Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования
(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)
Урок 47. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 30)
Цели урока: ознакомить с основными правилами постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных предложениях; формировать умение определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать бессоюзные предложения; совершенствовать умение разграничивать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; продемонстрировать роль бессоюзных предложений с перечислительными отношениями в тексте описании, учить уместно использовать такие предложения в речи.
Основные этапы урока
-
Проверка домашнего задания.
По цепочке комментируются орфограммы зачитываются бессоюзные предложения. Чтобы перекинуть мостик к теме урока, задаём вопрос: какие отношения складываются между частями выписанных БСП? (Во всех предложениях перечислительные отношения.) Какие знаки препинания ставятся в БСП с перечислительными отношениями?
-
Наблюдение над языковым материалом (упр. 257).
Выразительно, с соблюдением перечислительной интонации читаются примеры, определяется значение предложений (значение одновременности — предложения 1—2, значение следования — предложения 3—4). На основании анализа примеров делается вывод о том, в каких случаях между частями БСП с перечислительными отношениями ставится точка с запятой.
-
Самостоятельное ознакомление с материалом параграфа (с. 173).
-
Закрепление материала.
Поскольку правило постановки запятой и
точки с запятой в бессоюзных предложениях не вызывает особых трудностей, работу над формированием пунктуационных умений и навыков целесообразно совмещать с работой по развитию связной речи учащихся и по усвоению речеведческих и текстовых понятий.
-
Анализ текстов в группах (1-я группа — текст 1 из упр. 258, 2-я группа — текст 2 из упр. 258, 3-я группа — текст 1 из упр. 259,
-
я группа — текст 2 из упр. 259).
Главная задача групп — доказать принадлежность текста к тому или иному типу речи. Основу текстов составляют бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями: со значением одновременности в описаниях и со значением следования в повествовании. Одним из аргументов в доказательстве может служить использование в тексте глаголов совершенного и несовершенного вида. Известно, что глаголы прошедшего времени несовершенного вида формируют описание (изображаемое можно представить одним кадром: царил полумрак, теплилась лампадка, белела постель; дул ветер, летела пыль, вывески раскачивались). Употребление глаголов совершенного вида, чередование глаголов несовершенного и совершенного вида придают тексту динамичность, формируют повествование (для изображения понадобится лента кадров: растает снег, умчатся воды, зазеленеет земля; стекло разлеталось, мука вертелась, поднялся вихрь миндаля). Реализуя принцип опережающего обучения, можно сообщить девятиклассникам, что намеренный пропуск союзов в предложении с целью придать ему стремительность, динамичность называется бессоюзием (асиндетоном). С ним ребята подробнее ознакомятся в курсе русского языка XI класса.
Дополнительное задание группам 1—3: перестроить предложения таким образом, чтобы между частями БСП ставилась точка с запятой.
-
Работа в группах продолжается на материале упражнения 262. Актуализируем знания учащихся о таких признаках текста, как тематическое единство, связность и развёрнутость (при необходимости можно обратиться к сведениям на с. 15 учебника). Учащиеся изучают образец, анализируют фрагменты текста и по подтемам восстанавливают тему текста. В приведённых фрагментах реализуется такой способ смысловой связи, как связь через известное в первом предложении. Это начальное предложение и пытаются реконструировать девятиклассники. Фрагмент записывается с соблюдением правописных норм. Ниже представлены возможные варианты формулировок.
-
Тема — описание (портрет) героя — раскрывается через подтемы рост, телосложение, походка, жесты.
Вот вам портрет моего героя.
В его наружности было много примечательного.
С первого взгляда незнакомец мне не понравился.
Теперь, когда он снял шинель, закиданную снегом, и взошёл в свой кабинет, мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность — к несчастию, вовсе не привлекательную (начало фрагмента из текста-источника — романа М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская»; портрет Печорина).
-
Тема — описание природы (пейзаж) — раскрывается через подтемы деревья, птицы.
Стояла глубокая тишина.
Всё в природе замолчало.
Всё вокруг как будто уснуло.
После дождя наступило затишье.
-
Тема — состояние природы во время грозы — развёртывается через подтемы река, волны, гром, молния.
Началась гроза.
Путникам не позавидуешь.
Стихия не унималась.
-
Для раскрытия темы — описание местности — используются подтемы колодец, акации, каштан.
Здесь мне всё было знакомо.
С тех пор ничего не изменилось.
В этом дворе была своя прелесть.
Наш двор сильно отличался от соседних.
-
Разграничение сложных предложений и простых предложений с однородными членами, обобщение сведений о постановке точки с запятой между частями бессоюзного предложения и между однородными членами (упр. 263).
Упражнение выполняется устно: комментируется постановка точки с запятой. На доске и з тетрадях целесообразно построить схемы предложений.
!)[];[];[].
2) [];[];[]; [ ].
-
[ ]; [..., О и О, =]; [ ].
-
[О, О, О; О; О, I I; О - ©].
-
[© и © О, О; ©, © и, | 1, ©].
Словарная работа: слова ворота (восточно-
славянское, с полногласным сочетанием -оро-) и врата (старославянское, с неполногласным сочетанием -ра-) в современном русском языке различаются по значению (ворота кроме значения ‘широкие створы’ имеет значение (в спортивных играх) ‘заграждение с сеткой, куда вбрасывается мяч’; показательно, что слово вратарь образовано от неполногласного сочетания), стилистически (ворота — стилистически нейтральное, врата — возвышенное, книжное) и по употреблению. В словарях слово врата имеет помету устаревшее. Дополнительно можно провести лингвистическое соревнование между группами: кто приведёт больше а) примеров слов (с полногласными / неполногласными сочетаниями), значения которых разошлись в современном русском языке: сторона — страна, горожанин — гражданин, порох — прах и под.; б) примеров слов (с полногласными / неполногласными сочетаниями), которые различаются стилистически: полон — плен, золото — злато, берег — брег, холод — хлад, голос — глас, череда — чреда и под. Можно подкрепить примеры цитатами из изученных художественных произведений или фразеологизмами («Там царь Кощей над златом чахнет», «Там тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных», «Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой» — из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; «Дохнул осенний хлад — дорога промерзает» — из стихотворения А. С. Пушкина «Осень»; глас вопиющего в пустыне — фразеологизм библейского происхождения и др.).
-
Домашнее задание: упражнение 260 или 261 (по выбору учащихся).