СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долинина Т.А. I этап. Формулировка проблемы исходного текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этотматериал поможет при подготовке написания сочинения в 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Долинина Т.А. I этап. Формулировка проблемы исходного текста»

I этап. Формулировка проблемы исходного текста


Проблема — это сложная, зачастую конфликтная жиз­ненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на кото­рый он пытается найти. Ответ может быть неоднознач­ным, так как основной элемент проблемы — противо­речие. Весь текст — исследование этого вопроса (про­блемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы определить проблему, необходимо понять содер­жание текста и авторскую позицию. Поэтому очень сложно разделять три первые этапа работы (критерии К1, К2, КЗ). Чёткое обозначение этапов необходимо только для того, чтобы вы могли запомнить критерии, по которым сочинение будут оце­нивать. Работа же по определению проблемы, автор­ской позиции и пониманию содержания текста прово­дится в комплексе.


Она может осуществляться следующим образом: на ос­нове первого прочтения и частичного понимания текста создается гипотеза, затем с учётом этой гипотезы объяс­няются ранее не понятые части текста, строится уточнённая гипотеза, снова на её основе даётся объяснение к этому моменту непонятых частей — и так до того мо­мента, когда, по мнению читающего, ему становится ясным смысл всего текста и смысловая роль каждой де­тали в нём.


Создание и проверка гипотез осуществляется с помо­щью вопросов к тексту. В этой работе могут помочь вопросы: О чём? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом? и т. п.


Типичные ошибки на экзамене

1. Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.

2. Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.

3. Неумение сформулировать проблему.

4. Наличие фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.


Вопросы для проверки выполненной работы

1. Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?

2. Правильно ли сформулирована проблема?

3. Нет ли фактических ошибок?


Упражнение 4

1. Прочитайте текст.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.

(2) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

(3) Если человек рассчитывает приобрести все элемен­тарные блага, он и оценивает себя на уровне этих матери­альных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гар­нитура...

(4) Если человек живёт, чтобы приносить людям доб­ро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей чело­вечности.

(5) Он ставит себе цель, достойную человека.

(6) Только жизненно необходимая цель позволяет чело­веку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоя­щую радость. (Д. С. Лихачёв)


2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. ре­комендации).

3. Сформулируйте проблему данного текста.


Упражнение 5

1. Прочитайте текст.

(1) Нравственность... она состоит из конкретных ве­щей — из определённых чувств, свойств, понятий. (2) Одно из таких чувств — чувство милосердия. (3) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто от­торгнутый нашей жизнью. (4) Нечто свойственное лишь пре­жним временам. (5) «Сестра милосердия», «брат милосер­дия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устарев­шие понятия. (6) В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. (7) Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей. (8) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важней­ших действенных проявлений нравственности. (9) Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему живому со­обществу: милость к поверженным и пострадавшим. (10) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, за­глохло, оказалось запущенным? (11) Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, со­болезнования, истинного милосердия. (12) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

(13) Уверен, что человек рождается со способностью от­кликаться на чужую боль. (14) Думаю, что чувство это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (15) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)

2. Проведите работу по определению основной проблемы.

3. Сформулируйте проблему данного текста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!