СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Лоскуток»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа художественной направленности «Лоскуток» способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации в современном обществе. Знания, полученные на занятиях, занимают важное место в ранней профессиональной ориентации каждого конкретного ребенка, развитии у него навыков неформального общения.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Лоскуток»»



Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области






УТВЕРЖДЕНА 2020 г. №______

Рассмотрена на заседании педагогического (методического)

совета " " 202_ г.

протокол №


приказом от

ИЛИ



УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ __________________ Габова Е.А.

(печать)





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


художественной направленности

«Лоскуток»

(название)

Возраст обучающихся: 10- 15 лет.

Срок реализации программы: 1 год.










Автор-составитель программы: Васильева Татьяна Викторовна, учитель, I квалификационная категория






р.п. Линёво, 2020 г.

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка.


Данная дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лоскуток» разработана с учетом следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

  3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

  4. Муниципальных правовых актов.

  5. Устава МКОУ «Линёвская школа-интернат».

  6. Лицензии МКОУ«Линёвская школа-интернат» на образовательную деятельность.

  7. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. № 1599.


Направленность, общая характеристика. Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определённых социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает одна из важнейших функций образования - социализации ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей. Организация процесса социализации предполагает полноценное использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям общества.

Программа художественной направленности «Лоскуток» способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации в современном обществе. Знания, полученные на занятиях, занимают важное место в ранней профессиональной ориентации каждого конкретного ребенка, развитии у него навыков неформального общения.


Актуальность. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Данный курс отражает российские традиционные духовные ценности, направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.


Отличительные особенности, новизна.

Программа построена на основе:

1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Уровень: стартовый.

Новизна программы заключается в использовании в работе новых материалов, технологий, методов и средств обучения, в особом подходе при её реализации, характерном при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа построена на основе типовой (примерной) программы, утвержденнаяой Минобрнауки РФ и является модифицированной с учетом особенностей МКОУ «Линёвская школа- интернат».


Адресат программы.

Программа рассчитана на микрогруппу детей (2-9 чел.) без учёта гендерных различий. Состав: смешанный (от 10 до 15 лет), постоянный. Для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для которых характерны следующие особенности.

В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Таким детям свойственна неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых кинестетических, тактильных и других ощущений, которые приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. Данному контингенту детей присуще конкретное негибкое мышление, значительная затрудненность или невозможность образования отвлеченных понятий, слабая активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действий. Также у них ограничено формируется понимание и использование речи. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений, жесты, мимику. Особенности нервной системы детей с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью. Внимание с трудом привлекается, отмечается неустойчивостью и отвлекаемостью. Интерес к какой-либо деятельности если возникает, то как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднен, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Волевая сфера таких детей характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие дети предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются негативизм и упрямство. Для успешного обучения необходимо достаточное развитие представления и воображения. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образам. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

Многие дети имеют особенности физического развития: выраженные дефекты двигательной сферы (нарушения моторики, слабость, либо тонус мышц, тремор, плохую координацию движений). Встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей; слабое зрение, нарушение дыхания и речи.

Часть детей имеет замедленный темп, вялость неловкость движений, у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев. 

Вместе с тем при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы детей, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная.

Программа учитывает данные особенности для обеспечения результативности.


Объём сроки освоения программы. Общее количество учебных часов:

в неделю: 2 часа

  • I четверть:18 часов

  • II четверть:14 часов

  • III четверть:22 часа

  • IV четверть:18 часов

год: 72 часа


Формы обучения: очная


Особенности организации образовательного процесса. Традиционная форма.


Режим занятий.

2 занятия в неделю в микрогруппах.


Цель программы: Приобщение подрастающего поколения к историческому наследию, народным промыслам, труду и дальнейшей интеграции в современное общество.


Задачи программы:

Образовательные:

  • сформировать знания по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;

  • обучить выполнять изделия в технике лоскутного шитья.

  • знать и различать разновидности ткани, ручные и машинные строчки.

  • уметь эстетично применять фурнитуру, отделочные материалы.

  • знать и соблюдать технологические требования при раскрое ткани.

  • уметь построить, рассчитать схему, эскиз изделия.

  • формировать и развивать творческие способности обучающихся;


Коррекционно- развивающие:

  • корректировать недостатки психического, физического здоровья для дальнейшей социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

  • активизировать индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

  • осуществлять создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;


Воспитательные:

  • формировать культуру обучающихся;

  • обеспечивать трудовое воспитание обучающихся;

  • обеспечивать профессиональную ориентацию обучающихся;

  • формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Содержание программы.

