СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклады для выступления на МО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклады для выступления на МО»

Протокол №1 от 30.08.2020 г

заседания учителей начальных классов

по теме

«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год.»


Присутствовали: Учителя начальных классов.

Повестка дня:

1.Анализ работы МО за 2018-2019 уч год.

  1. Утверждение плана работы МО учителей начальных классов на новый учебный год.

а) Утверждение тем самообразования.

б) Утверждение рабочих программ, календарно-тематических планов по предметам.

3. Выработка единства требований в обучении:

а) соблюдение и выполнение единого орфографического режима;

б) соблюдение норм оценок;

в) дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию.



Слушали:

По первому вопросу выступила руководитель МО которая познакомила членов МО с анализом работы МО за 2019-2020 уч год.

По второму вопросу выступила руководитель МО которая познакомила членов МО с планированием работы на 2020 - 2021 учебный год и целью: «Непрерывное совершенствование квалификации преподавателя и повышение его компетенции в области учебного предмета и методики преподавания в условиях реализации ФГОС НОО.»



Были названы задачи, поставленные на 2020 - 2021 учебный год:

1. Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы обучающихся на уроке, формировать ключевые компетентности обучающихся.

2. Создать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей обучающихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно-коммуникативных технологий /ИКТ/.


Заслушав и обсудив план работы на 2020 – 2021 учебный год, все члены методического объединения единогласно приняли предложенный план.



Решили: утвердить план работы методического объединения на 2020 - 2021 учебный год и организовать работу членов методического объединения на выполнение предложенных задач.


Слушали:

По третьему вопросу выступила которая познакомила учителей с методической литературой по проблеме «Современные педагогические технологии»


Решили: учителям использовать в практической деятельности предложенную методическую литературу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.


Слушали:

По четвертому вопросу выступила которая познакомила членов МО с планированием предметных недель, открытых внеклассных мероприятий на 2020 - 2021 учебный год.


Решили: утвердить график проведения предметных олимпиад, предметных недель. Учителям организовать работу в 2020-2021 учебном году параллельно с общешкольным планом и частным образом отражать цели и задачи школы.


Слушали:

По пятому вопросу выступила которая познакомила членов МО с выработкой единства требований в обучении:

а) соблюдение и выполнение единого орфографического режима;

б) соблюдение норм оценок;

в) дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию.


Решили: учителям соблюдать и выполнять единый орфографический режим, нормы оценок, дозировать классную и домашнюю работу, дифференцированных подход к домашнему заданию.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИТОГАМ работы методического объединения


  1. Работать в соответствии с утвержденным планом работы МО, графиком предметных олимпиад, предметных недель.

  2. Работать над самообразованием по заявленным темам.

  3. Посетить уроки коллег с целью обмена опытом работы и наблюдения за эффективными приёмами организации урока.

  4. Утвердить рабочие программы и календарно - тематические планы

на 2019 – 2020 учебный год.





Зам. Директора начальной школы Ахмедова Л.Р

Зам.Директора внеклассной работы Саидова А.И.



Директор МКОУ «Ахтынская СОШ № 1» Эльдаров Г. Д.



Протокол № 2

31марта 2021 г

заседания учителей начальных классов

по теме

«Оценка достижения личностных результатов универсальных учебных действий.»



Присутствовали: Учителя начальных классов

Повестка дня:


1.Открытые уроки в 1 х классах классах

2. Открытое занятие в подготовительной группе


3.Анализ и самоанализ открытого урока и занятия.


4.Сообщение учителя Казибекова О.А. об адаптации первоклассников.


5. Выступление «Преемсвенность в работе подготовительной группы и школы по математическому развитию детей» (Руководитель МО.)

6. Олимпиады по предметам среди 1-4 классов.

7. Итоги 3 четверти.


Слушали:

По первому вопросу учителя 1-х классов. Они предоставили самоанализ уроков.

