СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Задания к художественным произведениям, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема, как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни  в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, звучит наиболее актуально. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.  Именно поэтому, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом, происходит становление ключевой компетенции  коммуникативной. Но сама собой эта компетентность не формируется. Вопросам специально организованной речевой деятельности, проблеме межличностного взаимодействия посвящены работы: Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад Задания к художественным произведениям, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Свердловской области

Камышловский педагогический колледж












Доклад

Задания к художественным произведениям, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе













Исполнитель:

Якимова М. С.,

студентка 4 а группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю..












Камышлов,2017





План

  1. Актуальность;

  2. Цель задачи;

  3. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;

  4. Общая характеристика компонентов методической разработки;

  5. Список литературы

  6. Приложения.









































«Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения»

А.Сент-Экзюпери



Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями, поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений.

Проблема, как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, звучит наиболее актуально. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Именно поэтому, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом, происходит становление ключевой компетенции коммуникативной.

Но сама собой эта компетентность не формируется. Вопросам специально организованной речевой деятельности, проблеме межличностного взаимодействия посвящены работы: Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева.

Исследования Г.М. Андреевой, , А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Д.Б. Эльконина и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения. С их точки зрения общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Однако исследователи данной проблемы, учителя практики акцентируют внимание на том, что несмотря на достаточное количество научных трудов по психологии, педагогике, методике развития коммуникативных умений, постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать задания, способствующие развитию коммуникативных умений учащихся второго класса на уроках литературного чтения

Задачи:

1) изучить психолого-педагогические основы, имеющийся педагогический опыт использования заданий к художественным текстам, способствующих развитию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте;

2) выявить сущность основных понятий, раскрыть специфику реализации заданий к художественным текстам, способствующих развитию коммуникативных умений учащихся второго класса на уроках литературного чтения;

3) осуществить анализ примерных программ и учебников начального образования с позиции целесообразности использования заданий для развития коммуникативных умений у младших школьников; дать характеристику компонентов методической разработки;

4) подобрать и разработать задания к художественных текстам, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.

5) обосновать способы оценки качества методической разработки, показатели успешности её реализации.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивающая освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. (УМК «Школа России»)

В курсе литературного чтения коммуникативные универсальные учебные действия способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

Коммуникативные умения – это умения связанные с общения многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме[10].

В моей работе мы будем опираться на понятие, данное А.А. Максимовым: « Коммуникативные умения– это осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.»

Под коммуникативными умениями понимается «умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета»[9]

Коммуникативные умения могут быть рассмотрены с разных позиций и точек зрения, но главным является то, что все они реализуются в общении. Так Г.М.Андреева характеризуя структуру общения, выделяет три взаимосвязанных между собой стороны: персептивную, интерактивную и коммуникативную, где персептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья – состоит в обмене информацией между людьми, партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения.[1]

Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Более того, этот процесс взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформированная и поставленная коммуникативная задача формирует определённые умения.

Коммуникативные умения развиваются постепенно, в течение длительного времени, поэтому, чтобы преодолеть неизбежную на первых этапах обучения проблему коммуникации младших школьников , необходимо подобрать разнообразные по содержанию и степени сложности задания, способствующие развитию коммуникативных умений.

Цель заданий:

  1. развитие четкой, логичной речи;

  2. развитие умения задавать и отвечать на вопросы;

  3. развитие умения подготавливать творческие пересказы;

  4. развитие умения высказывать свою точку зрения, доказывая тезисами из текста.

Задания к художественным произведениям, представленные в работе:

  1. составлены для учащихся 2-х классов, обучающихся по УМК «Перспектива»;

  2. объединены общей целью (развитие коммуникативных умений при работе с художественными произведениями);

  3. разработаны с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста; этапов работы над художественным текстом; умений, которые необходимо формировать у младших школьников, для того чтобы развивать коммуникативные умения;

В дальнейшем подобранные задания будут представлены в виде сборника, который будет адресован учителю начальных классов и являться объектом для организации деятельности учащихся.

Структура сборника будет представлять собой совокупность его частей: аннотация (выходные данные, краткие сведения о самом сборнике); пояснительная записка с обоснованием необходимости развития коммуникативных умений при работе с художественными текстами у младших школьников; задания, способствующие развитию коммуникативных умений; список используемой литературы.

Для пробации эффективностей заданий к художественным произведениям предполагается использовать метод экспертной оценки методической продукции учителям МАОУ КГО «Школа №58». Для определения результата достижения поставленных целей в образовательном процессе используют диагностику. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна.

