, захват, отслеживание и узнавание (комплекс оживления).
Игры – манипуляции формируются к 8 месяцам. Стимулом к развитию этого вида игр является предъявление ярких, больших игрушек.
С 2 – 3 лет появляются игры с предметами, в которых ребёнок осваивает игрушки, предметы-орудия. Предметная игра проходит ряд периодов в своём развитии:
- совместная игра со взрослыми;
- самостоятельный перенос выученных действий на другие предметы;
- изобразительная игра (перенос показанных взрослым действий с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы);
- символическая игра (использование предметов-заместителей, действия выполняются в абстрактной, символической форме).
К концу 3 года жизни сюжетно-ролевая игра появляется при следующих условиях:
1) Ребёнок должен накопить большое количество впечатлений, ощущений.
2) Ребёнок должен владеть достаточным набором предметно-игровых действий.
3) Наличие расширенного круга общения со взрослыми.
4) Ребенок должен быть зрелым, стремиться к самостоятельной игре.
5) Активное развитие речи.
К 4 – 5 годам происходит дальнейшее усложнение игры: она последовательно усложняется и удлиняется, подчиняясь правилам, которые устанавливают взрослые. На этом этапе важно сохранить у ребёнка во время игры ощущение собственного выбора, предлагая двойственные задания.
К 6 годам ребёнок в полной мере проявляется в игре, прилагает выдумку, инициативу, самостоятельность, а руководство взрослого при этом минимально. Во время игры взрослый должен отмечать достижения и неудачи ребенка.
В онтогенезе игры Е.Е. Кравцова (Доктор психологических наук Специалист в области психологии развития и возрастной психологии) выделяет пять этапов.
Первый этап - это режиссёрская игра, она приходится на возраст 3-4 года. Воображение уже появилось, но оно очень не совершенно, и его доминирующим компонентом является предметная среда. Благодаря режиссерской игре ребёнок научается видеть целое раньше части и соединять единым рассказом несколько предметов. В этом виде игры воображение «предшествует» игре. Оно характеризуется «предметностью».
Второй этап - это этап образной игры, она характерна для детей 4-5 лет. В этом виде игры ребёнок учится перевоплощается и примеривать функции предметов на себя. Движущей силой этого уровня воображения становится собственный прошлый опыт. Соотношение игры и воображения на этом этапе уже другое по сравнению с предыдущим: здесь воображение является итогом игры.
Третий этап сюжетно-ролевой игры. Дети 5-6 летнего возраста. В этом виде игры дети берут на себя роли взрослого человека. Это более сложная игра, где от ребёнка уже требуется умение играть с партнёром. Роль взрослого определяется не созданием условий, обогащение опыта ребёнка, но и оказанием помощи в выделении ключевой функции каждой профессии, осмысление её социального назначения. Этот вид игры может возникнуть только при условии освоения ребёнка предыдущих видов игры, в которых он научился режиссировать и изображать отдельные роли.
Четвёртый этап игра с правилами. Развитие приходится на возраст 6-7 лет. Здесь выполнение правил связано с их осмыслением и воспроизведением в воображаемой ситуации. Доминирующим компонентом воображения выступает особая внутренняя позиция ребёнка. Он становится более свободным, непосредственно независимым от предметного мира и от своего прошлого опыта. Ребёнок приобретает способность управлять созданным образом. В соотношении игры и воображения последнее предшествует игре.
Пятый этап режиссерской игры второго уровня. Этот этап приходится на школьный возраст (дети 7-8 лет). Воображение выступает источником игры, и ребёнок действует исходя только из внутренней позицией, своего замысла.
Таким образом, за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. К 7 – 10 годам ведущей деятельностью становится учебно-игровая, а затем и учебная. В обучении и воспитании детей школьного возраста наибольшее значение начинают выполнять развивающие дидактические игры.
Особенности игровой деятельности у детей с РАС
У детей с РАС развитие игры отличается, она не проходит столько этапов, как при норме развития. Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Дети с РАС
– часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
– «Застревают» на определенных играх.
– Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
– Не могут полноценно играть со сверстниками.
Таким образом, развивающий эффект игры ослаблен. Чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Аутичные дети любят манипулировать предметами. В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.
Выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка. Сенсорные игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.
Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан.
Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их испольования, действует с ними, не учитывая их свойства – пробует на вкус все подряд, подбрасывает различные предметы без учета последствий.
В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним. У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;
- повторяемость - ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
- неизменность - раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
- длительность - ребенок может играть в такую игру годами.
Можно выделить следующие положительные стороны стереотипной игры:
- для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;
- если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Гилберт и Питерс выделяют этапы развития игры детей в норме и при РАС.
Таблица №1 «Развитие общения и игры в норме и при раннем детском аутизме»
Возраст | Развитие в норме | Развитие при аутизме |
2 месяца | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении | – |
6 месяцев | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен, требователен, Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальный проявлений. |
8 месяцев | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. | Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим. |
1 год | Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью. |
1 год 6 месяцев | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой | – |
2 года | Появляются эпизоды, похожие на игру. При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками). | Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
3 года | Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорится со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значания наказания. |
4 года | Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. | Не способен понять правила игры. |
3