По уроку выступали:


Казибекова О.А (учитель начальных классов): Дети работали в гигиенически выраженном пространстве. Мобилизующее начало урока позволило учителю вовлечь детей в работу с первой минуты. Наряду с расширением кругозора, учитель работал над формированием коммуникативных УУД обучающихся. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, физминутки. Велась работа над развитием организационных умений детей: учились открывать учебник по закладке, школьные принадлежности учились класть на свои места. Урок обучающий, проведён на хорошем уровне.


(Руководитель МО нач. классов) На уроке чётко прослеживались все этапы. Организационный момент прошёл успешно, учительница сумела настроить детей на работу, ей удалось сформировать учебную мотивацию. На втором этапе урока были правильно подобраны упражнения для активизации знаний. Эффективно проведена работа над развитием внимания, памяти, речи. В процессе побуждающего диалога учащиеся совершали открытие новых знаний. На этапе закрепления они комментировали свои действия. Такие задания как «Расскажи», «Объясни», … были нацелены на развитие коммуникативных УУД. Продуктивные задания на развитие мыслительных операций, занимательные и нестандартные задачи направлены на развитие познавательных УУД.


Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой позволила Казибекова О.А создать ситуацию успеха и обратить внимание на развитие личностных УУД.


Решили: одобрить урок математики в 1 В классе, учитель Казибекова О.А


Анализ и самоанализ открытого занятия в ДОУ.

Слушали:

По второму вопросу учителя подготовительной группы . Она предоставила самоанализ занятия по математике.

По занятию выступали:


Казибекова О.А (учитель начальных классов.) Видно, что своё занятие построила с учётом возрастных особенностей детей. Занятие проходило в нестандартной форме, в форме заочной экскурсии в лес. Чтобы заинтересовать детей, учитель использовала различные формы обучения, игровые приёмы. Дети были вовлечены в образовательное пространство с первой минуты, на занятии были активны, заинтересованы. Прослеживается преемственность в работе учителя 1 класса и учителя подготовительной группы в математическом развитии детей. Занятие проведено на высоком методическом уровне.


На занятиях Казибекова О.А чётко прослеживается система работы по здоровьесберёжению детей. Нет тревожности, формы работы разнообразные. Умело организованы метапредметные связи. Идёт развитие коммуникативных УУД. Воспитатель терпеливо, корректно добивается полных ответов детей. Мне занятие очень понравилось. Наблюдается преемственность обучения с первым классом. В данном случае мы увидели преемственность в математическом развитии детей.

Решили: одобрить занятие по математики учителя подготовительной группы

Слушали:

По третьему вопросу учителя Казибекова О.А об адаптации первоклассников. (материалы сообщения прилагаются)

Решили: учителям принять к сведению материалы по адаптации первоклассников.

Слушали:

По четвертому вопросу учителя Казибекова О.А. «Преемсвенность в работе подготовительной группы и школы по математическому развитию детей»


В своём выступлении Казибекова О.А. отметила, что преемственность – это опора на пройденное, использование и развитие имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом более высоком уровне. Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено нацелено на требования последующего. Полноценное достижение образовательного стандарта возможно только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.( материалы выступления прилагаются)


Обмен идеями, суждениями и мнениями, направленными на поиск характеристики идеального выпускника дошкольного учреждения.


На основании установленной проблемы преемственности, была разработана характеристика идеального выпускника подготовительной группы. Выпускник подготовительной группы должен быть:


1) физически здоров;


2) психологически готов к школьному обучению;


3) быть интеллектуально развитым.


Слушали:

По третьему вопросу руководителя МО которая познакомила учителей с результатами контрольных работ по итогам повторения и с итогами 3 четверти.

Решили:

1. Вести систематическую работу со слабоуспевающими учащимися.

2. Продумать организацию работы над ошибками в учебном процессе.


В результате работы заседания МО принято решение:


Продолжить дальнейшую совместную работу педагогов по поиску средств, методов и форм дошкольного и начального общего образования, обеспечивающих их преемственность с учётом разработанной характеристики идеального выпускника ДОУ и требований нового образовательного Стандарта.


Учителю первоклассников для успешного обучения детей предложено учитывать особенности их адаптации ( привыкания, приспособления) к школьной жизни и создавать для этого все необходимые условия.


