№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание | Мониторинг | |
личностные | предметные | метапредметные | |
1 четверть | |
Введение (1 ч) | | |
| | Введение. Источники знаний по истории Древнего мира | 1 | Заинтересовать учащихся учебным предметом. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история и исторический источник | Способность сознательно планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность | История, вещественные источники, археология, этнография. | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников | Наличие принадлежностей на уроке | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) | | |
| | Древнейшие люди | 1 | Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Человеческое стадо, собирательство | §1, вопросы устно. | | |
| | Первобытные охотники и собиратели | 1 | Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Родовая община | §2, нарисовать рисунок и описать картин | | |
| | Возникновение искусства и религии | 1 | Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Характеризовать достижения людей в Древнем мире. Составлять описание исторических объектов, памятников. Анализировать причины появления религии и искусства | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Религия, духи, душа, молитвы. | §3 | опрос | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) + 1ч.повторение | |
| | Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Формировать навыки поиска информации по теме | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе | Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. | §4, определения | | |
| | Возникновение неравенства между людьми | 1 | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Определить истоки социального неравенства в первобытном обществе и провести параллели с современностью | Совершенствовать умение выделять главное из общего | Знать, вождь, неравенство, соседская община. | §5; вопросы | | |
| | Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. | Уважение к культурному наследию человечества. | Применять полученные знания при выполнении заданий. Определять значение первобытной эпохи в мировой истории | Отрабатывать навыки самостоятельной работы, умение работать самостоятельно с тестовым материалом | | | к/р. По т: первобытные земледельцы и скотоводы. | |
Тема 3 счет лет в истории | |
| | Счет лет в истории | 1 | Формирование у учащихся представления о счете лет в истории. До Р.Хр. и после Р.Хр. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | Рождество Христово, н.э, век, тысячелетие | С. 29-32 | Зачет по т. Счет лет истории | |
Раздел 2. Древний Восток (18 ч) Тема 1 Древний Египет (7 ч)+ 1 час повторение | |
| | Местоположение и природные условия Др.Египта | 1 | Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Знать основные понятия темы, показывать на карте Древний Египет. Описывать особенности месторасположения стран | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Дельта, дамбы, каналы Фараон, крестьяне, ремесленники | §6 | | |
| | Быт земледельцев и ремесленников | 1 | Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе. Совершенствовать умение выделять главное из общего | Налоги, шадуф, орошение полей, амулет, писцы, кораблестроители | §7 | | |
| | Жизнь египетского вельможи | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение. | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | вельможи | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона | | |
| | Военные походы фараонов | 1 | Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты военных походов фараонов. Раскрывать причины и последствия военных походов. Уметь высказывать своё мнение | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Колесница, пехотинцы | §9, вопросы, выводы к таблице | | |
| | Религия древних египтян | 1 | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | Храмы, жрецы | §10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. | | |
| | Искусство Древнего Египта | 1 | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Формировать убеждение о ценности знаний, как в древности так и в современном мире | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пирамиды, архитектура, скульптура | §11 | Опрос по т: Культура Др. Египта. | |
| | В Древнеегипетской школе | 1 | Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Иероглифы, папирус | §12 | | |
| | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи». Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе | Аренда, ростовщик. | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». | | |
| | Финикийские мореплаватели | 1 | Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Показывать на исторической карте месторасположение Финикии и пути следования мореплавателей. Характеризовать важнейшие достижения финикийцев в области культуры | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Колонии | §15 | | |
| | Библейские сказания | 1 | Познакомить ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. | | |
| | Древнееврейское царство и его правители | 1 | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Иерихон, храм Соломона | §19, вопросы | | |
| | Ассирийская держава | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Определять причины возникновения и гибели Ассирии. Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев. Осознание смысла восточной деспотии и особенностей управления Ассирийской державой | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Железо, держава. | §18, вопросы | | |
| | Образование Персидской державы | 1 | Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Показывать на исторической карте месторасположение Персии. Раскрывать особенности государственно - административного устройства | Совершенствовать навык работы в группе | Сатрапии | §19, разобрать схему. | С/р. По т: «Западная Азия в древности» | |
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) + 1 час повторение | |
| | Местоположение и природа Древней Индии | 1 | Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Индия, Ганг, Инд, Гималаи | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. | | |
| | Индийские касты | 1 | Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Касты, брахманы, буддизм | §21, повторить термины из словаря | | |
| | Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. | §22, вопросы | | |
| | Объединение Китая | 1 | Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Показывать на исторической карте месторасположение Китая. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Вклад китайской цивилизации в мировую. Уяснить значение Великого шелкового пути для становления и развития Древнего Китая. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сообщения | Гунны, Великая Китайская стена. | §23, вопросы | опрос | |
Раздел 3. Древняя Греция (20 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | |
| | Природа и население Древней Греции | 1 | Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Характеризовать природно-географические условия, основные занятия греков и критян. Сравнивать условия жизни и их различия греков и критян | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Греция Минотавр, «нить Ариадны», лабиринт | §24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу. | | |
| | Микены и Троя | 1 | Познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Излагать суждения о причинах и следствиях Троянской войны. Характеризовать основные события и участников Троянской войны | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Ахейцы, дорийцы, Троя. | §25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними? | | |
| | Повторение | 1 | Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. | Уважение к культурному наследию человечества | . Уметь определять важнейшие события и процессы в истории Древнего мира и характеризовать их | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | | | К/р по т: «Индия и Китай в древности» | |
3 четверть | |
| | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | Циклоп , сирены | §26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. | | |
| | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | | §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. | | |
| | Религия древних греков | 1 | Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований греков. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни греков | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Пантеон | §28, пересказ одного из мифов о богах. | | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) | |
| | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. Называть характерные черты политического устройства Афин Характеризовать результаты важнейших исторических событий. | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Полис, демос, аристократ | §29, термины учить. | | |
| | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Излагать суждения о причинах и следствиях зарождения демократии в Афинах. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Применять новые знания и умения в общении с новыми фактами, источниками и памятниками | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Реформы Демократия, граждане, реформы, Народное собрани | §30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? | | |
| | Древняя Спарта | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью | Формирование чувства патриотизма на примере спартанцев | Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства Описывать образ жизни спартанцев и илотов | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Илоты | §31 | | |
| | Основание греческих колоний | 1 | Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. | Осознание процесса колонизации как ист. явления | Выявить роль колоний в жизни греков | Умение логически выстраивать ответ, используя ист. терминологию | Колонии | §32, подготовить пересказ о царе Скиле | тест | |
| | Олимпийские игры | 1 | Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Описывать игры, раскрывать причины возникновения олимпийских игр. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Олимпия, «Священный мир», олимпионик | §33 | | |
| | Греко-персидские войны | 1 | Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде рассказа | Марафон, экспансия, стратег, триера | §34, нарисовать план Марафонского сражения. | | |
| | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сочинения | триера | §35 | К/р. По т: «Полисы Греции» | |
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) | | |
| | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлина | §36 | | |
| | В городе богини Афины | 1 | Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлины, верфь, метеки, Совет пяти портики, Акрополь, Агора, Парфенон, Керамик | §37 | | |
| | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Стиль, палестра, педагог | §38. | | |
| | В театре Диониса | 1 | Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. | Понимание культурного многообразия мира | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Орхестра, скене, трагедия, комедия. | §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы» | | |
| | Афинская демократия при Перикле | 1 | Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Демократия | §40 | Тест по теме «Возвышение Афин. Афинская демократия» | |
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч) | |
| | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы. Датировать важнейшие события и процессы, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций. | Совершенствовать навык работы в группе | Македония, монархия, Филиппики, сариссы. | §42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским | | |
| | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты связанные с темой возвышение Македонии , описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | | Доп.мат. Личность Александра Македонского. «Великая держава». | | |
| | В Древней Александрии Египетской | 1 | Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Обсерватория, музы | §43, сопоставить муз с видами искусств. | | |
| | Повторение | | Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. Характеризовать важные факты из истории Древнего мира | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | | Основные поняти | Опрос по теме: « Македонские завоевания» | |
Раздел 4. Древний Рим (17 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | | |
| | Древнейший Рим | 1 | Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Уметь работать с картой. Объяснять влияние природных условий и занятия жителей. Излагать легенду о возникновении Рима. Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Патриции, плебеи. | §44 | | |
| | Завоевание Римом Италии | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Республика | §45 | | |
4 четверть | |
| | Устройство Римской республики | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать управление в древнейшем Риме | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Консулы, легионы | §46, сделать рисунок римского легионера | | |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |
| | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Характеризовать войны Рима с Карфагеном: участники, причины, ход, итоги и последствия. Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события, связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пентеры «ворон» | §47, план «Битва при Каннах» | | |
| | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. | 1 | Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Характеризовать причины и последствия господства Рима в Средиземноморье. Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизации Древнего Рима | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, (составлять простой план) | Триумф, империя | §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. | | |
| | Рабство в Древнем Риме | 1 | Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Различать причину и следствие исторических событий, явлений. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Гладиаторы | §49, рисунок гладиатора. | | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | |
| | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов | Владение навыками составлять тезисы | Аграрный закон | §50 | | |
| | Восстание Спартака | 1 | Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Описывать восстание. Раскрывать причины, ход, последствия | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | | §51 | | |
| | Единовластие Цезаря в Риме | 1 | Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать деятельность Цезаря | Представить результат своей деятельности в виде эссе: «Каким должен быть правитель государства?» | Военная диктатура | §52 | | |
| | Установление империи в Риме | 1 | Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря | Владение навыками составлять простой план | | §53 | К/р. По т: «Гражданские войны в Риме» | |
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | |
| | В Риме при императоре Нероне | 1 | На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Анализировать деятельность Нейрона | Обрабатывать информацию и представлять ее в виде творческого проекта | Диктатор | §54 | | |
| | Первые христиане и их учения | 1 | Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Рассказывать о жизни и деятельности первых христиан Объяснять суть христианского учения | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | христиане | §55 | | |
| | Расцвет Римской империи во 2 веке | 1 | Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Колоны, рабы с хижинами | §56 | | |
| | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Термы, Колизей, Пантеон | §57, вопрос 4 письменно | К/р. По т: «Расцвет Римской империи» | |
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (3 ч.) | |
| | Римская империя при Константине | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Варвары, епископ. | §58 | | |
| | Взятие Рима готами | 1 | Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Объяснять причины распада Римской империи | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по причинам упадка Западной Римской империи, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов | | §59, подготовка к проверочной работе | | |
| | Особенности цивилизации Греции и Рима. | 1 | Проверка и закрепление изученного материала. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Способность решать творческие и проблемные задачи | | Понятия по теме | Итоговая к/р. По истории Древнего мира. | |
| | Вклад народов в мировую культуру | 1 | Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира» Проверка, закрепление изученной информации. | Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны | Применять полученные знания при выполнении заданий. Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния, а также феномен единства мира в многообразии культур | Способность решать творческие и проблемные задачи. Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме | | Повторение основных понятий по курсу «Древний мир» | | |