E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 63. Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании (§ 38)
Цели урока: дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, её особенностях и функциях; ознакомить с основными способами введения цитат, в том числе стихотворных, в текст, с пунктуационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препинания при цитировании.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Зачитываются преобразованные учащимися предложения. Вариант выполнения задания может быть таким.
I. Мальчик, выкручиваясь возле отца и с деланной застенчивостью поправляя пояс, просил, чтобы, тот дал ему пять копеек. 2. Отец сказал, что они ещё повоюют, и погладил сына по голове. 3. Вспомнив мадам Васютинскую, её страшные глаза, бегающие, как у сумасшедшей, Петя спросил, будет ли революция. 4. Моя сестра вспоминала, что тогда, по-видимому, заблудилась в лесу. 5. Биденко спросил у Серко, где пастушок, где он его потерял. 6. Задрожавшим, как сильно натяну-
тая струна, голосом, немка спросила, кто это рисовал.
При этом отмечаем, что оригинальные тексты из произведений В. Катаева, в которых используется прямая речь, более эмоциональны и выразительны.
II. Наблюдение над языковым материалом (распечатка на каждую парту).
Учащиеся знакомятся с приведённым ниже текстом и готовятся выполнить задания и ответить на вопросы.
1. Прочитайте отрывок из книги известного языковеда К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка».
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб — родной язык!
В. Брюсов
Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. Но в последнее время интерес к родному языку стал носить отнюдь не отвлечённый характер. Споры о языке, дебаты и прения о его красоте и богатстве, о порче и обеднении нашей речи происходят сейчас, как заметил Корней Чуковский, «в обстановке раскалённых страстей». Всё более укрепляется в сознании современников то, что речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. «Языковая малограмотность, — говорил М. Горький, — всегда является признаком низкой культуры ».
Каждый языковед готов подписаться под бессмертными словами И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ».
-
Определите стиль речи. (Допускаются варианты в определении стиля речи: в тексте присутствуют черты, характерные как для научно-популярного, так и для публицистического стиля речи.)
-
Сформулируйте тему и основную мысль текста. (Тема текста — культура русской речи. Основная мысль: речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.)
-
Объясните значение слов дебаты, прения, лакмусовая бумажка; при необходимости обратитесь к толковому словарю. (Дебаты — обсуждение вопроса; прения — обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам; лакмусовая бумага (хим.) — пропитанная лакмусом и меняющая свой цвет под воздействием кислот и щелочей, здесь сочетание употреблено в переносном значении — способ безошибочной проверки чего-либо.)
5. Объясните выделенные написания.
-
Как связаны в словообразовательном плане выделенные слова? (Время —» Современный — современник.)
-
Найдите в тексте цитаты — дословные выдержки из чьих-либо высказываний.
-
Установите соответствие: а) цитата-эпиграф; б) цитата в виде прямой речи; в) цитата как часть предложения.
-
Охарактеризуйте знаки препинания при цитатах.
III. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 222—224.
IV. Беседа по вопросам.
-
Что такое цитата?
-
Какова основная сфера использования цитат?
-
Какие знаки препинания ставятся, если цитата оформляется как прямая речь?
-
Как оформляется цитата, если она представляет собой часть предложения?
-
Что необходимо помнить, если цитата приводится не полностью?
-
Как ставятся знаки препинания, если ссылка на автора даётся в скобках?
-
Каковы особенности цитирования стихотворного текста?
-
Как правильно оформить эпиграф к сочинению?
-
Для чего используются цитаты в сочинениях и научных исследованиях?
V. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнения 321 (групповая работа в виде соревнования).
После обсуждения результаты работы групп зачитываются. Побеждает команда, которая правильно оформила цитаты в виде прямой речи и дала наиболее точную и полную информацию об источнике цитирования.
-
«Ты сер, а я, приятель, сед», — обращается к незадачливому волку ловчий, герой басни Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне».
-
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в девятой статье о сочинениях Александра Сергеевича Пушкина: «Роман "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни».
-
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — говорит лирический герой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Элегия».
Обращаем внимание учащихся на второе предложение, где используются разные типы кавычек (внешние кавычки — так называемые ёлочки, внутренние кавычки — лапки). Предложение целесообразно записать на доске.
2. Выполнение упражнения 322 (продолжение групповой работы в виде соревнования). Побеждает команда, которая приведёт наибольшее количество синонимичных конструкций для передачи чужой речи и правильно оформит их на письме.
-
В. Сухомлинский писал: «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли», — писал В. Сухомлинский. «Чтение, — писал В. Сухомлинский, — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».
-
В. Сухомлинский писал, что «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли).
-
По словам В. Сухомлинского, «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». Как писал В. Сухомлинский, «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».
-
В. Сухомлинский писал о чтении как о труде, творчестве, самовоспитании духовных сил, воли.
-
«Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли» (В. Сухомлинский).
6) Чтение — это труд, творчество, само-
воспитание твоих духовных сил, воли. В. Сухомлинский
VI. Домашнее задание: упражнение 320 (на поощрительную отметку — мини-сочинение на одну из названных в упражнении тем).