Учитель подготовительной группы предложено посещать учебные занятия и внеклассные мероприятия в 1 классе с целью преемственности технологий, форм и методов обучения и воспитания.





Зам. Директора начальной школы Ахмедова Л.Р

Зам.Директора внеклассной работы Саидова А.И.



Директор МКОУ «Ахтынская СОШ № 1» Эльдаров Г. Д.


























Доклад на тему:

«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».








Подготовила учитель начальных классов

Казибекова О.А




2019-2020 уч. год.






Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста


Современная гуманистическая образовательная парадигма исходит из признания самоценности личности каждого ребенка, ее неповторимости и уникальности. Одаренные дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного типа. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций.

Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего школьного возраста — проектирование.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.


Этот метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Рассмотрим подробнее особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно категориального подхода .

Суть данного подхода в том, что содержание обучения конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие.

Принципы отбора категорий заключаются в следующем:

1. Каждая категория — фундаментальное понятие, определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным значением.

2. Категория может быть адаптирована к определенному этапу обучения.

3. Категории, составляющие основу содержания одной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую. Информационное пространство действия каждой категории складывается из понятий, свойств, операций и моделей. Процесс трансляции объектов окружающего мира отражен на схеме.

Для младшего школьного возраста образовательными областями могут стать различные учебные предметы, существовавшие ранее: математика, естествознание и т.д., — и новые: начала экономики, информатика и т.д.

Образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией. В ходе решения учащимися учебной задачи происходит процесс осмысления категориального знания и формируются способы его освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование, алгоритмизацию и моделирование. Образовательный проект охватывает сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет функцию урока (уроков) межпредметного характера. Работа с образовательными проектами проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по различным дисциплинам, и в этом случае может быть проведен комплексный обобщающий урок.

Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс.

Рассмотрим примеры конструирования содержания проектов, которые могут быть использованы в начальной школе.

Категория «Многообразие»

Сюжет

Задания и вопросы

Путешествие по реке.

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие и познакомимся с животным и растительным миром рек.

На берегу реки растут ивы. Эти деревья так и тянутся к воде, склоняя в глубоком поклоне свои «плакучие» ветви — такие гибкие, что местные жители плетут из них корзины.

Ивами часто укрепляют берега рек. Из их коры получают лекарства от головной боли. Рыболовные снасти, канаты и веревки тоже делают из ивы.


Рядом с ивой растет осина. Из тонких, мягких, шелковых стружек осины изготавливают корзины и шляпы.


К речке спускается липовая аллея. Удивительное дерево — липа. Она цветет в середине лета, когда остальные деревья уже отцветут. Насекомые 70 видов опыляют липу. Около берега растет камыш. Но особую, прелесть тихой речной воде придают белые кувшинки.

В реке много разновидностей рыбы. Толстолобик и карась относятся к растительноядным рыбам, окунь и щука — представители хищников, а сом относится к всеядным рыбам.

Недалеко от берега стоит на одной ноге цапля, она охотится за лягушками. А в тихой заводи плавают белоснежные лебеди и дикие утки.

Математика

1. Нарисовать геометрические фигуры, которые отражают форму предметов, встречающихся во время путешествия.

2. Используя геометрические фигуры, нарисовать схему путешествия.

Окружающий мир

1. Какую роль играют ива, осина на берегу реки? 2. Как используют люди шелковые стружки из осины и ивы?

3. Как дышат рыбы?

4. Зачем цапле такой клюв?

5. Почему не промокают перья водоплавающих птиц?

6. Придумать рассказ о понравившемся представителе растительного мира. 7. Придумать загадки о животном и растительном мире.

Проектное задание

Составьте рассказ о путешествии по воображаемой реке. Сконструируйте для путешествия макет плавучего средства из геометрических фигур и составьте алгоритм его постройки.


Мы продолжим наше путешествие по другому материку, Африке. Одна из крупнейших рек Африки, река Нил, несет свои воды с севера в восточную часть континента.

Нил — самая длинная река мира (6 671км), при ширине 10 км. Растительный мир вдоль реки беден, встречаются заросли тростников, баобабы, несколько видов акаций, пальмы. Во многих местах река окаймлена обширными болотами, образовавшимися в результате разлива. На этих болотах растет знаменитый папирус.