Учебно- тематический план.


№ пп

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

1


Устный опрос.

2

Изучение измерительных инструментов.

4

1

3

Устные опросы.

3

Правила ориентации.

4

1

3

Контроль за действиями

4

Общие сведения о тканях.

3

1

2

Фронтальные опросы

5

Лоскутное шитьё. История возникновения.

1

1


Беседы

6

Ассортимент изделий лоскутного шитья.

3

1

2

Устные опросы

7

Виды ручных стежков.

6

1

5

Просмотры и анализ работ

8

Швейная машинка. Машинные швы.

10

2

8

Наблюдение. Просмотры и анализ работ

9

Ткани, применяемые для лоскутного шитья.

2

1

1

Устные опросы

10

Изготовление шаблонов. Их использование.

3

1

2

Просмотры и анализ работ

11

Техника лоскутного шитья.

7

1

6

Наблюдение. Просмотры и анализ работ

12

Прихватка.

4

1

3

Выставки

13

Накидка на стул.

6

1

5

Выставки

14

Сумка.

5

1

4

Выставки

15

Декоративная подушка.

5

1

4

Выставки.

16

Плед.

8

1

7

Выставки.


итого

72






Содержание разделов и тем.


Раздел 1. Вводное занятие.


Цели раздела:

- дать знания о плане работе кружка, напомнить о правилах безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

- развивать преднамеренное запоминание.

-воспитывать бережное отношение к оборудованию.


Оборудование: инструкции по ТБ, журнал ТБ


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

1

Знакомство, план работы кружка. Цели задачи. Режим работы. Знакомства с инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.


1


Раздел 2. Изучение измерительных инструментов.


Цели раздела:

- дать понятие о мерах длины: сантиметре, миллиметре, измерительных инструментах, правилах работы с инструментами.

- Расширять запас представлений через сопоставления и сравнения.

- Воспитывать конструктивную грамотность


Оборудование: измерительные инструменты: линейки, угольники, сантиметровая лента. Предметы для измерения: коробки разных размеров, кубики, различные швейные изделия.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

2

Меры длины. Понятие: сантиметр, миллиметр.


1

3

Измерительные инструменты: линейки, угольники. Правила работы.


1

4

Сантиметровая лента. Правила работы.


1

5

Практические навыки по измерению различных предметов. Понятие длина, ширина, высота.


1


Раздел 3. Правила ориентации.


Цели раздела:

- дать понятие о прямой, правилах построения прямой линии, отрезка.

- Корректировать представление и мышление.

- Вырабатывать умения ориентироваться на листе бумаги

Оборудование: измерительные инструменты: линейки, угольники, сантиметровая лента.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

6

Прямая. Правила построения прямой линии. Отрезка.


1

7

Понятие вертикальной и горизонтальной линии.



1

8

Ориентация на листе бумаги в клетку.



1

9

Ориентация на альбомном листе бумаги



1



Раздел 4. Общие сведения о тканях.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

10

Сведения о тканях. Волокна, пряжа. Долевая, поперечная, основные переплетения.


1

11, 12

Изготовление подставки под горячую кружку.


2


Раздел 5. Лоскутное шитьё. История возникновения.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

13

Лоскутное шитьё. История возникновения и развития лоскутной техники.


1


Раздел 6. Ассортимент изделий лоскутного шитья.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

14

Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.


1

15

Ассортимент изделий. Поиск информации в интернете (работа с ИКТ).


1

16

Составление геометрических рисунков.


1


Раздел 7. Виды ручных стежков.


Цели раздела:

- дать понятие о видах ручных стежков.

- улучшать мелкую моторику.

- воспитывать аккуратность, трудолюбие.


Оборудование: ручные иглы, булавки, инструкционно- технологические карты.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

17

Виды ручных стежков.


1

18

Выполнение стежка вперёд иголка.


1

19

Выполнение петлеобразного стежка.


1

20

Выполнение косых стежков


1

21

Выполнение петельного стежка.


1

22

Изделие «игольница из лоскутов».


1


Раздел 8. Швейная машинка.

Цели:


  1. Сформировать понятия о работе на швейной машине, о заправке верхней и нижней ниток, наматывании нитки на шпульку.

  2. Сформировать понятия о правилах безопасной работы на швейной машине, о правилах пуска и остановке машины.

  3. Обучать выполнению строчек с различной длиной стежка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям, установке игл, подбору ниток.


