ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Семинар для руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений
«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ МДОУ»
Подготовила: Старовойтова И.В., методист районного методического кабинета
отдела образования администрации
Петровского района города Донецка
2017 год
Система делопроизводства – это совокупность организационных, информационных, технических, технологических мер, обеспечивающих документирование деятельности организации (создание документов), получение или отправку документов, их обработку, хранение и использование.
В функции системы делопроизводства входят:
- грамотная организация документооборота, обеспечивающая оперативную передачу документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени, позволяющая контролировать прохождение любого документа и его исполнение в назначенные сроки;
- автоматизированная система регистрации и учета всей входящей, исходящей и внутренней документации;
-архивация документов, позволяющая систематизировать их по формальным признакам и формировать их в дела;
- создание номенклатуры дел – системы кодов по перечням заголовков дел, облегчающей их систематизацию и определяющую сроки хранения архивов, установленные законодательными или отраслевыми нормативными актами.
Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части:
- подготовка управленческих документов,
- технология работы с документами,
- систематизация документов в течение календарного/учебного года и организация их архивного хранения.
Юридическая сила документа — это свойство, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Любая организация или должностное лицо, выпускающее документ, обязано:
– соблюдать при его подготовке действующие нормы законодательства;
– издавать документы только в пределах своей компетенции;
– соблюдать действующие в определенное время общегосударственные правила составления и оформления документов.
Документирование деятельности организации (создание документов) – деятельность, которой в той или иной степени заняты практически все работники организации.
Организация работы с документами (обработка документов, их хранение, использование) – это виды деятельности, которые выполняются специализированным подразделением организации или, если организация небольшая, – работником (делопроизводителем), выполняющим функции организатора работы с документами или управляющего документами.
Title
В организации существует система делопроизводства, в том случае, если:
● между работниками организации распределены функции управления документами (создание, обработка, хранение и использование документов) и определена ответственность за их несоблюдение;
● организован документооборот, т.е. движение документов с момента их создания или поступления в организацию до завершения исполнения, отправки документа и/или передачи в дело на хранение;
● налажена система регистрации (учета) документов (поступающих, внутренних, исходящих) и обеспечивается поиск документов;
● исполненные документы помещаются на хранение в дела в соответствии с номенклатурой дел.
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Vivamus et magna. Fusce sed sem sed magna suscipit egestas.
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Vivamus et magna. Fusce sed sem sed magna suscipit egestas.
Правила делопроизводства в органах исполнительной власти основаны на:
- Постановлении Совета Министров Донецкой Народной Республики № 1-2 от 10.01.2015 г.;
- Инструктивно-методическом письме МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 4013/21-21 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году»;
- Приказе от 30 декабря 2015 года № 311 «об утверждении инструкции по ведению делопроизводства в отделе образования»;
- Инструкция по делопроизводству отдела образования администрации петровского района города. донецка, утвержденной приказом начальника отдела образования от 29.02.2016 № 222.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ
- нормативные документы государственных органов – документы, поступающие от государственных и муниципальных организаций, регулирующие различные вопросы деятельности учреждения;
- организационные документы –устав, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка;
- стратегические документы –общеобразовательная программа МДОУ, бюджетная смета;
- распорядительные документы – приказы по основной деятельности, распоряжения, решения;
- документы по личному составу – кадровые приказы , трудовые договоры (при их наличии), личные дела, личные карточки ф Т.2, трудовые книжки;
- информационно справочные документы – акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и т.д.;
- финансово-бухгалтерские документы – отчеты, балансы и т.д.;
- контрольно-ревизионные документы ;
- технико-технологические документы ;
- предложения, заявления, жалобы граждан.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
Организация работы с документами –
это обеспечение оптимальных условий для всех видов работ с документами (с момента создания или получения документа до его уничтожения или передачи на архивное хранение).
В документационном обеспечении учреждения можно выделить три группы документов :
- Поступающие (входящие) документы,
- Отправляемые (исходящие) документы,
- Внутренние.
