СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-выступление "ЗАДАЧИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДЕЛЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрыты задачи вспомогательной школы в деле социально-трудовой адаптации  учащихся старших классов

Просмотр содержимого документа
«Доклад-выступление "ЗАДАЧИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДЕЛЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ"»

ЗАДАЧИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДЕЛЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Организация социально-реабилитационного и педагогического процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях имеет коррекционную направленность. Содержание социально-реабилитационной, коррекционно-восстановительной и образовательной работы и методы, используемые педагогическим коллективом, должны обеспечивать преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение основ наук и социальную адаптацию в обществе и быту. Трудовое воспитание в специальных образовательных учреждениях организуется с учетом местных условий и потребностей. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация являются составными частями учебно-воспитательной работы и способствуют решению проблем социально-трудовой и бытовой ориентации учащихся. Трудовое обучение проводится как по программам для массовых школ с учетом ее адаптации, так и по специальным программам в несколько этапов, имеющих свое содержание, цели, задачи, формы, организационно-педагогические и методические особенности. Профессиональная ориентация учащихся осуществляется с учетом их психофизических способностей, профилей трудового обучения и местных возможностей трудоустройства. Классы (группы) с трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Открытие классов (групп) с трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-технической базы производственного обучения, программно-методического и кадрового обеспечения. В устав учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополнения, определяющие новый статус школы и его обеспечение. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с трудовой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование классов (групп) проводится в соответствии с Типовым положением.

Обучающиеся специального (коррекционного) учреждения объединяются по профессиям (специальностям) в учебные трудовые группы. Наполняемость групп 6 человек. Состав контингента обучающихся может носить смешанный характер по степени умственной отсталости и может быть однородным, что предпочтительнее. Учебный план по предельно допустимой недельной нагрузке. Выпускникам специальных образовательных учреждений, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) с присвоением квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной специальности.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, однако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практики. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, имеющихся у умственно отсталых детей в трудовой, а также познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю педагога. Тем же фактором в значительной мере определяется эффективность как нравственного и физического, так и эстетического воспитания школьников посредством трудового обучения. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики препятствуют формированию прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается не столь совершенной, как у учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Однако путем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.

Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для вспомогательной школы. Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, в решении которых непосредственным образом раскрывается содержание трудового обучения. Таким образом, в содержание трудового обучения входит работа по коррекции и развитию отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности).

Решается также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правильно действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных требований.

Трудовое обучение во вспомогательной школе, также как и в массовой, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.

Основными задачами социально-трудовой реабилитации являются:

1) изменение стереотипного мышления о том, что инвалид может не работать или не может работать;

2) изыскание возможности для расширения площадей нуждающихся в этом специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

3) обеспечение целевого, своевременного и полного финансирования этих учреждений;

4) оснащение школьных мастерских специальных (коррекционных) образовательных учреждений современным оборудованием, необходимыми материалами;

5) закрепление школьных мастерских за предприятиями с целью прохождения производственной практики учащимися специальных (коррекционных) школ-интернатов, школ и последующего выделения рабочих мест с щадящим режимом труда;

6) постепенная организация на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализации программ профессиональной подготовки воспитанников;

7) создание центров социально-трудовой адаптации для детей с выраженной формой умственной отсталости, инвалидов;

8) разработка рекомендаций по введению новых профилей трудового обучения для лиц с ограниченными возможностями в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и профессиональных училищах (лицеях) с учетом востребованности тех или иных профессий, приемлемых для лиц указанной категории, с учетом новых экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах;

9) расширение сети специальных групп по разным профессиям в учреждениях начального профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, открытие аналогичных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

10) осуществление информационного обеспечения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по вопросу профориентации, профобучения;

11) создание во всех образовательных учреждениях психолого-медико-педагогических консилиумов с целью индивидуального сопровождения учащихся, в том числе их профессиональной ориентации, и обеспечение их кадрами;

12) введение в штатное расписание ставки специалистов управлений народного образования, курирующих специальное образование;

13) определение приемлемой предельной наполняемости специальных групп в учреждениях начального профессионального образования;

14) обеспечение взаимодействия с другими министерствами, ведомствами, общественными организациями по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья;

15) обеспечение особого внимания вопросам профессионального обучения и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов, не имеющих попечения родителей и лиц, их заменяющих.

