Литературоведческие термины
Анафора — фигура, основанная на повторении значимого элемента (слова, словосочетания, реже части сложного слова, морфемы) в начале каждого отрезка речи (предложения, фразы, строки).
Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Бессоюзие — построение предложения, при котором однородные члены или части сложных предложений связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность.
Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
Гипофора — отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.Градация — фигура, сочетающая сопоставление по сходству и контрасту. Состоит из ряда словесных компонентов (не менее трёх), имеющих нечто общее в значении и в то же время противопоставленных друг другу по интенсивности проявления этого общего. Противопоставление усиливается или, наоборот, падает от компонента к компоненту. Различают восходящую и нисходящую градацию.
Именительный представления (именительный темы) — особый вид назывных предложений. В них называется тема высказывания, которая и раскрывается в следующих связанных с ним предложениях.
Инверсия — нарушение обычного расположения составляющих предложение слов или словосочетаний. Результатом инверсии является то, что переставленный элемент оказывается интонационно выделенным и привлекает к себе дополнительное внимание.
Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшими вариациями.
Литота — художественный приём, основанный на чрезмерном уменьшении свойств изображаемого предмета или явления.
Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В основе метафоры лежит сравнение, поэтому метафоры называют также скрытым сравнением. Сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах: форме, месте нахождения и т. д.
Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры.
Морфемный повтор — повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.
Оксюморон — художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.
Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ.
Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трёх смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений.
Парцелляция — художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек.
Повтор — фигура, которая строится на повторении слова, словосочетания, реже на повторении предложений.
Повтор часто используется для выражения длительности действия или состояния, временной и пространственной длительности. Но повтор может использоваться и для выражения душевного состояния.
Риторический вопрос — суждение, положительное или отрицательное, облечённое в форму вопросительного предложения. Основная функция риторического вопроса состоит в том, что он изображает сомнения или раздумья говорящего и одновременно сообщает о результатах этого раздумья или хотя бы намекает на них. Риторический вопрос не предполагает ответа; такая форма используется для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Употребляется для выделения смысловых центров.
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления.
Сравнение — уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства.
Троп — изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Переносное значение тропа определяется данным текстом.
Фигура речи — обороты речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания.
Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передаёт отношение автора к изображаемому предмету.
Эпифора — фигура, характеризуемая повторением одинаковых или однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи. В отличие от анафоры эпифора особенно пригодна для подчеркивания стабильности, непреложности конечного вывода, итога, результата.