Работа с документами может представлена в виде технологической цепочки операций:
Входящие
документы:
Внутренние и исходящие документы:
Приём входящих документов
Регистрация документов
Отправка исходящих документов
Составление проектов документов
Рассмотрение документов, подписание
Согласование проектов документов
Направление документов на исполнение
Контроль исполнения
Исполнение документов
Формирование документов в дела
Передача в архив
Использование документов в справочно-информационной работе
Определение сроков хранения документов
Дальнейшее использование
Уничтожение документов
ОБРАБОТКА ПОСТУПАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ
Поступившие документы проходят следующие этапы:
- – первичную обработку;
- – предварительное рассмотрение;
- – регистрацию;
- – рассмотрение документов;
- – направление на исполнение;
- – подшивку документов в дела.
ОБРАБОТКА ОТПРАВЛЯЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ состоит из следующих операций: - составление проекта документа исполнителем; - проверка правильности оформления документа; - согласование проекта документа; - подписание документа руководителем; - регистрация документа; - отправка по адресу; - подшивка второго экземпляра документа в дело.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ВНУТРЕННИМИ ДОКУМЕНТАМИ
такой же, как с входящими и исходящими.
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЮТ ВОПРОСЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ МДОУ
1. Руководство дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с Уставом МДОУ и законодательством ДНР.
2. Заведующий МДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.
3. В МДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:
3.1. Имеется номенклатура дел.
3.2. Регистрируется входящая и исходящая документация.
3.3. Осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций и т.д.
3.4. Распределены обязанности между руководителями структурных подразделений.
3.5. Обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой.
3.6. Имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЮТ ВОПРОСЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ МДОУ
4. В МДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса:
4.1. Свидетельство Государственной регистрации изменений юридического лица.
4.2. Реестр статистических единиц.
4.3. Справка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей.
4.4. Разрешение на осуществление образовательной деятельности.
4.5. Устав МДОУ.
4.6. Правила внутреннего трудового распорядка МДОУ.
4.7. Коллективный договор МДОУ.
4.8. Договоры между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЮТ ВОПРОСЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ МДОУ
5. Документация ведется в соответствии с Правилами делопроизводства в органах исполнительной власти (Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 1-2 от 10.01.2015 г.) и инструктивно-методическим письмом МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 4013/21-21 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
6. В МДОУ соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
7. В МДОУ соблюдаются правила пожарной безопасности.
8. Общее санитарно-гигиеническое состояние МДОУ (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) соответствуют требованиям Госсанэпиднадзора.
Документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях
4 . Документы по личному составу :
1. Организационные документы :
- Устав
- Штатное расписание
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Договор
- Должностная инструкции
- Кадровые приказы
- Циклограмма кадровых приказов
- Книга приказов
- Личные дела
2. Стратегические документы :
5. Информационно справочные документы :
- Общеобразовательная программа МДОУ
- Программа развития
- Годовой план
- Справка
- Письмо
- Письмо-ответ
- Телефонограмма
- Докладная записка
- Служебная записка
- Объяснительная записка
- Представление
- Заявление
- Акт
- Протокол
- Выписка из протокола
3. Распорядительные документы :
6. Стандартизирующие документы:
- Номенклатура
- Приказы по основной деятельности
- Циклограмма приказов по основной деятельности
- Распоряжения
- Решения
Положение
Инструкция
I. Организационная документация – документы, регламентирующие структуру, задачи и функции учреждения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителя и работников (устав, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции и проч.)
УСТАВ МДОУ - является основным организационным документом. Это свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Устав является организационно-правовым документом, в котором закреплена структура, функции, права и обязанности МДОУ, вытекающие из Закона ДНР «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные учреждению учредителем, а также иные необходимые вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности дошкольного учреждения.
Содержательная часть Устава заключает в себе следующие основные разделы:
- общие положения;
- цели и предмет деятельности;
- организация образовательного процесса;
- участники образовательного процесса;
- управление учреждением;
- финансовая и хозяйственная деятельность;
- регламентация деятельности;
- реорганизация и ликвидация.
