Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ на основе творческого подхода к реализации действующих Программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях ДНР определяется Базовым компонентом Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015-2017 гг. (приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015), в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (2015 г.). Опробировав данную программу, наш педагогический коллектив пришёл к выводу, что на данный момент в документе недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта деятельности, планирования коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Для реализации образовательного стандарта дошкольного образования в полной мере, учитывая особенности развития детей с РАС, их особые образовательные потребности, при организации коррекционно-образовательного процесса, наш педагогический коллектив строит учебно-воспитательный процесс ссылаясь на Программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок» (2015 г.), составленную нашими педагогами; а так же на Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, 2005). Требования учебно-воспитательного процесса направлены на реализацию следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Коммуникативно-речевое развитие»;
«Познавательно-сенсорное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Решить проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями можно, пдходя творчески к работе, т. е. используя инновационные методы и технологии, а также строя процесс коррекции и образования особым образом. Необходимо использовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей и особенностями проявления расстройств аутистического спектра. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Принцип интеграции является инновационным и коренным образом перестраивает образовательную деятельность в дошкольном учреждении на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности ребёнка с РАС и его гармоничное вхождение в социум. Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.
В учебно-воспитательном процессе детей с особыми образовательными потребностями в нашем дошкольном учебном учреждении используются следующие основные формы организации детей:
непосредственная организованная деятельность (НОД) по различным разделам программы: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные);
игры;
самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.);
индивидуальная работа;
наблюдения;
экскурсии;
праздники и развлечения.
В зависимости от особенностей развития детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога вышеперечисленные формы могут быть организованы фронтально, подгруппами или индивидуально.
На мой взгляд, важный воспитательно-образовательный момент детей с РАС –– прием пищи. Перед тем, как сесть за стол, в зависимости от меню необходимо уточнить с детьми названия некоторых блюд – применяя Глобальное чтение или используя визуальное подкрепление (карточки PECS), подготовить детей к еде, создав у нихположительное отношение к приёму пищи. В процессе приёма пищи педагог должен постоянно контролировать умение детей самостоятельно пользоваться столовыми приборами, при необходимости коррекционной индивидуальной работы педагог применяет метод «рука в руке», стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу –– применять интерактивное поле «сначала – потом». Благоприятный период для индивидуальной работы –– сервировка стола: можно предложить ребенку «визуальный план действий» (алгоритм сервировки стола), создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно. В качестве подкрепления желаемого результата очень важно использовать различные стимулы.
Так, в процессе формирования навыков опрятности и гигиены на видном месте в ванной комнате и туалете целесообразно будет разместить визуальные подсказки –– выполнение ребенком последовательных действий без прямых инструкций или подсказок со стороны взрослых:
визуальный алгоритм процесса мытья рук;
визуальный алгоритм процесса чистки зубов;
визуальный алгоритм пользования туалетом.
Во время обучения детей сюжетно-ролевой игре, обыгрывания игровой ситуации можно использовать «активные» карточки. Наиболее актуальны такие карточки для ребенка, во время перехода слов пассивного словаря в активный.
Используя инновационные методы, постепенно проводится работа по обучению детей доступным способам изображения в рисовании и лепке, знакомство со свойствами различных материалов. Сначала используется полная физическая помощь каждому ребенку («рука в руке»), помощь постепенно уменьшается в зависимости от сформированности навыка ребенка, в дальнейшем педагог можнт использовать визуальный план выполнения любого вида работы, который помогает ребенку понять последовательность выполнения работы и предвидеть конечный результат.
Одной из форм игрового занятия является занятие по системе КРУГ. Это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции. Главная цель занятия КРУГ – помочь каждому ребенку с аутизмом получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и почувствовать себя частью коллектива.
В заключении хочется отметить, что центральным звеном учебно-воспитательного процесса является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала. Организация учебно-воспитательного процесса характеризуется системой взаимоотношений и взаимодействий педагога с ребенком, детей между собой, ролью, которую каждый из них выполняет в этом процессе, чувствами, которые вызывает этот процесс у каждого из участников, способом структурирования этого процесса. Для достижения положительных результатов в своей работе педагог должен находиться в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применяя на практике инновационные технологии и методики, я пришла к выводу, что они способствуют коррекции не только познавательного, но и коммуникативно-речевого, эмоционального, а также общего психического развития детей с РАС. В дальнейшей работе рекомендую своим коллегам планировать и проводить коррекционную работу, внедряя новые инновационные технологии в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом группы и родителями.
2