Сущность педагогической диагностики - это изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне развития учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта – школьника.

Для определения уровня развития коммуникативных умений нами будет использоваться метод наблюдения.

Преимущества метода наблюдения:

  1. непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

  2. одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;

  3. произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

  4. достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам, например, вербального и невербального поведения;

  5. оперативность получения информации.

Недостатки метода наблюдения:

  1. отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования);

  2. прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.

В качестве диагностического инструментария уровня развития коммуникативных умений у младших школьников, нами будут использоваться и другие методы диагностик(см. Таблицу 3).Приложение 1, 2

Подборка заданий к художественных текстам, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения представлена в приложении 3.

























Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2013;

  2. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 2013;

  3. 3.Бахтин М.М. Этика словесного творчества - М. 2014;

  4. Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие – М., Аспект, 2012;

  5. Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 2014;

  6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. - // Нач. шк. №4, 2014;

  7. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов. педагогика. №5, 2014;

  8. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов М., Аспект, - 2012;

  9. Большая советская энциклопедия. /Под ред.Б.А. Введенского – М.: большая советская энциклопедия;

  10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 2013..






















Приложение 1

Таблица 3 – Диагностические методики, позволяющие выявить уровень развития коммуникативных умений

Оцениваемые УУД

Вид диагностики

Цель диагностики

Возраст учащихся

Диагностический инструментарий

Коммуникативные УУД

Коммуникативные действия.

вводная

Выявление уровня сформированности действий,

направленных на учет позиции собеседника (партнера).

6,5 -7 лет

«Левая и правая рука» Пиаже

Коммуникативные действия.

промеж.

итогов.

Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

7-8лет

Методика «Кто прав?» 130

(методика Г.А. Цукерман и др.)


Коммуникативные действия.

вводная

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

6,6 -7 лет

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Коммуникативно-речевые действия.

промеж., итогов.


Выявление уровня сформированности действия по

передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

7-8лет

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Содержание диагностик см. Приложение 3

Карта наблюдений(см. Таблицу 4)

Таблица 4




ФИ ученика

Критерии наблюдения



Итог

1

2

3

4

5

6


Задаёт вопросы по теме

Отвечает на вопросы

Высказывает идеи

Отстаивает свою точку зрения

Ставит задачи(определяет этапы)

Определяет исполнителей


1

СеровСаша

+

+

+

+

+

-

5

2









3









Итого








Подобранный диагностический инструментарий понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачами, таким образом, он позволит выявить результативность исследования.







Приложение 2

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

(интеллектуальный аспект общения)

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.



«Братья и сестры» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.



«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: ступень начальной школы (7–8 лет)

Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми

Метод оценивания: анализ детских рисунков

Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.

Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.

Инструкция (текст задания на бланке):

На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.

Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.



Методика «Кто прав?»

(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника

Возраст: ступень начальной школы (7 – 8 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал: три карточки с текстом заданий.

Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

учет разных мнений и умение обосновать собственное,

учет разных потребностей и интересов.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.



Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)



Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)



Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.



Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.



Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (7 – 9 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.





Коммуникативно-речевые действия по передаче

информации и отображению предметного содержания и

условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)



«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.



Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: ступень начальной школы (7–8 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).

Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

















Приложение 3

Подборка заданий к художественных текстам, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения



А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задания к тексту:

Задание

Формируемые вербальные коммуникативные умение

Прочитайте текст сказки. Дайте характеристику героев сказки. Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

Направлять общение на определённый предмет. Аргументировать. Давать оценку.

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя

Задавать наводящие вопросы

Перечитайте сказку. Подумайте, что высмеивается в данной сказке? Приведите примеры из текста.

Отстаивать своё мнение

Порассуждайте в паре, как бы вы поступили на месте Старухи.

Рассказывать, вести диалог. Выражать согласие (несогласие)

Подготовьте творческий пересказ сказки. Подумайте, чтобы вы посоветовали Старухе, Старику.

Направлять общение на определённый предмет. Советовать

Прочитайте текст сказки. Подготовьте ответы на вопросы: «Какие герои присутствуют в сказке? К кому из них вы сочувствуйте и почему? Кого осуждаете и за что? Правильно ли поступила рыбка, оставив старуху у разбитого корыта?» Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из эпизодов(разговор Старика и Старухи. Разговор Старика и Рыбки ).Передайте с помощью интонации образ, чувства героя.