В соответствии с Уставом учреждения разрабатывается его структура и штатная численность.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ –
документ, закрепляющий должностной и численный состав дошкольного учреждения МДОУ с указанием фонда заработной платы. Указываются перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы («О типовых штатных нормативах дошкольных образовательных учреждений» 26.05.2016 №694/02.12).
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА -
один из важнейших документов, регламентирующих жизнь МДОУ, который сочетается с положениями Устава дошкольного учреждения. Организация работы учреждения, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, внутренний режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка .
Структура документа:
- - общие положения;
- - основные обязанности работников;
- - рабочее время и его использование;
- - поощрения за успехи в работе;
- - взыскания за нарушения трудовой дисциплины;
- - внутриобъектный режим;
- - организация работы.
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются родительским договором , включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними.
ДОГОВОР между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
состоит из следующих разделов:
- 1. Предмет Договора
- 2. Права и обязанности Сторон:
- Стороны обязуются на основе добровольности и сотрудничества действовать совместно для осуществления….
- Учреждение обязуется….
- Родитель (родители) обязуется…
- Учреждение имеет право….
- Родители имеют право….
- 3. Родительская оплата (согласно действующего законодательства)
- 4. Ответственность Сторон
- 5. Дополнительные условия.
- 6. Реквизиты и подписи Сторон.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ –
это внутренний организационно-распорядительный документ, регламентирующий полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на занимаемой должности в определенной организации.
Должностные инструкции разрабатываются руководителем или его заместителями для своих подчиненных и согласовываются с юристами (юридическим отделом). Должностная инструкция составляется в трех экземплярах на каждого работника: один экземпляр хранится в отделе кадров (при его наличии), второй - у руководителя отдела (подразделения), третий - у работника.
Исходными данными для разработки должностных инструкций являются: - сфера деятельности, его организационная и функциональная структура; - положения о структурных подразделениях ; - трудовое законодательство; - единый классификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и других служащих ; - и др.
II. Стратегические документы
– это документы, определяющие стратегический и тактический план развития МДОУ: общеобразовательная программа ДОУ; бюджетная смета.
ТИПОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » под редакцией Арутюнян Л.Н., Сипачевой Е.В., Губановой Н.В., Бридько Г.Ф., Котовой Л.Н., Невольник Н.И., Голяевой Т.В., Горбачевой Л.В., Липановой Е.И. Рекомендовано Министерством образования и науки ДНР, приказ от 18 августа 2015 года №409.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МДОУ -
- это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая исходное состояние дошкольного образовательного учреждения, образ желаемого будущего и структуру действий по преобразованию ( Приказ № 889 от 15.12.2015 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Временных лицензионных требований к условиям осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования» ).
ГОДОВОЙ ПЛАН работы дошкольного учреждения –
это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.
III. Распорядительная документация
– документы, издающиеся руководителем, содержащие информацию к обязательному исполнению (приказы по основной деятельности, распоряжения, указания, решения и проч.);
– документы, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности МДОУ.
НОМЕНКЛАТУРА – это систематизированный перечень определенных наименований дел, которые были заведены в делопроизводстве организации, с обязательным указанием сроков их сохранности.
ПРИКАЗ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это нормативный акт учреждения, создающийся для решения конкретных оперативных и рабочих вопросов. Эти приказы касаются работников, но не затрагивают лично каждого.
РАСПОРЯЖЕНИЕ — это документ оперативного порядка, и действует оно до момента исполнения решения, которое легло в основу документа. Примером может служить распоряжение о создании рабочей группы, которая действует до решения порученного ей вопроса.
РЕШЕНИЕ — это распорядительный документ, издаваемый органами, действующими на основе коллегиальных принципов управления (муниципальные органы управления, ученые и методические советы, советы директоров, правления кооперативов, общие собрания акционеров и др.).
