СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долинина Т.А. III этап. Работа по определению позиции автора текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это материал поможет при подготовке к написанию сочинения в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Долинина Т.А. III этап. Работа по определению позиции автора текста»

III этап. Работа по определению позиции автора текста

Позиция автора— это его отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо (чаще всего так и бывает в текстах научного, делового и публицистического сти­лей), но может выражаться и в подтексте (обычно встре­чается в текстах художественного и публицистического стилей).

Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда ав­тор использует иронию.

Для того чтобы отразить позицию автора, можно опи­раться на следующие конструкции:

— Автор (писатель, публицист...) не поучает своих чи­тателей, не осуждает... Он только стремится быть ус­лышанным и понятым нами.

— Автор (писатель, публицист...) допускает возмож­ность... .

— Автор (писатель, публицист...) не обличает, не кри­тикует, он обращает наше внимание....

— Автора волнует (беспокоит, тревожит, печалит, ра­дует, возмущает, привлекает)....

— По его убеждению....

— Автор (писатель, публицист...) озабочен (встревожен, обеспокоен)....

— Автор откровенно иронизирует....

— Ирония автора становится горькой, когда....

— Тревога автора не случайна....

— Авторское повествование (рассуждение, описание) наполнено (проникнуто) необыкновенно тёплыми (не­жными, искренними) чувствами (переживаниями)....

— Автор (писатель, публицист...), давая право выбора читателю, тем не менее достаточно чётко обозначает своё отношение к....

— Автор ставит многоточие (обрывает повествование (описание, рассуждение), внезапно останавливается), чтобы читатель сам мог сделать вывод....

— Для автора очень важно (единственно возможным является)....

— Чтобы усилить мысль о... автор....


Типичные ошибки

1. Отсутствие формулировки позиции автора.

2. Непонимание авторской позиции.

3. Неточность формулировки авторской позиции.


Вопросы для проверки работы

1. Сформулирована ли позиция автора? (Назовите предложе­ния, в которых она звучит. Одно ли это предложение?)

2. Правильно ли сформулирована позиция автора?

3. Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста?

Упражнение 13

1. Прочитайте текст и комментарий авторской позиции.

(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. (2) Между тем сегодня назрела необ­ходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

(3) По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нуж­но только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6) Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-патриотической терминологией, пядь за пядью.

(8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». (9) Хуже, когда от школьников узна­ёшь, что «порядочный» человек — человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» — участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». (10) А почему при этом «в вытертых штанах»? (И) Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потёртых джинсах!

(12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а так­же «тщеславный», «корыстный», «коварный», «веролом­ный»— им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (13) (Даже Элл очке-людоедке из «12 стульев» нужно было три­дцать.)

(14) Можно, конечно, сказать, что это всего лишь сло­ва и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15) Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не быва­ет лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. (16) На­помню ещё более хрестоматийное:

«И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» (курсив мой. — И. К.).

(17) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода в песок. (18) Почему? (19) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (20) Но дети и родители сегодня разобщены. (21) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22) И сего­дня «воевать» за русский язык — значит бороться и за литера­туру, на нём написанную.

(23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинает­ся Родина?» давался ответ: «С картинки в твоём букваре». (24) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду — Крас­ная площадь или белая берёза — думаю, что это не так важ­но. (25) Важно, что Родина, по моему глубокому убежде­нию, начинается именно с букваря. (По Инне Кабыш) Комментарий

О чём прочитанный текст? О патриотическом воспита­нии? О том, что необходимо «воевать» за родной язык, так как он гибнет? О том, что не понимают современные дети значения простейших слов? О разобщённости детей и родителей, борьбе за нашу литературу или, наконец, о том, «С чего начинается Родина»? Все эти вопросы поднимает И. Кабыш, и сначала кажется, что они никак не связаны между собой. Но для автора очень важно то, что нельзя каждую из про­блем рассматривать отдельно от другой. Разрешить их можно только в единстве.

По мнению И. Кабыш, именно родной язык объединяет нас в народ, именно с букваря (читай, с первого опыта по­нимания слова) начинается Родина. Поэтому с такой болью она говорит о тех смешных толкованиях, которые дают дети обычным словам. Автору совсем не смешно. Ей печально и горько, так как, теряя язык, мы теряем наше общение, наше единство, нашу народность.

И. Кабыш не призывает, не обличает, она просто при­водит факты. Но факты столь убедительны, что тревога ав­тора передаётся читателю.


2. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

1) Человек, не знающий слова «благородный», не может про­являть благородство.

2) Главное в том, чтобы научить детей говорить «метко».

3) Люди, не владеющие языком, теряют то, что объединяет их в народ.

4) Военно-патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.

3. Оцените текст комментария в соответствии с критериями оце­нивания (КЗ). Используйте рекомендации, сравните с переч­нем типичных ошибок, ответьте на вопросы для проверки ра­боты.

4. Оцените комментарий по критериям К1 и К2.

5. Оцените комментарии по критериям К7—К10.


Упражнение 14

1. Прочитайте текст и комментарий авторской позиции.

(1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. (2) И импортных, и отечественных. (3) Причём, если им­портные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства, хронической недогадливости положи­тельных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем по­нятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжёлую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнес­менов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто ещё не записал­ся, тот мечтает записаться, да всё никак на пистолет про­стенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнётся тогда временами, конечно, беспокойная, но такая краси­вая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериа­лы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях по­учится, дабы потом «не попасть впросак». (9) И возможно­стей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадёшь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живётся, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненави­дят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с кото­рой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу стано­вится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается. (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоя­тельства всякие. (19) Всё та же чудовищная несправедливость вынуждает, и всякие нехорошие люди, вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшихся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящих понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мель­кает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разбор­ках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым! (А. Андреев)


2. Какое утверждение соответствует позиции А. Андреева, выра­женной в тексте?

1) Отечественные сериалы могли бы быть лучше, чем «импорт­ные», если бы наши режиссёры и сценаристы не старались под­ражать зарубежным.

2) Люди не понимают, что бандиты «в глубине души добрые и пушистые».

3) Бандиты воруют, грабят не со зла, их вынуждают.

4) Нельзя, гоняясь за остротой и простотой сюжета, реклами­ровать то, что является злом для общества.

Комментарий

Острый, захватывающий сюжет, сильный герой, борю­щийся с врагами — этот скромный набор часто обеспечивает даже слабому фильму коммерческий успех. При этом совер­шенно забывается, что назначение искусства — учить «высо­кому, доброму, вечному», что именно искусство формирует идеалы, что героям понравившегося фильма так старается подражать молодёжь. Об этой проблеме говорит в своей ста­тье А. Андреев.

Автор убеждён: нельзя, гоняясь за остротой и простотой сюжета, рекламировать то, что является злом для общества.

С горечью он говорит об обилии сериалов «про... жизнь бандитов и повязанных с ними бизнесменов». Тревога авто­ра не случайна, он понимает, что красиво представленная «благородная бандитская жизнь» может показаться зрителю очень привлекательной, что он, этот зритель, на таких филь­мах уму-разуму учится. А это уже страшно!

Чтобы подчеркнуть зло, творимое сериалами, А. Андре­ев использует очень сильный приём — иронию. Ироничная характеристика «доброты и пушистости» бандитов, их креп­кой дружбы и роковой любви, их надёжности вызывает улыбку читателя и помогает по-новому посмотреть на этих «героев».

Постепенно ирония автора становится язвительной, жёст­кой, так как для него нет бандитов плохих и хороших, для него они просто бандиты, и не понимает автор, почему их жизнь воспевать надо. Слишком хорошо А. Андреев видит, чем такая поэтизация завершиться может.


3. Назовите в комментарии предложения, в которых выражается позиция автора. Можем ли мы говорить, что авторская пози­ция выражается только в одном предложении? Почему?

4. Оцените текст комментария в соответствии с критериями оце­нивания (КЗ). Используйте рекомендации, сравните с переч­нем типичных ошибок, ответьте на вопросы для проверки ра­боты.

5. Оцените комментарий по критериям К1 и К2.

6. Сделайте вывод о взаимозависимости критериев К1, К2, КЗ. Обоснуйте своё мнение.

7. Оцените комментарии по критериям К7—К10.

Упражнение 16

1. Прочитайте текст.

2. Составьте собственный текст-комментарий проблемы, подни­маемой автором.

3. Оцените созданный вами текст по критериям К1, К2, КЗ.

4. Оцените комментарии по критериям К7—К10.

(1) Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю исти­ны, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет— по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...»

(12) И ещё— «вникай сам».

(13) В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый. (14) Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой ве­сёлый?» (15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, рань­ше говорили: «Царствие Божие внутри вас». (18) Гармони­ческое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существо­вания человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избыт­ком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за «честно­го малого» в себе, иначе — беда. (В. Розов)

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!