Отвечать. Аргументировать. Ставить проблему общения. Давать оценку. Вести диалог.

Придумайте (в парах, в тройках) свою развязку к данной сказке.

Высказывать пожелания

Перечитайте текст, перечислите поступки героя(героини), дайте оценку его(её) поведению.

Рассказывать, вести диалог. Давать оценку

Подумайте в парах. Назовите как можно больше качеств старухи.

Рассказывать, вести диалог. Аргументировать




Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Задания к тексту:

Задание

Формируемые вербальные умения

Перечитайте произведение. Назовите действующих лиц. Дайте характеристику одного из героев(по выбору учащихся). Обоснуйте свою точку зрения, используя слова из текста.

Направлять общение на определённый предмет. Аргументировать. Давать оценку

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя

Формулировать вопросы к тексту.

Перечитайте сказку. Порассуждайте в парах как бы вы поступили на месте Зайца

Рассказывать, вести диалог. Понимать согласие партнёра (несогласие). Выражать согласие (несогласие)

Прочитайте сказку. Подготовьте пересказ сказки от лица одно из героев (волк, зайцы).

Сообщать. Направлять общение на определённый предмет

Найди в тексте монолог героя, подготовьте его рассказ перед классом.

Направлять общение на определённый предмет

Перечитайте сказку. Придумайте в парах продолжение сказки. Расскажите о том, как сложились отношения зайца и волка.

Предлагать. Понимать согласие партнёра (несогласие).

Найдите в тексте эпизоды, которые помогут вам рассказать о поступках одно из героев, дайте оценку его поведению.

Давать оценку. Аргументировать


Подберите высказывания для характеристики понравившегося вам героя.

Давать оценку. Выражать согласие (несогласие). Отстаивать своё мнение

Как вы думайте, почему сказка называется «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»? Назови слова, которые тебе помогут описать название. Предложи своё название.

Предлагать. Выражать согласие (несогласие)

Какой герой сказки вам понравился больше? Почему? Обоснуй свой ответ с опорой на текст.

Рассказывать, вести диалог. Аргументировать

Перечитай сказку. Выбери героя сказки и прочитай его реплики от третьего лица

Направлять общение на определённый предмет

В парах найдите в тексте диалог героев и подготовьте выразительное чтение по ролям

Вести диалог.

Выбери эпизод из сказки и построй к нему ряд вопросов которые ты бы хотел задать одноклассникам.

Задавать наводящие вопросы. Менять форму вопросов

Расскажи. Каким ты представляешь зайца? В своём рассказе постарайся ответить на следующие вопросы:

1. Какое настроение у этого героя?

2. Какой у него характер?

3. Каким обычно изображают зайца в других сказках?


Отвечать на вопросы.

Перечислите качества, которые характеризуют зайца, как трусливого и хитрого.

Рассказывать, вести диалог. Аргументировать




Джоэль Чендлер Харрис
Братец Кролик и братец Лис

Задания к тексту:

Задание

Формируемые вербальные умения

Прочитайте текст сказки. Дайте характеристику героев, доказывая свою точку зрения словами из содержания.

Направлять общение на определённый предмет. Аргументировать. Давать оценку

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя.

Задавать наводящие вопросы. Менять форму вопросов

Прочитайте сказку. Подумайте, что высмеивается в данной сказке?

Рассказывать, вести диалог. Ставить проблему общения (обсуждения)

Перечитайте диалог Кролика и Лиса. По рассуждайте в парах как бы вы поступили на месте Лис

Рассказывать, вести диалог. Понимать согласие партнёра (несогласие). Выражать согласие (несогласие)

Подготовьте творческий пересказ сказки.

Рассказывать, вести диалог.

Прочитайте сказку. Какие герои присутствуют в сказке? Подготовьте выразительное чтение по ролям.

Вести диалог.

Перечитайте сказку. Придумайте свою сказку похожую на эпизод данной сказки.

Высказывать пожелания. Принимать предложения

Перечитайте текст, перечислите поступки героя, дайте оценку его поведению.

Рассказывать, вести диалог. Аргументировать. Давать оценку

Какие слова вам не знакомы? Найдите в толковом словаре и проговорите своими словам

Отвечать. Предлагать

Найдите диалог кролика и лисы. Распределите роли, определите как нужно читать за кролика, как за лису. Послушайте чтение ваших одноклассников. Оцените. Кто лучше передал характер лисы? Кто лучше передал характер кролика?


Рассказывать, вести диалог. Аргументировать. Давать оценку






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!