Животный мир: крокодилы, змеи, ящерицы, летучие мыши, грызуны, мангусты.

По всей долине зимуют перелетные птицы из Европы: аисты, белые, пурпурные и серые цапли, дикие гуси, пеликаны, розовые фламинго.

80 % площади Африки занимают саваны и пустыни.

Для экваториальной зоны характерны вечнозеленые леса, переходящие в саваны, а затем в опустыненные саваны. В тропической Африке живут слоны, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, львы, гепарды, леопарды, обезьяны, мелкие грызуны, пресмыкающиеся.

Растительный мир в увлажненных местах — сосна, кедр, кипарис, мирт, пальма, гранат, миндаль, финиковая пальма. В засушливых районах растительность совсем скудная — колючие кустарники.

Математика

1. Дельфин плавает, а страус бегает. Кто быстрее передвигается? (Страус при движении развивает скорость до 70 км/ч, а дельфин до 40 км/ч.

2. Длина реки Днепр 2 280 км, длина реки Нил 6 671 км. Какая река длиннее и на сколько?

Окружающий мир

1. Почему на растениях, которые растут в Африке, в пустыне, листьев мало или вместо листьев на стволах растут колючки?

2. Почему перелетные птицы зимуют в Африке?

3. Что в древности изготовляли из стеблей папируса?

4. Назовите самую большую птицу, которая живет в Африке.

5. Какое животное считается самым высоким?

6. Какое наземное животное самое большое?

7. Почему у пеликана такой клюв?

8. У ящериц, живущих в пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему?

9. У каких растений вместо листьев иголки?

Проектное задание

Опишите дома аборигенов, живущих вдоль Нила, учитывая климатические условия. Используйте в качестве строительного материала тростник и камыш. Рассчитайте необходимое количество тростника и камыша для постройки жилища, если средняя длина тростника 2 м, а 10 кг камыша нужно, чтобы выстелить 1 кв. м крыши.

Категория «Изменение»

Сюжет

Задания и вопросы

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Это платье золотое

У березки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды,

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят


И летят... летят... летят. Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето. Е. Трутнева В лесу

Вьюги, вьюги на земле

Взвились, завертели.

Снегу, снегу в феврале

Намели метели!

Опустел холодный лес,

Замер понемногу:

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым

Мед душистый, свежий.

Отощала без еды

Вся семья медвежья.

Скучно зверю в холода.

Вьет пурга до ночи.

Даже белка из гнезда

Вылезать не хочет.

Но взгляни на тот бугор!

Чуть земли касаясь,

Мчит сюда во весь опор

Быстроногий заяц!

Стойку сделал под кустом

И на лес косится:


Не вильнет ли где хвостом

Рыжая лисица?

Сдвинул зайка белый ус,

Ставит уши строже,

Он, ребята, ведь не трус.

Просто — осторожен.

Я. Аким

Математика

1. Белка принесла в дупло утром 24 ореха, а в обед 28 орехов. На сколько больше орехов принесла белка в обед?

2. Масса арбуза равна 10 кг. Масса дыни 8 кг. На сколько килограммов масса арбуза больше массы дыни?

3. На дереве сидели 5 снегирей, прилетело еще 5. Сколько стало снегирей?

4. Ежик собрал 25 яблок, ежата 15. Сколько всего яблок собрал ежик с ежатами? 5. Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов собрали белка и бельчата?

Окружающий мир

1. Какого цвета листья у хвойных деревьев?

2. По каким признакам растений можно определить, что пришла осень?

3. Какие приметы осени главные?

4. Какое природное явление бывает только осенью?

5. Как готовятся звери к зиме?

6. Как готовятся к зиме птицы?

7. Почему в зимнем лесу нет следов медведя?

8. Заготавливает ли заяц еду на зиму?

9. Почему заяц зимой белый?

10. Почему заяц гложет осинку зимой, ведь она горькая?


11. Кого называют санитаром леса?

12. Почему дятел не улетает на зиму?

