СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долинина Т.А. Литературоведческие термины

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к сочинению в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Долинина Т.А. Литературоведческие термины»

Литературоведческие термины

Анафора — фигура, основанная на повторении значимо­го элемента (слова, словосочетания, реже части сложного слова, морфемы) в начале каждого отрезка речи (предложе­ния, фразы, строки).

Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Бессоюзие — построение предложения, при котором од­нородные члены или части сложных предложений связыва­ются без помощи союзов; фигура, придающая речи дина­мичность, насыщенность.

Гипербола — художественный приём, основанный на пре­увеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Гипофора — отрезок монологической речи, объединяю­щий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.Градация — фигура, сочетающая сопоставление по сход­ству и контрасту. Состоит из ряда словесных компонентов (не менее трёх), имеющих нечто общее в значении и в то же время противопоставленных друг другу по интенсивности про­явления этого общего. Противопоставление усиливается или, наоборот, падает от компонента к компоненту. Различают восходящую и нисходящую градацию.

Именительный представления (именительный темы) — осо­бый вид назывных предложений. В них называется тема вы­сказывания, которая и раскрывается в следующих связанных с ним предложениях.

Инверсия — нарушение обычного расположения состав­ляющих предложение слов или словосочетаний. Результатом инверсии является то, что переставленный элемент оказыва­ется интонационно выделенным и привлекает к себе допол­нительное внимание.

Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшими вариациями.

Литота — художественный приём, основанный на чрез­мерном уменьшении свойств изображаемого предмета или явления.

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В основе метафоры лежит сравнение, поэтому метафоры называют также скрытым сравнением. Сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах: форме, месте нахождения и т. д.

Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры.

Морфемный повтор — повторение окончаний, суффик­сов, приставок, корней.

Оксюморон — художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.

Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ.

Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трёх смежных высказываниях. Фигура, ос­нованная на одинаковом синтаксическом построении пред­ложений.

Парцелляция — художественный приём, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчле­нение графически отображается с помощью точек.

Повтор — фигура, которая строится на повторении сло­ва, словосочетания, реже на повторении предложений.

Повтор часто используется для выражения длительности действия или состояния, временной и пространственной дли­тельности. Но повтор может использоваться и для выраже­ния душевного состояния.

Риторический вопрос — суждение, положительное или от­рицательное, облечённое в форму вопросительного предло­жения. Основная функция риторического вопроса состоит в том, что он изображает сомнения или раздумья говорящего и одновременно сообщает о результатах этого раздумья или хотя бы намекает на них. Риторический вопрос не предпола­гает ответа; такая форма используется для того, чтобы при­влечь внимание собеседника. Употребляется для выделения смысловых центров.

Риторическое восклицание — восклицательное предло­жение, выполняющее в тексте роль эмоционального уси­ления.

Сравнение — уподобление изображаемого явления друго­му по какому-либо общему для них признаку с целью вы­явить в объекте сравнения новые важные свойства.

Троп — изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явле­ния на другой, связанный какими-то смысловыми отноше­ниями с первым. Переносное значение тропа определяется данным текстом.

Фигура речи — обороты речи, синтаксические построе­ния, используемые для усиления выразительности высказы­вания.

Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпи­тет отличается от простого определения художественной вы­разительностью, он передаёт отношение автора к изобража­емому предмету.

Эпифора — фигура, характеризуемая повторением оди­наковых или однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи. В отличие от анафоры эпифора особенно при­годна для подчеркивания стабильности, непреложности ко­нечного вывода, итога, результата.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!