СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный экологический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный экологический проект для детей средней группы. Изучение всех времён года.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный экологический проект»

Администрация Вознесенского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»











Экологический проект «Круглый год»









Выполнила: воспитатель

Прохорова С.В.















Вознесенское 2016 – 2017

Не перестану удивляться красоте,

Смотрю на мир влюблёнными глазами,

Волнует явь, подобно трепетной мечты,

Любуюсь лугом, речкой, небесами.

Люблю смотреть на чудо дивных облаков,

Красиво, если в небе бродят тучи,

Вмиг небеса очистить может от оков,

Чудесный ветер, свежий и могучий.

Смотрю на мир и насмотреться не могу,

Подобен он блистательному чуду,

Всю красоту в душе я сберегу,

Её любить и верить ей я буду.


Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: долгосрочный.

Возраст: 4 – 5 лет.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание пейзажей, чтение народных примет, чтение стихотворений о природе.

Материально – техническое оснащение: пейзажи с временами года (осень, зима, весна, лето); книги со стихотворениями, книга С.Я.Маршака «Времена года», панно «Времена года».

Автор идеи: воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» р.п.Вознесенское Нижегородской области Прохорова Светлана Владимировна.


Актуальность темы.

В 4 – 5 лет дошкольник проявляет активный интерес к окружающей его природе, погодным условиям, изменениям в природе. Возникающие в этом возрасте вопросы: почему, зачем, откуда, - порой ставят взрослых в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого.

Мир огромен, а ребёнок мал, опыт его ограничен. Поэтому важно знакомить ребёнка с природой постепенно: сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка сформировались правильные представления о ней.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой снежинки, буйством красок осени, свежей яркой зеленью весенней травы, капельками росы на листьях деревьев, буйством цветения летних цветов, величием гор, простором полей, то у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир, в дальнейшем научится заботиться о природе.


Цели:

- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

- развивать эстетическое восприятие природных явлений;

- формировать осознанное бережное отношение к природе;

- формировать начало экологической культуры.


Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.


Сущность проекта.

Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать детям представление о временах года, их характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети могут приобрести новые знания о сезонных изменениях, приметах через наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, художественное творчество, рассматривание иллюстраций и картин. Так, как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре дети в непринуждённой форме вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Родителям в помощь в родительском уголке предлагаются рекомендации, информация о временах года, игры, загадки, стихи, конкурсы по изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги.


Реализация проекта.

Вхождение в проблему.

Во время общения с детьми группы, выяснилось, что одни дети любят только зиму, другие только лето, многие дети не любят осень. Но при этом дети затруднились объяснить, почему они по – разному относятся к временам года. Однако всем детям нравится снег, кататься на санках, летом купаться, осенью гулять в лесу, а весной рассматривать первые цветы.

Для того, чтобы показать, что «у природы нет плохой погоды», был запланирован этот проект.


Результаты совместной продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

- тематические выставки совместных работ (дети и родители) по темам:

А) «Разноцветная осень»;

Б) «Зимние загадки»;

В) «Следы весны»;

Г) «Лето красное».

- изготовление книги рассказов детей о временах года;

- изготовление альбома с детскими рисунками с приметами времён года.



1 – ый этап – подготовительный:

- постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.


2 – ой этап – паутина проекта:

- время года;

- приметы времени года;

- совместная образовательная деятельность;

- формы образовательной деятельности;

- совместная деятельность работы;

- самостоятельная деятельность работы с родителями.


































Мини – проект «Осень»


- в огороде листик вишни на дорожку упадёт;

- отцветают цветы;

- увядает трава.


Тема: «Осень. Изменения в природе»

Программное содержание: ознакомление детей с последовательностью смены времён года, уточнение знаний о характерных особенностях осени, овладение действием замещения.

  1. Наблюдения: - за деревьями;

- за листьями (листопад, изменения цвета листьев, сравнение осенних листьев);

- за травой.

2. Беседы: - ранняя осень;

- осеннее небо (грустное, дождливое, хмурое …);

- осень, осень – осенина, мокропогодье.

3. Словесная игра: «Кто сумеет повторить?», «Расскажи без слов».

4. Художественная литература: чтение стихотворений об осени; загадывание загадок об осени, листьях, ветре, небе; заучивание наизусть стихотворения Новицкой «Тишина».

5. Коллективное рисование «Разноцветные листья».

6. Движения под музыку «Под ногами листья шелестят и летят, летят, летят».


Совместная работа с родителями:

  1. Рассматривание осенних листьев;

  2. Игры с листьями;

  3. Разрезные картинки «Собери листик»;

  4. Подвижные игры: «Перепрыгни через листик», «Мы осенние листочки»

  5. Самостоятельная художественная деятельность:

- рисование с натуры (листья с разных деревьев);

- рисование деревьев с осенней листвой, травой;

- аппликация «Осень»;

- экскурсия в осенний лес;


Консультация.

- учимся наблюдать за изменениями в природе;

- осень дождлива, но сыта;

- больше тёплых дней не жди;

- моросящий дождик пеленой затянет просень;

- птицы улетели в тёплые края.



Тема: «Приметы осени»


Программное содержание: на основе примет закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, использование действия замещения.


  1. Наблюдения: за небом, за дождём, за солнцем, за птицами.

  2. Беседы: о дожде, о лужах, о солнце.

  3. Художественная литература: загадывание загадок о солнце, о дожде, о ветре; чтение стихотворений (А.Кольцов, Н. Никитин, М.Сидорова «Зонтик»).

  4. Дидактические и словесные игры: «Какая сегодня погода?», «Когда это бывает?», «Скажи, какой, какая, какое, какие».

  5. Художественное творчество: рисование «Осень, осень, в гости просим».

  6. Составление рассказов в книгу сезонных примет на тему: «Разноцветная осень».

  7. Рассматривание картинок в книге С.Я.Маршака «Круглый год», рассматривание перелётных птиц.


Работа с родителями:

  1. Самостоятельная художественная деятельность детей: рисование по желанию картинок об осени.

  2. Подвижные игры: «Перепрыгни через лужу», «Солнышко и дождик».


Консультации:

«Давайте почитаем» (предложить родителям художественные произведения о приметах осени).


Выставка поделок на тему «Разноцветная осень»

















Мини – проект «Зима»


- буря мглою небо кроет;

- солнце светит, но не греет.


Тема: «Зима. Изменения в природе»


Программное содержание: развитие представлений о сезонных изменениях в природе зимой, овладение действием замещения, проживание.

  1. Наблюдения: за солнцем в течение дня с зарисовкой схемы, за небом, за облаками.

  2. Беседы: о солнце, о зиме, о небе.

  3. Рассматривание картин и иллюстраций в книгах (зимних пейзажей).

  4. Художественная литература: загадывание загадок, примет, чтение стихотворений (А.С.Пушкин «У матушки тучки за белой горой», «Вот ветер тучи нагоняет»), заучивание наизусть Н.Рубцов «Ворона».

  5. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Расскажи, что видишь», «Моё облако» (составление творческого мини- рассказа).

  6. Художественное творчество: рисование «Зимнее небо», аппликация «Буря мглою небо кроет».


Работа с родителями:

  1. Подвижная игра: «Солнышко и ветер».

  2. Семейные прогулки: рассматривание неба, солнца.

  3. Домашние зарисовки – отражение наблюдений в рисунке: снег кружится, летает, летает; Новый год – самый лучший праздник.


















Тема: «Что бывает зимой?»


Программное содержание: обобщение и систематизация знаний детей о зиме, овладение действием замещения.

  1. Наблюдения: за погодой, за снежинками, за снегопадом.

  2. Беседы: о зиме, о празднике Нового года, о зимних забавах.

  3. Рассматривание снежинок, новогодней ёлки, праздничного украшения посёлка.

  4. Художественная литература: загадки (о зиме, о снеге, о празднике, о морозе), чтение рассказов по теме, стихотворений по теме, сказок («Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк»), заучивание наизусть стихотворения В.Лунина «Зима».

  5. Художественное творчество: рисование, аппликация «Снежинка», «Зима», «Новогодняя ёлка», с использованием различных видов материала.

  6. Игры дидактические: «Подскажи, что мы делаем зимой?», «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?»; словесные: «Подскажи слово», «Скажи ласково».

  7. Составление рассказа – описания о новогодней ёлке по вопросам.

  8. Составление рассказов в книгу сезонных примет на тему «Зимние загадки».


Работа с родителями:

  1. Рассматривание снежинок, сугробов, украшений для ёлки.

  2. Поделки из снега (снеговик, снежная крепость).

  3. Зимние забавы: подвижные игры (метание снежков, катание на санках, прыжки через сугроб).

  4. Самостоятельная художественная деятельность: рисование по желанию на тему «Зима», рисование палочками на снегу, аппликация на тему «Новый год», лепка «Снеговик» из пластилина.

  5. Прогулки: в лес, по праздничному посёлку, на каток.


Выставка поделок на тему «Зимние загадки»













Мини – проект «Весна»


- журчат ручьи;

- звенит капель.


Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе».


Программное содержание: развитие представлений детей о сезонных изменениях весной, овладение действием замещения.

  1. Наблюдения: за погодой, за сосульками, за таянием снега, ручейками.

  2. Беседы: о весне, о том, как образуются сосульки, о том, почему тает снег.

  3. Рассматривание пейзажей с весной, сосулек на прогулке, весеннего снега.

  4. Художественная литература: чтение произведений о весне, весенних признаках, загадывание загадок по теме, чтение сказки «Заюшкина избушка», стихотворений русских поэтов (Есенина, Фета, Тютчева и др.) по теме.

  5. Художественное творчество: рисование и аппликация по теме, лепка «Сосульки» из пластилина.

  6. Игры дидактические: «Кто больше назовёт действий», «Зима или весна», «Перепрыгни через ручеёк», «Весёлый воробей»; словесные: «Скажи, как на улице», «Скажи, что делает».


Работа с родителями:

  1. Самостоятельная художественная деятельность по теме.

  2. Семейные прогулки и экскурсии в лес.

  3. Домашнее художественное творчество: солнце светит ярче, день равен ночи.

  4. Наблюдения за небом, солнцем.

  5. Беседы: о времени суток, о весне, о весеннем солнце.

  6. Рассматривание картин с временем суток, весенних пейзажей.

  7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Назови, какая весна».

  8. Самостоятельное наблюдение за погодой.

  9. Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Солнышко и дождик».











Тема: «Весна идёт, весна».

- травка зеленеет;

- яблони цветут;

- ласточка с весною в сени к нам летит.


Программное содержание: ознакомление детей с изменениями в природе весной, введение понятия «Первоцветы», овладение действием замещения.

  1. Наблюдения: за травой, за первыми цветами, за деревьями, за цветущими деревьями, за прилётом птиц.

  2. Беседы: о погоде, о деревьях, о первых цветах, о прилёте птиц.

  3. Художественная литература: чтение произведений о весне, стихотворений о весенних приметах, загадывание загадок по теме, заучивание наизусть стихотворение В.Пасналеева «Фиалка».

  4. Составление рассказов в книгу сезонных примет на тему «Следы весны».

  5. Художественное творчество: рисование «Весенние зарисовки», аппликация и лепка по теме.

  6. Дидактические игры: «Да или нет», «Бывает - не бывает».

  7. Словесные игры: «Скажи, какая», «Скажи, как на улице».


Работа с родителями:

  1. Рассматривание: весенней травы, почек на деревьях, первых цветов.

  2. Наблюдения: за деревьями, за птицами, за насекомыми, за травой, за цветами, за погодой.

  3. Самостоятельная художественная деятельность: рисование по теме, импровизация движений под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

  4. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», «Солнечные зайчики».

  5. Экскурсии и прогулки в лес с детьми.


Консультация.

«Учимся наблюдать в природе»


Выставка поделок на тему «Следы весны»












Мини – проект «Лето»


Лето – это солнца луч;

в воздухе тепло;

куда не взглянешь

всё кругом светло.


Тема: «Лето. Сезонные изменения в природе».


Программное содержание: ознакомление детей с сезонными изменениями в природе летом. Освоение действий замещения.

  1. Наблюдения: за солнцем, за погодой, за природой.

  2. Беседы: о солнце, о погоде, о лете.

  3. Рассматривание: погоды, солнца, неба.

  4. Художественная литература: загадывание и отгадывание загадок, чтение народных примет, доступных детям данного возраста, чтение стихотворений и рассказов о лете.

  5. Художественное творчество: рисование на тему «Яркое солнце», аппликация по теме, оригами из бумаги по теме.

  6. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Да или нет».


Работа с родителями.

  1. Рассматривание: погоды, солнца, неба.

  2. Самостоятельная художественная деятельность по теме.

  3. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Заря – зарница».

  4. Экскурсии в природу, в лес, на речку.

  5. Отражение своих прогулок в совместных рисунках.


















- тёплый дождик из – за туч;

- где – то гром ворчит порой;

- за рекою радуга стояла;


Тема: «Лето. Сезонные изменения в природе».


Программное содержание: ознакомление детей с сезонными изменениями в природе летом. Освоение действий замещения.

  1. Наблюдения: за дождём, за небом, за погодой, за радугой.

  2. Беседы: о дожде, о погоде, о грозе, о громе, о радуге.

  3. Художественная литература: чтение народных примет, загадок, стихотворений на тему.

  4. Дидактические игры: «Кто больше назовёт?», «Скажи, какая», «Кто может ворчать?», «Моё облако».

  5. Художественная деятельность: рисование (дождя, радуги, грозы), аппликация на тему из разных материалов.


Работа с родителями.

  1. Дидактические игры: «Назови цвета радуги», «Сложи картинку», «Что перепутал художник».

  2. Рассматривание: неба, радуги, картин с пейзажами известных художников, картинок в художественных детских книжках.

  3. Самостоятельная художественная деятельность на заданную тему.

  4. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», прыжки через лужи, «Радуга – дуга», «Кто быстрее спрячется под зонтик?».





















Яркие цветы необычной красоты


Тема: «Круглый год».


Программное содержание: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить умения детей по заместителям рассказывать о приметах каждого времени года.

  1. Наблюдения; за цветами.

  2. Рассматривание: цветов.

  3. Беседа о цветах.

  4. Дидактические игры: «Собери букет», «Найди цветок», Магазин «Цветы».

  5. Художественная деятельность: рисование, аппликация, лепка, оригами по теме.

  6. Составление рассказов в книгу сезонных примет «Лето красное».


Работа с родителями:

  1. Наблюдения за цветами.

  2. Рассматривание цветов на клумбе.

  3. Движения под музыку «Вальс цветов» П.Чайковского.

  4. Подвижные игры: «Цветок и пчёлы».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!