Оборудование:


1.образцы разметки параллельных линий,

2. машинные строчки прямых и закруглённых линий на бумаге и ткани,

3. плакаты по устройству машин и техники безопасности.



занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

23

Устройство швейной машины. Основные механизмы их названия.


1

24

Заправка верхней и нижней нитей. Замена иглы. Намотка нити на шпульку.


1

25

Выполнение строчек на бумаге по прямой, закруглённой, волнистой линии. Регулировка величины стежка.


1

26

Прямая строчка с закрепками по намелке прямой, закруглённой, волнистой линии.


1

27

Прокладывание прямых строчек с ориентацией на лапку и закрепками.


1

28

Стачивание нескольких слоёв ткани. Стачные швы.


1

29

Настрачивание лоскутов на основу накладными швами.


1

30

Регулировка машинки для выполнения зигзагообразная строчки. Настрачивание лоскутов на основу.


1

31

Виды обтачек. Выкраивание обтачек.


1

32

Обмёточные швы с применением обтачек.


1


Раздел 9. Ткани, применяемые для лоскутного шитья.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

33

Ткани, применяемые для лоскутного шитья. Цветовая палитра. Фактуры тканей.


1

34

Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Практическая работа по подбору тканей.


1


Раздел 10. Изготовление шаблонов. Их применение.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

35

Шаблон. Изготовление и применение шаблонов. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.


1

36

Составление общей композиции из различных шаблонов. Геометрическое конструирование.


1

37

Поиск информации. Распечатка готовых выкроек из интернета.


1


Раздел 11. Техника лоскутного шитья.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

38

Шитьё из полос.


1

39

Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».


1

40

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».


1

41

Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».


1

42

Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали.


1

43

Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.


1

44

Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.


1


Прихватка.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

45

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Прихватка».


1

46

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой.


1

47

Соединения деталей лоскутной мозайки между собой.


1

48

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.




Раздел 12 Накидка на стул.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

49

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Накидка на стул».


1

50

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.


1

51

Раскрой.


1

52

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.


1

53

Пошив изделия.


1

54

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.


1


Раздел 13 Сумка.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

55

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Сумка».


1

56

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой.


1

57

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.


1

58

Изготовление ручек и пошив изделия.


1

59

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.


1


Раздел 14 Декоративная подушка.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

60

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Декоративная подушка».


1

61

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.


1

62

Раскрой.


1

63

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Пошив изделия.


1

64

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.


1


Раздел 15. Плед.


занятия

Наименование занятия

Дата

Часы

65

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Плед».


1

66

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.


1

67

Раскрой.


1

68

Раскрой.


1

69

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.


1

70

Пошив изделия.


1

71

Пошив изделия.


1

72

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.


1



Планируемые результаты

Личностными результатами освоения учащимися курса лоскутного шитья являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами освоения курса лоскутного шитья являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья являются:

  • знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю;

  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья;

  • способы влажно – тепловой обработки изделии;

  • технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости;

  • правила безопасности труда;

  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;

  • основные законы построения композиции;

  • знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера



Прогнозируемые (планируемые) результаты.


По целевым установкам

По ожидаемым результатам

По содержанию

Формы организации образовательной деятельности

Стартовый*

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

- развитие интереса детей к окружающему миру, приобретение опыта практической деятельности;

- ознакомление детей с широким набором видов деятельности, позволяющих им осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;

- создание первоначальной основы для индивидуализации дальнейшего обучения в системе дополнительного образования;

- развитие активности (индивидуальной и групповой), инициативы, индивидуальности, творческих способностей.


- общие представления об изучаемой предметной области;

- опыт деятельности по образцу (возможно, с элементами творческих проявлений);

- первичный интерес к изучаемой предметной деятельности;

- первичные основы ключевых личностных компетенций: общекультурных, учебно-познавательных, информационных, комму­никативных, социально-трудовых

- должны быть связаны с базовыми и углубленными программами, как бы предворять их.

- должны носить выраженный деятельностный характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного знакомства с ней.

Посещение выставок готовых работ, концертных программ, защит проектов; встречи с интересными людьми; проведение занятий старшими учащимися; игры (геймификация); события (мероприятия).

*Примечание: использованы материалы Клёновой Н.В., директора Городского программно-методического центра Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, канд. философ, наук.