IV. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КАДРАМ
- совокупность документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности сотрудников (личному составу, персоналу).
К таким документам относятся:
- трудовые контракты (договоры), заключенные предприятием с работником;
- приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе сотрудника);
- трудовые книжки;
- личные карточки формы Т-2;
- личные дела;
- лицевые счета по заработной плате.
КАДРОВЫЙ ПРИКАЗ
- это нормативный документ, затрагивающий права и интересы работников.
- издается как решения организационно-распорядительного или нормативного правового характера.
КНИГА ПРИКАЗОВ - один из самых важных видов номенклатурной документации. Это практически единственный документ, по которому, в случае необходимости, можно восстановить стаж работы сотрудника.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
– это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности: информацию о приеме, перемещении и увольнении работника, возрасте, образовании, трудовом стаже, семейном положении, размере заработной платы и др. Цель формирования личного дела – сосредоточение и хранение всей информации о работнике в одном месте.
V. Информационно-справочная документация ( Операционные документы ) содержит информацию о фактическом положении дел в учреждениях и служит основанием для принятия распорядительных документов. (справки, докладные, служебные и объяснительные записки, акты, письма, протоколы, телеграммы и телефонограммы).
Операционные документы – это документы, которые служат для упорядочивания операционной деятельности МДОУ (служебные записки; протоколы; отчеты; письма и т.д.).
СПРАВКА - документ, подтверждающий какие-либо факты, события. Справки составляются для описания и подтверждения фактов или событий в деятельности организации.
ПИСЬМО - обобщенное название различных по содержанию документов, служащих для связи и передачи информации между адресатами.
Функции письма:
-средство коммуникации,
-ретрансляции информации,
-уведомлений о чем-либо.
Виды служебных писем: письмо-просьба, письмо-претензия, письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-отказ, письмо-напоминание, сопроводительное письмо, информационное письмо.
ПИСЬМО–ОТВЕТ - документ, являющийся реакцией и обусловленный содержанием инициативного документа.
Ответа требуют: письма-запросы, просьбы, обращения, требования, предложения, претензии.
ТЕЛЕФОНОГРАММА – официальное сообщение, переданное по телефону. Этот вид информационно справочного документа используется для передачи срочных распоряжений, извещений в пределах телефонной связи.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА - это документ, адресованный руководству и излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя. Обычно докладная записка информирует руководство об имевших место событиях, фактах, сложившейся ситуации, выполненной работе, требующих принятия решения.
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА - это документ, содержащий информацию о выполнении какой-либо работы, направляемый должностным лицом другому должностному лицу. Она составляется работником или руководителем структурного подразделения на имя руководителя или специалиста другого структурного подразделения.
Близка к докладной записке по своему назначению служебная записка, но в отличие от нее имеет внутренний, служебный характер.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта), а также сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения .
ЗАЯВЛЕНИЕ - это документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу. Заявление адресуется конкретному должностному лицу (руководителю организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения).
АКТ - это документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.
Все акты можно разделить на три подгруппы: по производственным, хозяйственно-финансовым вопросам и вопросам, связанным с документированием трудовых отношений.
ПРОТОКОЛ - фиксируется информация о ходе проведения заседаний, принятия в учреждении решений комиссиями, совещательными органами, собраниями и тому подобное.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА - точная копия части текста подлинного протокола, относящегося к соответствующему вопросу повестки дня. Выписка воспроизводит все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение данного вопроса и принятое решение.
Стандартизирующие документы – документ, описывающий процессы, связанные с основной деятельностью МДОУ.
Существуют следующие виды стандартизирующих документов:
ПОЛОЖЕНИЕ -
это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы МДОУ в целом.
Правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала регламентируется должностными инструкциями, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.
ИНСТРУКЦИЯ -
это нормативный документ, с пошаговым описанием определенного небольшого процесса, действия.
Правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала регламентируется должностными инструкциями, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.
Наилучший руководитель – тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют. Теодор Рузвельт