Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Мартыновой И.В.»
ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ МБОУ «СОШ №1» И.В. МАРТЫНОВОЙ
НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА»
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока: | По горизонтали: |
Организационный момент. | Задачи каждого этапа. |
Подготовка к активной познавательной деятельности. | Методы. |
Установка познавательной задачи. | Формы. |
Усвоение новых знаний. | Виды деятельности учащихся. |
Первичная проверка понимания. | |
Закрепление знаний. | |
Самопроверка знаний. | |
Итог. | |
Домашнее задание. | |
Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Вариант 1
Дата_____________
Класс____________
Технологическая карта урока №_____
Целевой блок |
Тема | |
Цель | Формировать УУД: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
Планируемые результаты | Предметные: Личностные: Метапредметные: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: Способствовать развитию: Воспитывать: |
Тип урока | |
Учебно-методический комплекс | |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | |
Организация пространства | |
Межпредметные связи | |
Действия учителя | |
Действия обучающихся | |
Диагностика результатов урока (итог урока) | |
Домашнее задание | |
Вариант 2
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые предметные умения | Предметные результаты образования | Формируемые УУД | Метапредметные результаты образования |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Вариант 3
Технологическая карта урока__________________________ в _______ классе от «___»______201_ г.
Тема_______________________________________________________________________________________
Цель урока:
На предметном уровне___________________________________________________________________________
На метапредметном уровне:
познавателые__________________________________________________________________________
регулятивные__________________________________________________________________________
коммуникативные_______________________________________________________________________
На личностном уровне___________________________________________________________________________
Учитель_________________________
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. Задача: настроить обучающихся на работу. Определить эмоциональное состояние обучающихся перед изучением темы | Подготовка рабочего места | Приветствие. Проверка готовности к уроку |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний | | | |
Этап усвоения новых знаний | | | |
Обобщение и систематизация | | | |
Обобщение и систематизация | | | |
Итог урока. Рефлексия | | | |
Домашнее задание | |
Вариант 4
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
| | | | | |
Дата 07.03.2015
Класс: 10а (профиль)
Учитель: Мартынова И.В.
Технологическая карта урока № 43
Целевой блок |
Тема | Применение свойств функции при решении задач |
Цель | Выработать умение решать уравнения различного уровня сложности наиболее рациональным способом. Формировать УУД: - Личностные: готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке без помощи учителя; работать по совместно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - Познавательные: расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей. |
Планируемые результаты | Предметные: умение решать уравнения методом оценок, графическим методом, методом крайних значений; применение стандартных неравенств при решении уравнений. Личностные: умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; могут осмыслить ошибки и их устранить. Могут объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Метапредметные: -Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок. -Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действие партнёра. -Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приёмом решения уравнений; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: формировать представление о методе оценок и методе крайних значений при решении уравнений. Совершенствовать умение решать уравнения графическим способом, строить различные графики, применять стандартные неравенства при решении уравнений. Способствовать развитию: математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать: культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Учебно-методический комплекс | - учебное пособие Лепёхин Ю.В. «Функции помогают уравнениям» 10-11 классы. Стр.106-118 - интерактивная доска - тетрадь (для самооценки) - презентация по теме «Различные способы решения уравнений» - шаги учебной деятельности - рабочая тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Функция, область определения, область значения, график функции, свойства функции, способы решения уравнений |
Организация пространства | Фронтальная, парная, индивидуальная работа, творческая работа |
Межпредметные связи | физика |
Действия учителя | Создает проблему. Задаёт вопросы. Организует поисковую работу учащихся (по составлению плана действий), побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Организует творческую работу парами. Слушает выступление каждой пары и вместе со всеми оценивает правильность ответа. Физкультминутка по презентации. Разбор способов решения уравнений, стр.106-108, 112-113. Организует индивидуальную работу по карточкам (у каждого свой вариант). Задаёт вопросы, позволяющие подвести итог урока. |
Действия ученика | Формулируют проблему. Отвечают на вопросы Составляют план применения свойств функции к решению уравнений. Каждая пара работает над своим творческим заданием, результаты записывают в рабочие тетради Один из учеников каждой пары строит графики функций, а другой доказывает решение (кто, что выполняет договариваются сами). Остальные учащиеся, в это время, записывают кратко решение в своих тетрадях. Выполняют физкультминутку. Учащиеся по очереди выходят к доске и разбирают различные способы решения уравнений, остальные ведут записи в тетрадях, стр.106-108, 112-113. Выполняют индивидуальную работу по карточкам в тетрадях, а потом обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по шаблону, предложенному учителем. Делают выводы относительно проблемы, поставленной в начале урока. Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку своей деятельности. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Домашнее задание | Стр. 115-118 по вариантам (каждый ученик выбирает себе вариант, который он будет выполнять). |
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Этап закрепления новых знаний | Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат | Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| | | | | |
Обобщение и систематизация знаний | Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана | Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Проверка домашнего задания | Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| | | | | |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| | | | | |
Применение полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний | У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки | Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| | | | | |
Обобщение и систематизация | Организует фронтальную устную работу у экрана | По цепочке выполняют задания с подробным комментированием | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Просмотр содержимого презентации
«О технологической карте Мартыновой И.В.»
О технологической карте
«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него»
структурированность
Алгоритмичность по работе с информацией
технологичность
обобщённость
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Технологическая карта – что это?
Проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
Преимущества технологической карты
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- освобождается время для творчества учителя;
- обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- обеспечивается повышение качества образования.
Создание технологической карты
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока:
По горизонтали:
Организационный момент.
Задачи каждого этапа.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
Методы.
Установка познавательной задачи.
Формы.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Виды деятельности учащихся.
Закрепление знаний.
Самопроверка знаний.
Итог.
Домашнее задание.
Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема
Дата_____________
Класс____________
Технологическая карта урока №_____
Вариант 1
Целевой блок
Тема
Цель
Формировать УУД:
Планируемые результаты
Инструментальный блок
- Личностные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
- Познавательные:
Предметные:
Личностные: Метапредметные:
Задачи урока
- регулятивные УУД:
- коммуникативные УУД:
- познавательные УУД:
Образовательные:
Тип урока
Способствовать развитию:
Учебно-методический комплекс
Воспитывать:
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Организация пространства
Межпредметные связи
Действия учителя
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока
(итог урока)
Домашнее задание
Вариант 2
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые предметные умения
Предметные результаты образования
Формируемые УУД
Метапредметные результаты образования
Технологическая карта урока__________________________ в _______ классе от « ___ » ______201_ г.
Тема__________________________________________________________________________________________
Цель урока:
- На предметном уровне____________________________________________________________________________
- На метапредметном уровне:
- познавателые____________________________________________________________________________
- регулятивные___________________________________________________________________________
- коммуникативные_______________________________________________________________________
- На личностном уровне___________________________________________________________________________
Учитель_________________________
Вариант 3
Этап урока
Содержание
Организационный
Организация пространства класса для работы учащихся. Задача: настроить обучающихся на работу. Определить эмоциональное состояние обучающихся перед изучением темы
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
Деятельность учащихся
Подготовка рабочего места
Этап усвоения новых знаний
Деятельность учителя
Приветствие. Проверка готовности к уроку
Обобщение и систематизация
Обобщение и систематизация
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание
Вариант 4
Этап урока
Деятельность учителя
Осуществляемые действия
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Регулятивные
Формируемые УУД
Познавательные
Коммуникативные