Основной характеристикой трудовой деятельности людей является сознательность. Трудовые действия человека подчиняются определенной цели – будущему результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до начала фактических действий в виде сознательного представления не только конечного результата своих будущих действий, но и всего процесса достижения своей цели. Однако для детей с задержкой умственного развития такие представления не всегда очевидны.

Таким образом, обучение умственно отсталых детей навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, складывается из трех основных этапов:

1. Развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности.

2. Обучение (путем постоянного тренинга) самостоятельной разработке программы действий (плана работы).

3. Обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы.

Непременное условие каждого из названных этапов – постоянный контроль действий и результатов как во время всего процесса обучения, так и на каждом отдельном участке работы.

Профессионально-трудовое обучение – подготовить учащихся к труду на предприятии, в сельском хозяйстве, на стройке, в сфере обслуживания (5–9 кл.). С 5 кл. – сложные виды труда. Овладение ими идёт крайне медленно. Причины: низкий уровень самостоятельности, непрочное усвоение приёмов работы. Главное: отработать каждый приём (пиление, строгание, резание, крепление). Сложные операции расчленяются на простые, каждая операция рассматривается отдельно. Трудности: ориентировка в задании, планирование в действии, самоконтроль, саморегуляция действий. Приёмы: умение пользоваться инструкцией (схемой), технологической картой, предметными картами, операционными, чертежами, схемами. Учить планированию (отчёт о работе). Производственная практика 7-9 кл.

Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями для их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования. Прежде всего необходимо правильное профессиональное ориентирование обучающихся. Для этого педагогами коррекционных учреждений разрабатываются авторские программы по вводимым профилям трудового обучения. Профессиональная ориентация, привитие трудовых навыков, а отчасти и профессиональное обучение в специальных (коррекционных) школах-интернатах, школах осуществляются на уроках трудового обучения. Поэтому их организации уделяется особое внимание.

Педагогические коллективы ряда коррекционных школ-интернатов широко используют возможности указанного учебного предмета и предлагают воспитанникам увидеть, ощутить конечные результаты своего труда. Профессиональная ориентация воспитанников специальных образовательных учреждений осуществляется также на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Проводятся беседы, утренники, КВНы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища (лицеи), встречи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно-воспитательной работе учреждений.

Однако современная реальность такова, что многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне способными к производительному труду, так и не могут влиться в обычную жизнь. Это вызвано тем, что сегодня практически полностью отсутствуют условия для детей-инвалидов с серьезными нарушениями психического развития. С 1992 г. специальные образовательные учреждения любого типа, в том числе специальные (коррекционные), перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников.

Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела).

Итак, понятие «трудовое воспитание» включает все содержание работы по подготовке учащихся к трудовой жизни: вооружение учащихся общетрудовыми и специальными знаниями, умениями и навыками; формирование у них физических, интеллектуальных и нравственных качеств, необходимых в труде. Кроме того, трудовое воспитание во вспомогательной школе выполняет функции социально-трудовой реабилитации и адаптации учащихся.

Будущая трудовая деятельность потребует от умственно отсталых не только определенного уровня профессионального образования, но и определенной воспитанности. У умственно отсталых слабо развито, а иногда и отсутствует, понимание социальной роли труда. Ввиду этого важнейшей задачей является формирование у умственно отсталых ясного понимания значения их собственного труда для общества, осмысление его как первейшей гражданской обязанности.

Важно, о чем мечтал еще К.Д.Ушинский, зажечь у воспитанников жажду серьезного труда с пониманием, что без этого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Необходимо вести решительную борьбу, направленную на предупреждение лени, склонности к праздному времяпрепровождению, привычке уклонения от всякой работы. В неразрывной связи с процессом формирования у учащихся понимания общественного значения труда находится и воспитание у них бережного отношения к его результатам, которые они воочию видят и которыми пользуются.






Список литературы

1. Брунов, Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии учебное пособие / Б. П. Брунов. – Красноярск, – 2003. – 153 с.

2. Васенков, Г. В. Организация начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения // Сб. Образование и здоровье. – М.; ГОМЦ Школьная книга, 2000. – С. 88-95.

3. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VІІІ вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, – 2006. – 247с.

4. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида: Методическое пособие. 2-е изд / В. В. Гладкая. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, – 2006. – 192с.

5. Девяткова, Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VІІІ вида: пособие для учителя /Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, – 2004. – 304с.

6. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: Психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев. – М.: Педагогика, – 1969. – 216 с. 

7. Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Методическое пособие / Е. М. Старобина. — М.: Форум: Инфра-М, – 2007. — 304 с.



0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!