СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП в области вокального искусства "Основы постановки голоса"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа, разработчиком которой я являюсь, имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы  -  6,5 – 15 лет.

Просмотр содержимого документа
«ДООП в области вокального искусства "Основы постановки голоса"»

Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА








ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА















р.п. Знаменка

2016


ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

« 29» августа 2016 года

УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова « 29» августа 2016 года





Рекомендована:

Педагогическим советом и отделом теоретических дисциплин и хора для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств» с 01.09.2016 г.


Разработчик:
Касторнова Елена Анатольевна, преподаватель сольного пения



Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка


- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета


- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;


III. Требования к уровню подготовки обучающихся



IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;


V. Методическое обеспечение учебного процесса


- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы постановки голоса» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в Знаменской Детской школе искусств.

Учебный предмет «Основы постановки голоса» направлен на развитие голосовых данных, совершенствование музыкального слуха, проявление творческой индивидуальности у обучающихся, а также на получение ими художественного образования, их эстетическое воспитание и духовно - нравственное развитие, а также призван сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству.

Обучение детей в области вокального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки сольного пения.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,5 – 15 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы постановки голоса» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 39 недель в год.






Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год


Полугодия

1

2


Количество недель

18

21

Аудиторные занятия

18

21

39

Самостоятельная работа

32

38

39

Максимальная учебная нагрузка

64

76

78



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы постановки голоса» при 1-летнем сроке обучения составляет 78 часов. Из них: 39 часов – аудиторные занятия, 39 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 класс – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1 класс – по 1 часу в неделю.


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.


Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  обучающихся  устойчивый интерес  к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.


Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в вокальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • обеспечение развития творческих способностей выявление творческих

способностей ученика в области вокального искусства и их развитие в области вокального исполнительства до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

  • накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания,

формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

  • совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного

и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции);

  • развитие музыкального слуха и, как особое проявление его,

вокального слуха;

  • установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового

образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом;

  • накопление исполнительских навыков (развитие художественного

восприятия музыки; умение донести до слушателей содержание исполняемого произведения);

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным

материалом и чтению нот с листа;

  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре.


Структура программы


Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета


Реализация программы учебного предмета «Основы постановки голоса» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Основы постановки голоса» рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Содержание учебного предмета «Основы постановки голоса» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: полётности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата обучающегося. Не следует навязывать обучающемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.

В течение всех последующих лет обучения продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-технических навыков. В зависимости от способностей учащегося продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением форшлагов, группетто, вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Расширяется репертуар учащегося.


1 класс

В результате первого года обучения обучающийся получает элементарные представления:

  • правильная постановка корпуса при пении;

  • певческое дыхание (спокойный, без напряжения вдох, грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равномерного выдоха);

  • правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;

  • слуховое осознание чистой интонации;

  • пение простых мелодий на legato в медленном и среднем темпе;

  • использование активной артикуляцией, следить за чистотой интонации, не форсировать звук;

  • правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию;

  • звукообразование, атака звука;

  • правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;




III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы в области музыкального искусства «Основы постановки голоса» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

вокальному исполнительству;

  • знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

  • обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

  • владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

  • знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;

  • знание профессиональной терминологии;

  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных вокальных произведений отечественной и зарубежной музыки;

  • навыки чтения с листа.


Основные показатели эффективности реализации данной программы:

• высокий уровень мотивации учащихся к вокальному исполнительству;

• профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

• творческая самореализация обучающихся, участие солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы постановки голоса» являются:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся,

  • промежуточная аттестация,

  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.


Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами пения.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах вокально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Остаточный технический уровень владения вокальными навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов. Яркое, осмысленное исполнение, выразительная динамика. Артистичное и выразительное исполнение программы.

4 («хорошо»)

Владение основными вокальными навыками, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, недостаточное овладение вокальными навыками мешает донести до слушателя

художественный замысел произведения. Безразличное исполнение концертной программы.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с однообразной динамикой, вокально - интонационная неточность

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

  • разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

  • разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;

  • вариативность темпа освоения учебного материала;

  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Программа учебного предмета «Основы постановки голоса» основана на следующих педагогических принципах:

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню

психофизиологического развития обучающихся;

  • комплексность решения задач обучения и воспитания;

  • постоянство требований и систематическое повторение действий;

  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого

ученика;

  • доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям,

в) по техническим навыкам;

разнообразие:

а) по стилю,

б) по содержанию,

в) темпу, нюансировке,

г) по сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 6-8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться.

Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.

Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.

У обучающихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.

Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися.

Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора.


















VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников

1. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979

2. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963

3.Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007

4.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001

5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

6. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983

7. В.Емельянов Вокальные упражнения

8. Левина Е.А. Вокальные упражнения

9. Обухова Е.Э. «С любовью к России: Пособие для музыкального руководителя»

10. Марченко Л.А. «Лучшие детские песни о разном»

11. Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. «Сборник песен для детей и юношества»

12.Милькович Ек. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Часть 1 для высоких и средних голосов.

Муз. гиз. Москва 1962г.

13. П. Понтрягин, Е. Вознесенская. Песни, романсы. Хрестоматия для пения. Изд. «Музыка» М. 1973г.

14. С.Фуки, К. Фортунатова. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано. Часть 1. Изд. «Музыка» М. 1969г.

15. Ф. Мендельсон. Избранные песни для голоса с фортепиано. Тетрадь 2 изд. «Музыка» М. 1966г.

16. А.Даргомыжский. Избранные романсы для среднего и высокого голоса. Изд. «Музыка» 1987г.

17. М.И.Мусоргский. Романсы и песни. Муз. Изд. 1963г.

18. А.Гречанинов. Избранные романсы для голоса. Изд. «Музыка» 1981г.

19. М.Глинка. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1975г.

20. Дж. Верди. Избранные Арии из опер. Изд. «Музыка» М. 1968г.

Ю.А.Аренский. Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1986г.

21.Л.Бетховен. Песни для голоса с фортепиано. Изд. «Музыка» М. 1967г.


2.Список рекомендуемой методической литературы

1. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.

2. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». Ростов на дону-Феникс, 2007г. Издание второе.

3. К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

4. Л.В. Романова «Школа эстрадного вокала» Учебное пособие. – М.: Музыка, 2000.

5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

6. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990

8. Теория и методика музыкального образования детей: Научно- методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

9. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000

10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.

Москва. Изд. «Прометей» 1992 г.

11. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с

детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. Москва «Академия» 1999 г.

12. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.

Учебное пособие. Москва «Владос» 2002 г.

13. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно-методических трудов. Иркутск 2003.

14.Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

15.Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.

16.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

17.Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

18.Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

19.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000

20.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

21.Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.

22.Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г.

23. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» М., Музыка 1968, 2000г.

24. Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М., Изд.: «Скрипторий 2003» 2010 г.

25.Юшманов В. «Вокальная техника и ее парадоксы» СПб. ИЗД.: «ДЕАН» 2007 г.

26. Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002 г.















19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!