По целевым установкам

По ожидаемым результатам

По содержанию

Формы организации образовательной деятельности

Базовый

Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

- ориентация на систему знаний, умений и навыков;

- формирование системы деятельности в рамках того интереса, который у ребенка существует;

- системное погружение в сферу творчества; выстраивание системных отношений;

- развитие активности (индивидуальной и групповой), инициативы, индивидуальности, творческих способностей.


- сформирована система ЗУН; предметных компетенций;

- опыт творческой деятельности;

- формируются ключевые личностные и метапредметные компетенции;

-опыт осуществления способов деятельности, актуальных развитию общества;

-опыт проектной деятельности.


- система ЗУН, специальные знания;

-должно носить выраженный деятельностный характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне глубокого изучения, в т.ч. с помощью создания и реализации проектов;

- направлено на формирование и развитие личностных компетенций, метапредметных результатов

Экскурсии, походы, геймификация, соревнования, конкурсы, проекты, защита проектов, портфолио.

По целевым установкам

По ожидаемым результатам

По содержанию

Формы организации образовательной деятельности

Углубленный

Предполагает использование организации материала, обеспечивающей доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания материала и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

- развитие потребности в углубленном изучении и освоении предметной области, узкоспециализированных разделов, в т.ч. исследовательской деятельности;

- профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие.

-сформирована потребность в углубленном изучении содержания узконаправленных разделов;

- опыт исследовательской (экспериментальной) деятельности;

- опыт презентации результатов свой деятельности;

- опыт взаимодействия и коммуникации с представителями высшей школы, науки, общественности.

-изучение узкоспециализи-рованных (профессиональных) знаний;

- исследовательская (опытническая) деятельность;

- создание и реализация проектов, как индивидуальных, так и групповых;

- развитие личностных и метапредметных компетенций;

- углубленное знакомство с профессией, профессиональные пробы.

защита исследовательских работ, а, значит, опыты, исследования, экспедиции; конкурсы, конференции; погружение в науку, встречи с учеными и практиками, профессионалами; участие в качестве консультанта для обучающихся базового уровня; события не учебного плана, а события, где происходит общение; портфолио и т.п.







Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь



Урок беседа

1

Знакомство, план работы кружка. Цели задачи. Режим работы. Знакомства с инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Швейная мастерская №8

Устный опрос.

2




Комбини-

рованное

занятие

1

Меры длины. Понятие: сантиметр, миллиметр.

Швейная мастерская №8

Устный опрос

3





1

Измерительные инструменты: линейки, угольники. Правила работы.

Швейная мастерская №8


4





1

Сантиметровая лента. Правила работы.

Швейная мастерская №8


5





1

Практические навыки по измерению различных предметов. Понятие длина, ширина, высота.

Швейная мастерская №8


6





1

Прямая. Правила построения прямой линии. Отрезка.

Швейная мастерская №8


7





1

Понятие вертикальной и горизонтальной линии.

Швейная мастерская №8


8





1

Ориентация на листе бумаги в клетку.

Швейная мастерская №8


9





1

Ориентация на альбомном листе бумаги.

Швейная мастерская №8


10





1

Сведения о тканях. Волокна, пряжа. Долевая, поперечная, основные переплетения.

Швейная мастерская №8


11





2

Изготовление подставки под горячую кружку.

Швейная мастерская №8


12





1

Лоскутное шитьё. История возникновения и развития лоскутной техники.

Швейная мастерская №8


13





1

Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Швейная мастерская №8


14





1

Ассортимент изделий. Поиск информации в интернете (работа с ИКТ).

Кабинет информатики


15





1

Составление геометрических рисунков.

Швейная мастерская №8


16





1

Виды ручных стежков.

Швейная мастерская №8


17





1

Выполнение стежка вперёд иголка.

Швейная мастерская №8


18





1

Выполнение петлеобразного стежка.

Швейная мастерская №8


19





1

Выполнение косых стежков

Швейная мастерская №8


20





1

Выполнение петельного стежка.

Швейная мастерская №8


21





1

Изделие «игольница из лоскутов».

Швейная мастерская №8


22





1

Устройство швейной машины. Основные механизмы их названия.

Швейная мастерская №8


23





1

Заправка верхней и нижней нитей. Замена иглы. Намотка нити на шпульку.

Швейная мастерская №8


24





1

Выполнение строчек на бумаге по прямой, закруглённой, волнистой линии. Регулировка величины стежка.

Швейная мастерская №8


25





1

Прямая строчка с закрепками по намелке прямой, закруглённой, волнистой линии.

Швейная мастерская №8


26





1

Прокладывание прямых строчек с ориентацией на лапку и закрепками.

Швейная мастерская №8


27





1

Стачивание нескольких слоёв ткани. Стачные швы.

Швейная мастерская №8


28





1

Настрачивание лоскутов на основу накладными швами.

Швейная мастерская №8


29





1

Регулировка машинки для выполнения зигзагообразная строчки. Настрачивание лоскутов на основу.

Швейная мастерская №8


30





1

Виды обтачек. Выкраивание обтачек.

Швейная мастерская №8


31





1

Обмёточные швы с применением обтачек.

Швейная мастерская №8


32





1

Ткани, применяемые для лоскутного шитья. Цветовая палитра. Фактуры тканей.

Швейная мастерская №8


33





1

Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Практическая работа по подбору тканей.

Швейная мастерская №8


34





1

Шаблон. Изготовление и применение шаблонов. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.

Швейная мастерская №8


35





1

Составление общей композиции из различных шаблонов. Геометрическое конструирование.

Швейная мастерская №8


36





1

Поиск информации. Распечатка готовых выкроек из интернета.

Швейная мастерская №8


37





1

Шитьё из полос.

Швейная мастерская №8


38





1

Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».

Швейная мастерская №8


39





1

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».

Швейная мастерская №8


40





1

Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».

Швейная мастерская №8


41





1

Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали.

Швейная мастерская №8


42





1

Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.

Швейная мастерская №8


43





1

Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.

Швейная мастерская №8


44





1

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Прихватка».

Швейная мастерская №8


45





1

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой.

Швейная мастерская №8


46





1

Соединения деталей лоскутной мозайки между собой.

Швейная мастерская №8


47





1

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.

Швейная мастерская №8


48





1

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Накидка на стул».

Швейная мастерская №8


49





1

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.

Швейная мастерская №8


50





1

Раскрой.

Швейная мастерская №8


51





1

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.

Швейная мастерская №8


52





1

Пошив изделия.

Швейная мастерская №8


53





1

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.

Швейная мастерская №8


54





1

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Сумка».

Швейная мастерская №8


55





1

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой.

Швейная мастерская №8


56





1

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.

Швейная мастерская №8


57





1

Изготовление ручек и пошив изделия.

Швейная мастерская №8


58





1

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.

Швейная мастерская №8


59





1

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Декоративная подушка».

Швейная мастерская №8


60





1

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.

Швейная мастерская №8


61





1

Раскрой.

Швейная мастерская №8


62





1

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Пошив изделия.

Швейная мастерская №8


63





1

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.

Швейная мастерская №8


64





1

Выполнение эскиза, чертежа изделия «Плед».

Швейная мастерская №8


65





1

Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре.

Швейная мастерская №8


66





1

Раскрой.

Швейная мастерская №8


67





1

Раскрой.

Швейная мастерская №8


68





1

Соединения деталей лоскутной мозаики между собой.

Швейная мастерская №8


69





1

Пошив изделия.

Швейная мастерская №8


70





1

Пошив изделия.

Швейная мастерская №8


71





1

Окончательная отделка и оформление изделия. Проверка качества изделия.

Швейная мастерская №8


72





1












Условия реализации программы.


Материально- техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет должен быть удобным для занятий, оборудованным швейными машинами, раскройным столом, местом для утюжильных работ. Для оформления кабинета можно использовать лучшие работы учащихся.

Для выполнения работы нужны следующие рабочие инструменты: ножницы, иглы разного размера, карандаши, портновский мел.

Измерительные инструменты: сантиметровая лента, линейки, угольники.

Приспособления: наперстки, булавки.

Для выполнения работы нужны следующие материалы: бумага, картон, различные виды  ткани, фурнитуры, утеплители, нитки швейные разных цветов.

Также необходимы следующие ИКТ:

  • Компьютер (ноутбук)

  • Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

  • Принтер, сканер

  • Фотоаппарат

  • Мобильный телефон (фото, интернет)

  • Электронная доска


Информационное обеспечение.

Сеть интернет.

  1. Информационный портал системы дополнительного образования детей http://dopedu.ru/

  2. Дидактические сайты: «Мастер-классы» http://masterclassy.ru, «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru.

  3. https://www.livemaster.ru/masterclasses/shite/loskutnoe-shite

  4. https://loskutbox.ru/mk


Кадровое обеспечение.


Ф.И.О.

Должность

Стаж работы

Образование

Катего-рия

Награды

1

2

3

4

5

6

Васильева Татьяна Викторовна

учитель

5

- НТИ МГУДТ, инженер по специальности «Технология швейных изделий», 2006

- НИПКиПРО по программе «Олигофренопедагогика», 2016.

