Взаимодействие педагога с родителями
Активное взаимодействие семьи и школы – вот залог успешного воспитания ребёнка. Чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка, необходимо объединить усилия педагогов и семьи. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Это сложный процесс, требующий много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. На встречах с родителями я объясняю, что только единство требований поможет воспитать детей жизнерадостными, активными, уверенными в своих силах. А согласованное влияние, единый подход помогут быстрее сформировать у ребёнка навыки и умения, социально приемлемое поведение.
Успех совместной работы с родителями в немалой степени зависит от глубокого знания учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни я изучаю не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом использую комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, анкетирование.
Неотъемлемым элементом взаимодействия считаю педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Ведь от этого зависит успешность и результативность воспитания детей.
В школе давно практикуется проведение общешкольных родительских собраний как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей. Для себя я определила, что основной формой работы являются родительские собрания. На них обсуждаем и принимаем решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Ещё одной формой является индивидуальной работа с родителями. Находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации и посещение семьи на дому.
В своей работе с родителями придерживаюсь следующих принципов:
* встреча с целью просвещения родителей
*тема собрания с учётом возрастных особенностей детей;
*главным содержанием собрания является четкость, лаконичность, системность;
*каждое родительское собрание должно давать полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку
Нет таких родителей, которые бы не хотели гордиться своими детьми. Поэтому я к каждому собранию готовлю выставку детских работ и отмечаю успехи их детей.
Считаю, что нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Консультативная помощь родителям
У большинства родителей нашей школы нет специальных знаний, которые позволили бы им принять правильное решение в воспитании детей. Из-за недостаточной педагогической компетентности родителей возникает необходимость оказания им консультативной помощи. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка.
В процессе взаимодействия с родителями, помогаю им услышать и понять своего ребёнка, установить тёплые и доверительные отношения; своевременно увидеть негативные симптомы и поведенческие проявления у ребёнка; объясняю родителям особенности адаптации ребёнка школе; отвечаю на все вопросы, которые возникают у родителей.
Основные направления консультативной работы:
- Проблемы, связанные с обучением
- Проблемы, связанные с воспитанием
- Проблемы, связанные с поведением
- Эмоциональные проблемы
- Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями
- Профессиональная ориентация
Индивидуальные тематические консультации предполагают обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Принципы успешного консультирования – это доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Иногда педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.
Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Темы консультаций для родителей:
1. Зачем нужно развивать мелкую моторику рук?
2. Наказания детей. Какими им быть?
3. Дисциплина на улице – залог безопасности
4. Особенности общения детей со сверстниками.
5. Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
6. Труд – серьезная форма воспитания.
7. Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
8. Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровый образ жизни детей.
9. Воспитание навыков самообслуживания у детей.
10. Выбор профессии. Чьё это дело?