СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании" РЯиЛ 2012-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании" РЯиЛ 2012-3»


E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук

Урок 63. Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании (§ 38)

Цели урока: дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, её особенностях и функциях; ознакомить с основ­ными способами введения цитат, в том чис­ле стихотворных, в текст, с пунктуационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препинания при цитировании.

Основные этапы урока

I. Проверка домашнего задания.

Зачитываются преобразованные учащимися предложения. Вариант выполнения задания может быть таким.

I. Мальчик, выкручиваясь возле отца и с деланной застенчивостью поправляя пояс, просил, чтобы, тот дал ему пять копеек. 2. Отец сказал, что они ещё повоюют, и погладил сына по голове. 3. Вспомнив мадам Васютинскую, её страшные глаза, бегающие, как у сумасшедшей, Петя спросил, будет ли революция. 4. Моя сестра вспоминала, что тогда, по-видимому, заблудилась в лесу. 5. Биденко спросил у Серко, где пастушок, где он его потерял. 6. Задрожавшим, как сильно натяну-
тая струна, голосом, немка спросила, кто это рисовал.

При этом отмечаем, что оригинальные тек­сты из произведений В. Катаева, в которых ис­пользуется прямая речь, более эмоциональны и выразительны.


II. Наблюдение над языковым материалом (распечатка на каждую парту).

Учащиеся знакомятся с приведённым ниже текстом и готовятся выполнить задания и от­ветить на вопросы.

1. Прочитайте отрывок из книги известного языковеда К. С. Горбачевича «Нормы совре­менного русского литературного языка».

Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб — родной язык!

В. Брюсов

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетво­рённого её состоянием. Но в последнее время ин­терес к родному языку стал носить отнюдь не отвлечённый характер. Споры о языке, дебаты и прения о его красоте и богатстве, о порче и обеднении нашей речи происходят сейчас, как заметил Корней Чуковский, «в обстановке рас­калённых страстей». Всё более укрепляется в сознании современников то, что речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интел­лигентности. «Языковая малограмотность, — го­ворил М. Горький, — всегда является признаком низкой культуры ».

Каждый языковед готов подписаться под бес­смертными словами И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ».

  1. Определите стиль речи. (Допускаются варианты в определении стиля речи: в тексте присутствуют черты, характерные как для научно-популярного, так и для публицистичес­кого стиля речи.)

  2. Сформулируйте тему и основную мысль текста. (Тема текста — культура русской речи. Основная мысль: речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.)

  3. Объясните значение слов дебаты, пре­ния, лакмусовая бумажка; при необходимо­сти обратитесь к толковому словарю. (Деба­ты обсуждение вопроса; прения обсужде­ние, публичный спор по каким-либо вопросам; лакмусовая бумага (хим.) — пропитанная лакмусом и меняющая свой цвет под воздей­ствием кислот и щелочей, здесь сочетание употреблено в переносном значении — способ безошибочной проверки чего-либо.)

5. Объясните выделенные написания.

  1. Как связаны в словообразовательном пла­не выделенные слова? (Время —» Современный — современник.)

  2. Найдите в тексте цитаты — дословные выдержки из чьих-либо высказываний.

  3. Установите соответствие: а) цитата-эпиграф; б) цитата в виде прямой речи; в) ци­тата как часть предложения.

  4. Охарактеризуйте знаки препинания при цитатах.


III. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 222—224.


IV. Беседа по вопросам.

  1. Что такое цитата?

  2. Какова основная сфера использования цитат?

  3. Какие знаки препинания ставятся, если цитата оформляется как прямая речь?

  4. Как оформляется цитата, если она пред­ставляет собой часть предложения?

  5. Что необходимо помнить, если цитата приводится не полностью?

  6. Как ставятся знаки препинания, если ссылка на автора даётся в скобках?

  7. Каковы особенности цитирования стихо­творного текста?

  8. Как правильно оформить эпиграф к со­чинению?

  9. Для чего используются цитаты в сочине­ниях и научных исследованиях?


V. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнения 321 (групповая работа в виде соревнования).

После обсуждения результаты работы групп зачитываются. Побеждает команда, которая правильно оформила цитаты в виде прямой речи и дала наиболее точную и полную инфор­мацию об источнике цитирования.

  1. «Ты сер, а я, приятель, сед», — обра­щается к незадачливому волку ловчий, герой басни Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне».

  2. Литературный критик Виссарион Гри­горьевич Белинский писал в девятой статье о сочинениях Александра Сергеевича Пушки­на: «Роман "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни».

  3. «Я жить хочу, чтоб мыслить и стра­дать», — говорит лирический герой стихо­творения Александра Сергеевича Пушкина «Элегия».

Обращаем внимание учащихся на второе предложение, где используются разные типы кавычек (внешние кавычки — так называемые ёлочки, внутренние кавычки — лапки). Пред­ложение целесообразно записать на доске.

2. Выполнение упражнения 322 (продолже­ние групповой работы в виде соревнования). Побеждает команда, которая приведёт наиболь­шее количество синонимичных конструкций для передачи чужой речи и правильно оформит их на письме.

  1. В. Сухомлинский писал: «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли», — писал В. Сухомлинский. «Чте­ние, — писал В. Сухомлинский, — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».

  2. В. Сухомлинский писал, что «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли).

  3. По словам В. Сухомлинского, «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». Как писал В. Сухомлин­ский, «чтение — это труд, творчество, само­воспитание твоих духовных сил, воли».

  4. В. Сухомлинский писал о чтении как о труде, творчестве, самовоспитании духовных сил, воли.

  5. «Чтение — это труд, творчество, са­мовоспитание твоих духовных сил, воли» (В. Сухомлинский).

6) Чтение — это труд, творчество, само-
воспитание твоих духовных сил, воли. В. Сухомлинский

VI. Домашнее задание: упражнение 320 (на поощрительную отметку — мини-сочинение на одну из названных в упражнении тем).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя