СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долг и совесть. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс. ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Долг и совесть" по обществознанию предназначен для учителей, учащихся, родителей, осваивающих обществознание по УМК Л.Н. Боголюбова на основе ФГОС-2.

Просмотр содержимого документа
«Долг и совесть. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс. ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 10 Долг и совесть Д.З.: § 8, ?? (с.70), задания (с.70-71), «Вспомним» к §9 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 10

Долг и совесть

Д.З.: § 8, ?? (с.70), задания (с.70-71), «Вспомним» к §9

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Способствовать углублению знаний учащихся об основных нравственных категориях — мораль, долг, совесть. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, восприятие учебного текста; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задачи урока:

  • Способствовать углублению знаний учащихся об основных нравственных категориях — мораль, долг, совесть.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, восприятие учебного текста; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Знать и уметь (УУД) Объяснять  основные нравственные категории. Осуществлять  рефлексию своих нравственных ценностей Использовать  элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния нравственных ценностей на развитие общества и человека. Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Знать и уметь (УУД)

  • Объяснять основные нравственные категории.
  • Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния нравственных ценностей на развитие общества и человека.
  • Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Понятия, термины ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость

Понятия, термины

  • ценности; моральный выбор; совесть; долг; мораль; счастье; общественный долг; законы; справедливость
  • ценности;
  • моральный выбор;
  • совесть;
  • долг;
  • мораль;
  • счастье;
  • общественный долг;
  • законы;
  • справедливость

Проверка знаний 1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? 3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью? 4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему? 5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»? 7. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Проверка знаний

1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

6. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

7. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Изучение нового материала Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека

Изучение нового материала

  • Объективные обязанности и моральная ответственность.
  • Долг общественный и долг моральный.
  • Совесть — внутренний самоконтроль человека
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть  совесть?  ПОДУМАЕМ. Что наша жизнь: долг, долг, долг? В чём тайна  совести?

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

  • ПОДУМАЕМ. Что наша жизнь: долг, долг, долг? В чём тайна совести?
Актуализация проблемы Для чего человек приходит в этот мир? Что он должен в нём сделать? В чём смысл жизни? Смысл жизни  – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Актуализация проблемы

  • Для чего человек приходит в этот мир?
  • Что он должен в нём сделать?
  • В чём смысл жизни?
  • Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
С какими высказываниями вы согласны? Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь. Ваше собственное понимание счастья. Какие ключевые термины характеризуют эти чувство? Анализ  высказываний  о долге  и совести  Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
  • С какими высказываниями вы согласны?
  • Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.
  • Ваше собственное понимание счастья. Какие ключевые термины характеризуют эти чувство?

Анализ высказываний о долге и совести

Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

«Дерево жизни» Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, нарисуйте дерево. Корень дерева  – момент вашего рождения, ствол – вся дальнейшая жизнь, ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные), вершина дерева  – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин. Знаешь ли ты своё древо жизни? Как бережёшь его составляющие, хранишь и развиваешь традиции, учишься у старших и помогаешь младшим?

«Дерево жизни»

  • Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, нарисуйте дерево.
  • Корень дерева – момент вашего рождения,
  • ствол – вся дальнейшая жизнь,
  • ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
  • вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

Знаешь ли ты своё древо жизни? Как бережёшь его составляющие, хранишь и развиваешь традиции, учишься у старших и помогаешь младшим?

Что такое долг

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими требованиями.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?

Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались?

  • Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143

3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте.

4. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие?

5. Чем вы объясняете многозначность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?

Что значит «поступать по совести»?

Э. Фромм (1900—1980)немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог

Вопросы и задания:

  • Нет более гордого заявления, чем сказать: « Я буду поступать по совести ». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.
  • Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в её поддержке.
  • Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115

1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»?

2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести?

3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает}

4. Какова основная идея приведенного фрагмента?

5. Чем объясняется разнообразие точек зрения на сущность совести?

6. Какая из приведенных позиций вам представляется наи­более убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами .

Совесть, сознание долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и на уровне глубоко личностного чувства.

Откуда берётся, как формируется нравственное сознание? Отчего его уровень у всех разный? Обсудим вместо вывода Как общество должно относится к таковым системам? Почему?
  • Откуда берётся, как формируется нравственное сознание?
  • Отчего его уровень у всех разный?
  • Обсудим вместо вывода

Как общество должно относится к таковым системам?

Почему?

Проверь себя 1. Что такое долг? 2. Что такое объективные обязанности? 3. Какие стороны предлагает наука различать в долге? 4. Что такое моральный долг? 5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга? 6. Что такое совесть?

Проверь себя

1. Что такое долг?

2. Что такое объективные обязанности?

3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

4. Что такое моральный долг?

5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

6. Что такое совесть?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя