СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "ЗОО-путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по программе предполагают не только получение экологических знаний. У обучающихся появляется возможность реального знакомства с животным миром благодаря использованию коллекции МБУ ДО «Эколого-биологический центр».

Каждое занятие посвящено определённому классу животных — беспозвоночным, рыбам, амфибиям и рептилиям, птицам и млекопитающим, которые демонстрируются обучающимся непосредственно во время проведения занятий.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "ЗОО-путешествие"»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Смоленска














Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«ЗОО-путешествие»




Возраст обучающихся: 5 - 11 лет

Срок реализации: 4 часа





Автор-составитель:

Любимова Елена Александровна,

педагог-организатор













г. Смоленск

2023


Пояснительная записка


Обоснование актуальности программы

Одна из причин экологического кризиса по всему миру – это отсутствие должных знаний об объектах природы, их взаимодействиях между собой и с человеком. В этой связи важным становится экологическое образование, целью которого является формирование личности с экологически ориентированным мышлением, способной строить свою жизнедеятельность с учетом последствий для окружающей среды.

Формирование экологически грамотной личности должно начинаться с детства. В первую очередь, у детей младшего возраста должны быть сформированы представления о ключевых особенностях живых существ (строение, особенности поведения, о процессах их жизнедеятельности и т.д.). Однако современные детские сады и школы могут дать лишь поверхностное представление об этом в виду ограниченных возможностей – отсутствие уникальной и наглядной базы, которую заменяют картинки из сети «Интернет» или учебников и атласов, отсутствие специфических навыков содержания животных и т.д.

МБУ ДО «Эколого-биологический центр», являясь специализированным учреждением, имеющим коллекцию животных, становится той площадкой, которая может не только углубить и расширить знания обучающихся о природе, но и, благодаря использованию живых экспонатов, содержащихся в учреждении, дать наглядное представление о строении животных, особенностях их жизни, взаимосвязях в природе и т.д.

В этой связи возникла необходимость разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «ЗОО-путешествие», которая направлена на формирование таких представлений у воспитанников старших групп детских садов и обучающихся младшего школьного возраста, в том числе и одаренных.

Программа разработана с учетом положений и нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказа Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 № 196, Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-324).

Занятия по программе предполагают не только получение экологических знаний. У обучающихся появляется возможность реального знакомства с животным миром благодаря использованию коллекции МБУ ДО «Эколого-биологический центр».

Каждое занятие посвящено определённому классу животных — беспозвоночным, рыбам, амфибиям и рептилиям, птицам и млекопитающим, которые демонстрируются обучающимся непосредственно во время проведения занятий.


Новизна программы

Уникальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации, в качестве наглядных пособий используется экспозиция МБУ ДО «Эколого-биологический центр», позволяющая обучающимся получить знания на примере живых экспонатов. Коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, предоставляет возможность обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.


Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа построена с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), наблюдение, изобразительная деятельность, а также восприятие художественной литературы.

Программой предусмотрен начальный уровень использования животных в образовательном процессе - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог) (инструктивное письмо Минобразования России от 30.10.1998 № 55).

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.

На занятиях демонстрируются: тараканы (мадагаскарский, американский, мадейрский, мертвая голова), змея (полоз, питон), крыса, паук, хорек, палочник, барбус, цихлида, ангольский клариас, астронотус, пиранья, акулий сом, паку бурый, лягушка моховая, австралийская квакша, шпорцевая лягушка, колорадская жаба, кайман, черепахи (красноухая, болотная, сухопутная), ящерицы (игуана, пятнистый эублефар, хамелеон), попугаи (волнистый, корелла), белка обыкновенная, хомяк джунгарский, кролик декоративный, дегу, летяга сумчатая, шиншилла, морская свинка, суриката, тамарин краснорукий, мини-пиг, монгольская песчанка (по возможности).

Список животных определен отсутствием возможности знакомства с данными представителями в условиях города в виду следующих факторов:

- отсутствие возможности содержания данных представителей в домашних условиях;

- ареал обитания многих представителей в иных странах, а соответственно невозможность знакомства с представителями нигде, кроме условий специализированного учреждения.


Адресат Программы

В реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют воспитанники старших групп детских садов и обучающиеся младших классов школ, в том числе одаренные. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Группы должны быть не менее 6 человек.


Организация образовательного процесса

Занятия проводятся в группах согласно утвержденному расписанию, продолжительность занятия 1 академический час.

Программа имеет «стартовый уровень» сложности и естественнонаучную направленность. Срок реализации программы – 4 часа. Форма организации обучения - очная.

Формы занятий подобраны таким образом, чтобы максимально эффективно осуществлялся процесс усвоения знаний и формирование личности (конкурсно-игровые программы, викторины, творческие задания, лекции, презентации, просмотр видеофильмов, демонстрация и физический контакт с животными и т.д.).


Цели и задачи Программы

Цель: сформировать ключевые представления о живых существах.


Задачи:

  • расширить знания о систематических группах и видовом составе животных;

  • дать знания о строении, особенностях поведения животных;

  • способствовать формированию знаний о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с животными;

  • сформировать положительное отношение к животным;

  • способствовать формированию навыков наблюдения;

  • формировать ответственное отношение к животным.


Основные принципы содержания программы

При реализации данной программы целесообразно использовать следующие принципы:

  • принцип наглядности, заключающийся в том, что обучающиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания (животные используются как наглядные пособия);

  • принцип экологического гуманизма, выражающийся в гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого;

  • принцип деятельности, при котором основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, наблюдении и т.д.);

  • принцип творчества, который ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества (изображение животных и т.д.).


Ожидаемые результаты реализации программы

Личностными результатами освоения Программы являются:

  • интерес к изучению животных;

  • умение выражать свое отношение к животным с помощью различных художественных средств (рисунок, художественное слово и т.д.);

  • готовность внимательно и ответственно относиться к животным, сопереживать и сочувствовать им;

  • желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.


Метапредметными результатами являются:

- навыки эффективной коммуникации – умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- сформированные навыки наблюдения, формулировки выводов по его результатам.


Предметными результатами являются:

- в ценностно-ориентационной сфере: сформированные представления о важности правильного обращения с животными, важности бережного отношения к ним;

- в познавательной сфере: сформированные представления о роли животных в жизни природы и человека, нормах и правилах безопасного поведения при встрече с ними;

  • в трудовой сфере: использование полученных знаний в повседневной жизни при общении с животными;

  • в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные, образами из литературы и искусства.


Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение обучающимся социальных знаний; получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах межличностного взаимодействия, о правилах коммуникации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • сформированные представления о важности правильного обращения с животными, важности бережного отношения к ним.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия):

  • опыт перехода в процессе деятельности от одного вида общения к другому;

  • опыт сотрудничества в коллективе;

  • опыт наблюдения за животными, формулировки выводов по итогам наблюдения.


Формы аттестации и контроля


Вид работы

Форма предъявления результата

Форма контроля/аттестации

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Творческое задание


Викторина

Тест

Тест-игра

Тест

Итоговое тестирование


Материально-техническая база

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  • простой карандаш, ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;

  • аудио- и видеозаписи;

  • тетрадь, альбом;

  • таблицы, плакаты;

  • видеофильмы;

  • разработки занятий;

  • банк презентаций для проведения занятий;

  • ноутбук, проектор, демонстрационный экран;

  • сборник игр и упражнений для проведения тренингов.


Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «ЗОО-путешествие»

(4 занятия, 4 часа)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля и итоговой аттестации

Всего

Теория

Практика

1

О тех, кого не любят

1

0,5

0,5

Творческое задание

2

Разнообразие живых обитателей водоемов

1

0,5

0,5

Викторина

3

Жизнь с холодной кровью

1

0,5

0,5

Тест-игра

4

Ах эти удивительные млекопитающие и птицы

1

0,5

0,5

Итоговое тестирование

Итого:

4

2

2





Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «ЗОО-путешествие»

(4 занятия, 4 часа)


О тех, кого не любят (1 ч)

Теория: факты о биологии и поведении животных, с внешним видом, повадками и образом жизни которых связаны различные предрассудки и суеверия. Какие животные – самые популярные фольклорные персонажи? Откуда берутся фобии, связанные с животными, и как формировались мифы, дошедшие до наших дней?

Практика: творческое задание по теме «Мы с тобой одной крови».

На занятии демонстрируются: тараканы (мадагаскарский, американский, мадейрский, мертвая голова), жаба, змея (полоз, питон), крыса, паук, хорек, палочник (по возможности).


Разнообразие живых обитателей водоемов (1 ч)

Теория: разнообразие живых обитателей водоемов.

Практика: викторина «Знатоки водного царства». Просмотр видео-ролика «Удивительные обитатели морей и океанов» (https://youtu.be/-zylcmYMma8).

На занятии демонстрируются: барбус, цихлида, ангольский клариас, астронотус, пиранья, акулий сом, паку бурый, лягушка моховая, австралийская квакша, шпорцевая лягушка, колорадская жаба, кайман, черепахи (красноухая и болотная) (по возможности).


Жизнь с холодной кровью (1 ч)

Теория: виды пресмыкающихся. Почему их называют хладнокровными? Интересные факты о них.

Практика: просмотр мультфильма «Энциклопедия для детей. Пресмыкающиеся. Крокодилы, черепахи, змеи» (https://youtu.be/Su8ibyIKNYQ). Тест-игра «Жизнь с холодно кровью».

На занятии демонстрируются: ящерицы (игуана, пятнистый эублефар, хамелеон), черепахи (сухопутная), змеи (питон, полоз), кайман (по возможности).


Ах эти удивительные млекопитающие и птицы (1 ч)

Теория: удивительный мир птиц (особенностях строения и поведения птиц, уникальные черты). Мир млекопитающих (особенности, интересные факты).

Практика: просмотр короткометражных мультфильмов «Песочник» (https://youtu.be/7lJTUgGjOOE), «Птицы. Развивающие мультики. Энциклопедия для детей» (https://youtu.be/GzRnbJQqxkQ), «Птицы. Развивающее видео для детей по методике Домана» (https://youtu.be/PYbBpCiVuv4), «Про слона» (https://youtu.be/mRBFamLa82I). Итоговое тестирование.

На занятии демонстрируются: попугаи (волнистый, корелла), белка обыкновенная, хомяк джунгарский, кролик декоративный, дегу, летяга сумчатая, шиншилла, морская свинка, суриката, тамарин краснорукий, мини-пиг, монгольская песчанка (по возможности).










Календарный учебный график*

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

естественнонаучной направленности «ЗОО-путешествие»

на ____________ учебный год

(4 занятия, 4 часа)


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



Беседа, П.З.

1

О тех, кого не любят


Творческое задание

  1. 2




Беседа, П.З.

1

Разнообразие живых обитателей водоемов

Викторина




Беседа, П.З.

1

Жизнь с холодной кровью

Тест-игра




Беседа, П.З.

1

Ах эти удивительные млекопитающие и птицы

Итоговое тестирование



*Даты занятий будут проставлены после утверждения расписания директором учреждения

Методическое обеспечение


Методы и формы организации учебно–воспитательного процесса.

В процессе работы с обучающимися используются различные методы и формы обучения.

Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется просмотром видеофрагментов.

Очень большое место отводится использованию экспозиции учреждения.

Остановимся на указанных методах подробнее.

Словесные методы, к которым относятся: рассказ педагога, беседа.

Рассказ должен быть ярким и образным, включающим в себя вопросы к детям, побуждая их тем самым к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Цели рассказа могут быть разными:

- расширение знаний об уже знакомых явлениях, растений и животных.

- ознакомление с новыми объектами, явлениями, фактами.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом: картинами, плакатами, фотографиями. Продолжительность рассказа 10 –15 минут.

Беседы, проводимые с детьми, могут быть предварительными и итоговыми. Цель предварительной беседы – уточнение детского опыта. Цель же итоговой беседы – систематизация, закрепление и обобщение полученных фактов.

Для обучающихся данного возраста очень велика роль игры в процессе обучения.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к окружающей среде

Демонстрация животныхочень важный метод организации учебно-воспитательного процесса. Именно так дети знакомятся с животными, с условиями их обитания, что способствует образованию представлений о взаимосвязях в природе.

Этапы проведения демонстрации:

I. Подготовительный. Определить список демонстрируемых животных, подготовить их к занятию. Побеседовать о правилах безопасности во время занятия с обучающимися.

II. Проведение демонстрации. Непосредственная демонстрация животного, сопровождаемая рассказом педагога.

III. Обсуждение увиденного. Рассказы ребят о том, что им запомнилось, зарисовки увиденного.


Тема 1. О тех, кого не любят

При проведении занятия используются методические разработки «О тех, кого не любят», автор З.В. Медведкова; «Мы с тобой одной крови», автор З.В. Медведкова; «Все об улитках», МБУ ДО «Эколого-биологический центр».

На занятии демонстрируются: тараканы (мадагаскарский, американский, мадейрский, мертвая голова), жаба, змея (полоз, питон), крыса, паук, хорек, палочник (по возможности).

Творческое задание «Мы с тобой одной крови»: необходимо изобразить любое изученное на занятии животное.


Тема 2. Разнообразие живых обитателей водоемов

При проведении занятия используется методическая разработка «Разнообразие живых обитателей водоемов», автор Е.А. Любимова.

Используется видеоматериал «Удивительные обитатели морей и океанов» (https://youtu.be/-zylcmYMma8).

На занятии демонстрируются: барбус, цихлида, ангольский клариас, астронотус, пиранья, акулий сом, паку бурый, лягушка моховая, австралийская квакша, шпорцевая лягушка, колорадская жаба, кайман, черепахи (красноухая и болотная) (по возможности).


Викторина «Знатоки водного царства»

1. Какие морские обитатели способны менять цвет кожи под цвет окружающей обстановки?

Ответ: камбала, морские раки


2. Какое самое крупное из живущих на планете животных?

Ответ: это синий кит, вес его рекордный – около 150 тонн


3. Какие морские обитатели не воспитывают детей?

Ответ: рыбы


4. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья?

Ответ: рыба-игла


5. Поют ли киты?

Ответ: да, очень громко


6. Какой морской обитатель меняет свою окраску по настроению?

Ответ: осьминог


7. С какого морского обитателя был срисован герой мультфильма «Как приручить дракона» Беззубик?

Ответ: аксолотль


8. Спят ли дельфины?

Ответ: считается, что дельфины не спят. Когда одни отделы мозга у него работают, другие в это время отдыхают


9. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете?

Ответ: акулы


10. Какие морские обитатели самые прожорливые?

Ответ: сомы, белуги.


11. Какой вид рыбы питается своими сородичами?

Ответ: нередко щуки глотают друг друга


Тема 3. Жизнь с холодной кровью

При проведении занятия используется пособие для родителей и педагогов «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет», автор Потапова Л.М. (стр. 48-51).

Используется видеоматериал «Энциклопедия для детей. Пресмыкающиеся. Крокодилы, черепахи, змеи» (https://youtu.be/Su8ibyIKNYQ).

На занятии демонстрируются: ящерицы (игуана, пятнистый эублефар, хамелеон), черепахи (сухопутная), змеи (питон, полоз), кайман (по возможности).


Тест-игра «Жизнь с холодной кровью»:

Задание 1. «Тайное послание»

В конвертах есть буквы, из них нужно составить 5 названий хладнокровных животных и записать их.

Ответ: я.щ.е.р.и.ц.а., ж.а.б.а., з.м.е.я., к.р.о.к.о.д.и.л., ч.е.р.е.п.а.х.а.


Задание 2. «Назови»

Рассмотри рисунок и назови всех животных, которых на ней видишь.



Ответ: ящерица, лягушка, черепаха, змея, крокодил


Задание 3. «Соедини точки»

Соедини точки, чтобы закончить рисунок.


Рисунок для дошкольников:

Рисунок для младших школьников:


Задание 4. «Ребусы»

Реши ребус и запиши ответ.


Ответ: тритон


Ответ: лягушка


Ответ: крокодил


Тема 4. Ах эти удивительные млекопитающие и птицы

При проведении занятия используется пособие для родителей и педагогов «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет», автор Потапова Л.М. (стр. 52-54, стр. 56-62), а также методическая разработка «Многообразие птиц», автор З.В. Медведкова.

Используется видеоматериал «Песочник» (https://youtu.be/7lJTUgGjOOE), «Птицы. Развивающие мультики. Энциклопедия для детей» (https://youtu.be/GzRnbJQqxkQ), «Птицы. Развивающее видео для детей по методике Домана» (https://youtu.be/PYbBpCiVuv4), «Про слона» (https://youtu.be/mRBFamLa82I).

На занятии демонстрируются: попугаи (волнистый, корелла), белка обыкновенная, хомяк джунгарский, кролик декоративный, дегу, летяга сумчатая, шиншилла, морская свинка, суриката, тамарин краснорукий, мини-пиг, монгольская песчанка (по возможности).


Итоговое тестирование


Задание 1. Загадки о животных-героях сказок

Отгадай загадки и запиши ответ.


Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

Ответ: кот


Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает.

Ответ: петух


Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

Ответ: лиса


Быстрый маленький зверек

Под деревьями скок-скок.

Кто грибы на сучьях сушит,

Чтоб зимой не голодать?

В погребок пойдет покушать

И в гнездо скорее спать.

Ответ: белка


Хоть и круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой горстью не возьмешь,

Потому что это …

Ответ: еж.


Задание 2. Загадки о птицах

Отгадай загадки и запиши ответ.


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Ответ: воробей

Особа всем известная,

Она крикунья местная,

Увидит тучку темную –

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона.

Кто это?

Ответ: ворона


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

Ответ: соловей


На вербе с треском рвутся почки.

На речке лед трещит в ночи.

И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые…

Ответ: грачи


Он по-рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка.

Ответ: дятел


В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

Ответ: жаворонок


Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Ответ: сорока


На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его…

Ответ: скворец














Задание № 4. Нарисуй


Задание 5. Назови






















Задание 6. Кроссворд

Реши кроссворд.












Список литературы


Список основной литературы для педагога

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-324.

  3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.


Список дополнительной литературы для педагога

  1. Александров А., Башакина Т. Праздники в Московском зоопарке: Сборник сценариев к 150-летию зоопарка. М.: ГБУ «Московский зоопарк»/ А. Александров, Т. Башакина, Т. Веселова, А. Гаврон, К. Федишина, М. Андреев, Д. Варкентин. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. - 240 с.

  2. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель: Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.

  3. 1001 идея нестандартного занятия с детьми. Москва, 2011. – 100 с.


Список основной литературы для обучающихся

  1. Сладков Н. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек. ООО «Издательство АСТ», 2016.

  2. Иллюстрированная книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с.


Список дополнительной литературы для обучающихся

  1. Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.

  2. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2012. – 240 с. – (Красная книга).

  3. Правила составления и решения ребусов // allforchildren.ru: Сайт «Все для детей!»/ 2006 URL: http://allforchildren.ru/rebus/rebus0.php (дата обращения: 14.01.2017).

Интернет-ресурсы

1. ru.wikipedia.orgwiki/Биоразнообразие — биологическое разнообра­зие России.

2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF.

3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Об­щественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах

5. zmmu.msu.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.

7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.RU.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!