СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении" РЯиЛ 2012-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении" РЯиЛ 2012-1»


Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования

(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)

Урок 47. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 30)

Цели урока: ознакомить с основными пра­вилами постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных предложениях; формировать уме­ние определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать бессоюзные предложения; совершенствовать умение раз­граничивать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; продемонстрировать роль бессоюзных предложений с перечислительными отношениями в тексте описании, учить уместно использовать такие предложения в речи.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

По цепочке комментируются орфограммы зачитываются бессоюзные предложения. Чтобы перекинуть мостик к теме урока, задаём во­прос: какие отношения складываются между частями выписанных БСП? (Во всех предло­жениях перечислительные отношения.) Какие знаки препинания ставятся в БСП с перечисли­тельными отношениями?

  1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 257).

Выразительно, с соблюдением перечислитель­ной интонации читаются примеры, определяется значение предложений (значение одновремен­ности — предложения 1—2, значение следова­ния — предложения 3—4). На основании ана­лиза примеров делается вывод о том, в каких случаях между частями БСП с перечислитель­ными отношениями ставится точка с запятой.

  1. Самостоятельное ознакомление с мате­риалом параграфа (с. 173).

  2. Закрепление материала.

Поскольку правило постановки запятой и

точки с запятой в бессоюзных предложениях не вызывает особых трудностей, работу над формированием пунктуационных умений и на­выков целесообразно совмещать с работой по развитию связной речи учащихся и по усвое­нию речеведческих и текстовых понятий.

  1. Анализ текстов в группах (1-я группа — текст 1 из упр. 258, 2-я группа — текст 2 из упр. 258, 3-я группа — текст 1 из упр. 259,

  1. я группа — текст 2 из упр. 259).

Главная задача групп — доказать принад­лежность текста к тому или иному типу речи. Основу текстов составляют бессоюзные слож­ные предложения с перечислительными от­ношениями: со значением одновременности в описаниях и со значением следования в повест­вовании. Одним из аргументов в доказатель­стве может служить использование в тексте глаголов совершенного и несовершенного вида. Известно, что глаголы прошедшего времени несовершенного вида формируют описание (изображаемое можно представить одним ка­дром: царил полумрак, теплилась лампадка, белела постель; дул ветер, летела пыль, вы­вески раскачивались). Употребление глаголов совершенного вида, чередование глаголов несо­вершенного и совершенного вида придают тек­сту динамичность, формируют повествование (для изображения понадобится лента кадров: растает снег, умчатся воды, зазеленеет зем­ля; стекло разлеталось, мука вертелась, под­нялся вихрь миндаля). Реализуя принцип опе­режающего обучения, можно сообщить девяти­классникам, что намеренный пропуск союзов в предложении с целью придать ему стремитель­ность, динамичность называется бессоюзием (асиндетоном). С ним ребята подробнее ознако­мятся в курсе русского языка XI класса.

Дополнительное задание группам 1—3: пе­рестроить предложения таким образом, чтобы между частями БСП ставилась точка с запятой.

  1. Работа в группах продолжается на мате­риале упражнения 262. Актуализируем знания учащихся о таких признаках текста, как тема­тическое единство, связность и развёрнутость (при необходимости можно обратиться к све­дениям на с. 15 учебника). Учащиеся изучают образец, анализируют фрагменты текста и по подтемам восстанавливают тему текста. В при­ведённых фрагментах реализуется такой способ смысловой связи, как связь через известное в первом предложении. Это начальное предложе­ние и пытаются реконструировать девятикласс­ники. Фрагмент записывается с соблюдением правописных норм. Ниже представлены воз­можные варианты формулировок.

  1. Тема — описание (портрет) героя — рас­крывается через подтемы рост, телосложение, походка, жесты.

Вот вам портрет моего героя.

В его наружности было много примечатель­ного.

С первого взгляда незнакомец мне не по­нравился.

Теперь, когда он снял шинель, закиданную снегом, и взошёл в свой кабинет, мы свободно можем пойти за ним и описать его наруж­ностьк несчастию, вовсе не привлекатель­ную (начало фрагмента из текста-источника — романа М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская»; портрет Печорина).

  1. Тема — описание природы (пейзаж) — раскрывается через подтемы деревья, птицы.

Стояла глубокая тишина.

Всё в природе замолчало.

Всё вокруг как будто уснуло.

После дождя наступило затишье.

  1. Тема — состояние природы во время гро­зы — развёртывается через подтемы река, вол­ны, гром, молния.

Началась гроза.

Путникам не позавидуешь.

Стихия не унималась.

  1. Для раскрытия темы — описание местно­сти — используются подтемы колодец, акации, каштан.

Здесь мне всё было знакомо.

С тех пор ничего не изменилось.

В этом дворе была своя прелесть.

Наш двор сильно отличался от соседних.

  1. Разграничение сложных предложе­ний и простых предложений с однородными членами, обобщение сведений о постановке точки с запятой между частями бессоюзного предложения и между однородными членами (упр. 263).

Упражнение выполняется устно: коммен­тируется постановка точки с запятой. На доске и з тетрадях целесообразно построить схемы предложений.

!)[];[];[].

2) [];[];[]; [ ].

  1. [ ]; [..., О и О, =]; [ ].

  2. [О, О, О; О; О, I I; О - ©].

  3. [© и © О, О; ©, © и, | 1, ©].

Словарная работа: слова ворота (восточно-

славянское, с полногласным сочетанием -оро-) и врата (старославянское, с неполногласным сочетанием -ра-) в современном русском язы­ке различаются по значению (ворота кроме значения ‘широкие створы’ имеет значение (в спортивных играх) ‘заграждение с сеткой, куда вбрасывается мяч’; показательно, что слово вратарь образовано от неполногласно­го сочетания), стилистически (ворота — сти­листически нейтральное, врата — возвышен­ное, книжное) и по употреблению. В словарях слово врата имеет помету устаревшее. До­полнительно можно провести лингвистическое соревнование между группами: кто приведёт больше а) примеров слов (с полногласными / неполногласными сочетаниями), значения ко­торых разошлись в современном русском язы­ке: сторонастрана, горожанингражда­нин, порохпрах и под.; б) примеров слов (с полногласными / неполногласными сочета­ниями), которые различаются стилистически: полонплен, золотозлато, берегбрег, холодхлад, голосглас, чередачреда и под. Можно подкрепить примеры цитатами из изученных художественных произведений или фразеологизмами («Там царь Кощей над златом чахнет», «Там тридцать витязей пре­красных чредой из вод выходят ясных», «Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой» — из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; «Дохнул осенний хлад — дорога промерзает» — из стихотворения А. С. Пуш­кина «Осень»; глас вопиющего в пустыне — фразеологизм библейского происхождения и др.).

  1. Домашнее задание: упражнение 260 или 261 (по выбору учащихся).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя