1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Здравствуйте ребята! Меня зовут Варвара Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок математики. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал. -Какое арифметическое действие позволяет разделить целый объект на равные части? -Молодцы! -Знания, этого материала вам помогут сегодня на уроке | -Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку -Действие деление | Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —формулировать ответ. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | -А теперь давайте выполним математический диктант в тетради -Давайте откроем тетради, и отступим от предыдущей работы 4 клеточки вниз, запишем число. Теперь отступаем 1 клетки вниз, запишем классная работа. Отступим 2 клеточки снизу 2 клеточки слева, поставим точку, сверьтесь с доской. -Сейчас ваша задача записать результаты математического диктанта в строчку, через клетку 1. Сколько раз по 5 содержится в 25? 2. 24 разделить на 3 3. Делитель 45 делитель 9, запишите частное 4. Во сколько раз 4 меньше 16? 5. Чему равно частное чисел 63 и 9? 6. Задумали число, умножили его на 3, получили 27, какое число получили? -А сейчас давайте выполним самопроверку, ответы вы можете видеть на слайде, за каждый правильный ответ ставим + (В конце урока ребята сдают тетради, и учитель ставит оценки) -Какое действие мы сейчас с вами выполняли? -Как вы думаете, мы можем делить только числа на части? -Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходится разделить целое на части. -Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Апельсин». Смотрим, ребята внимательно, потому что после мультфильма я буду задавать вам вопросы. -Почему волк рассердился на животных? -Как вы думаете, правильно ли поступил волк? Почему? -О каком правиле дружбы показывается в мультфильме? -Как в мультике животные называют равные части апельсина? -А почему мы равную часть апельсина называем долей? или -А какую долю от апельсина получил ежик? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? -Используя слова «Я не смог, не смогла», как вы можете объяснить причину своего затруднения. -Что нам поможет выйти из затруднения? | -Открывают тетради. Записывают число и классная работа Выполняют математический диктант -Выполняют самопроверку по презентации -Действие деление -Нет, не только числа -Торт, конфета, фрукты, пирожное -Смотрят мультфильм «Апельсин» -Потому что он не съел апельсин -Нет, он поступил неправильно, потому что не поделился с другими животными апельсином -О том, что всегда нужно делиться с друзьями -Дольки -Затрудняются ответить -Нужно остановиться и подумать -В названии, в объяснении, что такое доля или мы не можем найти, какую долю от апельсина получил ежик -Мы не знаем что такое доля - Я не смог это сделать, потому что я не знаю, как называть доли. - Нам помогут учебник, знания учителя, справочники, новая информация | Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением. Коммуникативные –строить речевые высказывания для решения задач; |
3. Действие целеполагание | -Ребята, теперь давайте определим цели на урок. (ребятам нужно пронумеровать цели в правильном порядке) -Теперь сформулируем тему нашего урока | -Расставляют в правильном порядке цели на урок -Я узнаю, что такое доля. - Я узнаю, как называются доли. - Я узнаю, как сравнивать доли. - Я узнаю, как находить долю от величины -Тема урока «Доля» | Метапредметные результаты обучения: Коммуникативные –строить речевые высказывания. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения) Задача: решение ситуации затруднения | -Ребята, посмотрите, что у меня есть на столе? Что это? -Я хочу поделиться этим яблоком со своей подругой, как мне это сделать? -Что значит поровну? -Как называется равная часть? -Если я делю яблоко пополам, сколько долей у меня получится? -Как я еще разделила? -Как называется одна часть? -А где еще одна половина? - 1 долю можно назвать одна вторая доля. Почему можно сказать одна вторая доля? -Сколько долей находится в целом яблоке? -Ребята, теперь я взяла в руки шоколад и поделила его на равные части. На сколько равных частей я поделила шоколад? -Сколько частей в шоколаде? -1 часть в шоколаде будет называться одна третья часть. -А если я поделю яблоко на 4 равные части -Как вы думаете, как называется одна часть яблока? -Сколько четвертых долей в одном целом яблоке? -А если поделить шоколад на 6 равных частей, как будет называться одна часть шоколада? -Сколько шестых долей в одном целом яблоке? -Давайте сделаем вывод, что такое доля? -Итак, ребята, мы раздели яблоко на две равные части и на 4 равные части, как вы думаете, что больше, одна вторая часть яблока или одна четвертая часть яблока? -То есть чем больше у нас количество долей, тем меньше доля -А если меньше количество долей, тем больше доля -Ребята, давайте откроем учебник на странице 92 и посмотрим на картинку №1 и прочитаем правило. -Прочитайте 1 предложение -На сколько частей разделили яблоко? -Как по-другому мы можем назвать эти части? -Сколько таких половин? -Читаем следующее предложение -Как можно еще назвать половину яблока? -Что больше: одна вторая доля яблока или одна четвёртая этого яблока? -Почему вы так решили? -Ребята, давайте решим задачу номер 1. Прочитайте ее - Посмотрите на рисунок, что нам нем изображено? -На сколько частей разделен этот пирог? - Как называется 1 часть этого пирога? -Покажите на картинке одну шестую часть пирога -А если мы эту долю разделим еще на две равные части, сколько частей получится? -Если у нас 12 частей пирога, как будет называться одна доля? | -Это яблоко -Нужно разделить поровну -На равные части -Равная часть называется доля -Две доли -Поровну, пополам -Одна часть называется половина -Показывают на вторую половину яблока -Потому что мы разделили на 2 равные части -2 доли -На 3 равные части -3 части -Одна часть в этом яблоке будет называться одна четвертая часть или одна четверть -4 доли -Одна часть шоколада будет называться одна шестая часть -6 долей -Доля – это одна или несколько равных частей целого -Больше будет одна вторая часть яблока -Открывают учебники и читают правило -На 2 равные части -Половины -Две половины -Одна вторая доля -Одна вторая доля яблока будет больше -Чем меньше количество равных частей, тем больше доля. -Пирог -На 6 равных частей -1 часть пирога – это одна шестая доля -Дети пальчиком показывают одну шестую часть пирога -Прикладывают пальчик на одну шестую часть пирога и представляют сколько частей получится -Получится 12 долей -Одна двенадцатая доля пирога | Предметные результаты обучения: называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением. Познавательные – сравнивать два объекта, два числа; выбирать приём вычисления, выполнения действия, понимать назначение и необходимость использования величин в жизни Коммуникативные – использовать математическую терминологию; строить речевые высказывания для решения задач; объяснять на примерах отношения «больше/меньше». Личностные результаты обучения: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. | - Как разделили зеленую полоску? - Какую долю получили? - Как разделили розовую полоску? - Какую долю получили? - Как разделили желтую полоску? - Какую долю получили? - Как разделили синюю полоску? - Какую долю получили? - Какая доля меньше одна третья или одна шестая? - Одна третья или половина этого прямоугольника? -Какая доля больше одна шестая или одна четвертая? - Почему? | -Зелёную полоску разделили на 2 равные части, пополам. -Одну вторую. -Розовую полоску разделили на 3 равные части. - Одну третью. -Жёлтую полоску разделили на 4 равные части. -Одну четвертую. -Синюю полоску разделили на 6 равных частей. -Одну шестую. -Одна шестая доля меньше. - Одна третья доля меньше. - Одна четвертая доля больше. -Чем больше количество долей, тем меньше доля. Чем меньше количество равных частей, тем больше доля. | Предметные результаты обучения: называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением. Познавательные – сравнивать математические объекты (геометрические фигуры); выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры; прикидывать размеры фигуры, её элементов; Коммуникативные – использовать математическую терминологию; строить речевые высказывания для решения задач; объяснять на примерах отношения «больше/меньше». Личностные результаты обучения: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задача: закрепление новых знаний и умений | -Ребята, а теперь выполним работу самостоятельно, вам нужно выполнить задание на карточках -Молодцы, кто выполнил задание, сдайте свою карточку | | Предметные результаты обучения: называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; Познавательные – прикидывать размеры фигуры, её элементов; Коммуникативные – использовать математическую терминологию; |
8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме Инструктаж по выполнению домашнего задания | - Какая была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили перед собой на урок? - Мы достигли целей? - Что такое доля? - Спасибо за урок | - Доля - Узнать, что такое доля. - Узнать, как называются доли. - Узнать, как сравнивать доли. -Узнать, как находить долю от величины - Доля – это одна или несколько равных частей целого. | Предметные результаты обучения: называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные —формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением. |