13. Почему белочка зимой не впадает в спячку?

14. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы?

15. Что в зимний период делает лягушку похожей на медведя?

Проектное задание

Опишите зимние дома для разных обитателей. Составьте план участка леса с указанием месторасположения каждого из домов. Придумайте различные формы

кормушек для разных видов птиц, обитающих в лесу.

Рассчитайте разные варианты запасов корма для белки на зиму, если в день она съедает

20 г пищи












Директор МКОУ «Ахтынская СОШ № 1» Эльдаров Г. Д.







Доклад на тему:

«Система работы с одаренными детьми в начальной школе».








Подготовила учитель начальных классов

Казибекова О.А


















2020г




Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

  • одарённостьв практической деятельности;

  • одарённость в познавательной деятельности;

  • одарённость в художественно-эстетической деятельности;

  • одарённость в коммуникативной деятельности;

  • одарённость в духовно-ценностной деятельности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 

-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Формы работы
- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 
- консультирование по возникшей проблеме; 
- дискуссия; 
- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады; 
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины; 
-словесные игры и забавы; 
-проекты по различной тематике; 
-ролевые игры; 
-индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

Для создания мотивации используются следующие приёмы: - рейтинг учащихся;

- «почётное место» в классе, в классном уголке;

- классные часы по самоопределению;

- создание портфолио с последующей презентацией.

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний Принимая участие в школьной, окружной и городской научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Уроки окружающего мира и занятия факультатива «Юный эколог» помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом»используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления»,который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. Во 2 классе был проведён проект «Ломоносовская мозаика»,продуктом стало мозаичное панно «Вот моя деревня», в 3 классе – проект по произведениям С.Г.Писахова, продукт- мультфильм«Писаховы чудеса».
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ёж», «Слон», «Человек и Природа» и предметных олимпиадах. На протяжении ряда лет класс играет в городских играх на базе ЦЮНТТ – «Всезнайка», на базе ДЮЦа- «Моя семья». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.




Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2018. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2018. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2014. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2066. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2018 С.5-29

6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2016, С.8-12




























Директор МКОУ «Ахтынская СОШ № 1» Эльдаров Г. Д.






















Доклад на тему:

«Преемственность подготовительной группы и школы










Подготовила учитель начальных классов

Казибекова О.А








2020-2021 уч. год.









Преемственность подготовительной группы и школы.





« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.



Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Переход начальной школы на четырехлетнее обучение является реальным фактом перспективного планирования образовательной стратегии в нашей стране. Насколько целесообразным он является с точки зрения возрастных этапов развития ребенка и создает ли для него условия благоприятной адаптации к школьному обучению - это вопрос, по которому мнения части психологов и методистов расходятся. С точки зрения анализа возрастных этапов развития ребенка, ориентированного на периодизацию, связанную с кризисами возрастного развития (Л.С. Выготский), возраст 6,5 лет, определенный как оптимальный для поступления в четырехлетнюю начальную школу, не является благоприятным для ребенка периодом, поскольку совпадает с кризисом седьмого года жизни.

Реальные наблюдения в школьной практике дают основания полагать, что у значительной части детей кризис происходит именно под влиянием начавшегося школьного обучения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. И.Ю. Кулагина пишет: «Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Суть в том, что сам ребенок может еще долго не понимать, что игра «перестала быть основным содержанием его жизни». Учителя практически весь первый год пребывания «шестилеток» в школе отмечают этот факт. Именно это несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период может являться причиной обострения кризиса седьмого года жизни. Не секрет, что многие «шестилетки», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают жестокое разочарование в школьной жизни.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами ( программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательного процесса в дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой системы. В этой связи любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.

Решение вопроса преемственных связей на дошкольном и школьном этапах по линии формирования ведущих видов деятельности ребенка позволит развести понятия «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность» как деятельность по самообразованию, по формированию ребенка, «умеющего учиться».



Используемый материал:

А.Б. Николаева «Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности».

Н.И. Лехнер «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»




Директор МКОУ «Ахтынская СОШ № 1» Эльдаров Г. Д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!