- ООО «Инфоурок» по программе «Педагогика дополнительного образования детей и

I

-

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6




взрослых» с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 2020





Формы аттестации.

Отражают достижение цели и задач.

  • Входная диагностика: дневник наблюдений.

  • Текущий контроль: устные опросы, контроль за действиями, просмотры и анализ работ, наблюдение, фронтальные опросы, беседы,

  • Промежуточная: грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, конкурс, открытое занятие, портфолио.

  • Итоговая аттестация: выставки, участие в конкурсах, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилио, отзыв детей и родителей


Оценочные материалы.

Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных, компетенций): дневник наблюдений, готовые работы, грамоты, дипломы, книга отзывов детей и родителей.

Методические материалы.

Методы обучения.

Перечень применяемых методов обучения:

  • традиционные (классические): репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный,

  • активных и интерактивных (игровые (геймификация), кейс-метод, метод проектов, интегративные уроки, ИКТ),

  • методов воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации учебного занятия. Практическое занятие. Творческая мастерская. Мастер- класс. Открытое занятие.

Педагогические технологии.

Педагогические: личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

 К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся:

    • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

    • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

    • Коллективный способ обучения;

    • Технологии адаптивной системы обучения;

    • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

    • Технология КТД;

    • Технология ТРИЗ;

    • Проблемное обучение;

    • Коммуникативная технология;

    • Технология программированного обучения;

    • Игровые технологии;

    • Технологии развивающего обучения.

К современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:

  • Компьютерные учебники;

  • Предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);

  • Лабораторные практикумы;

  • Программы-тренажеры;

  • Контролирующие программы;

  • Аудио-, видео- технологии;

  • Интернет - технологии.

К этому еще можно добавить интерактивные среды (микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции).


Здоровьесберегающие. Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

  4. Число видов преподавания (методов обучения).

  5. Чередование видов преподавания (методов обучения). 

  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

  • метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

  1. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

  2. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

  3. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность.

  4.  Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

  5.  Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

  6.  Психологический климат на занятии.

  7.  Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;


Специальные технологии:


Эффективные условия для формирования творческой личности:

  1. Признание безусловной ценности ребенка.

  2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание.

  3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения.

  4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка.

  5. Творчество начинается в игре. 

Алгоритм учебного занятия.


  1. Организационный момент. Правильная посадка за партой, подготовка к занятию, ориентировка во времени (дата, месяц, день недели, время года) (3 мин).

  2. Краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам курса с целью установления связи нового материала с ра­нее изученным. (5 мин)

  3. Постановка цели и задачи занятия. (5 мин).

  4. Раскрытие темы занятия.(10 мин)

  5. Физ минутка.(3 мин)

  6. Закрепление изученного материала. (10 мин).

  7. Подведение итогов занятия.(4 мин)


Дидактические материалы.

Коллекция тканей, каталог инструкционные и технологические карты, образцы изделий, банк творческих работ, демонстрационные пособия, раздаточные материалы по темам. Дидактические сайты: «Мастер-классы» http://masterclassy.ru, «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru.




Список литературы.


Нормативные документы.

    1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

    2. Муниципальные правовые акты.

    3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

    5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    6. Устав МКОУ «Линёвская школа-интернат».

    7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. № 1599.


Литература использованная при составлении программы.


    1. Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. - М.: Аст - Пресс книга. 2004г.

    2. Афанасьев, К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках /Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 3. – 10 - 12 с.

    3. Бродецкая Е.В.Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v)

    4. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.

    5. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.

    6. Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.

    7. Джен Кренц. Мотивы ромбов в квилте. Серия» Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.

    8. Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.

    9. Информационный портал системы дополнительного образования детей http://dopedu.ru/

    10. Костикова И. Школа лоскутной техники. – М.: Культура и традиции, 1997.

    11. Ксения Митителло. Чудо - аппликация. - М.: Эксмо. 2006г.

    12. Кузьмина М., Максимова М. Лоскутики. – М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998.

    13. Лариса Денисова. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2001.

    14. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

    15. Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – 1990.

    16. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

    17. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.

    18. Нагибина М. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль.: Академия развития, 1997.

    19. Перевертень Г. Самоделки из текстильных материалов. – М.: Просвещение, 1990.

    20. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

    21. Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства.-М.2000

    22. Пэчворк или лоскутная техника (практическое пособие). – С-Пб.: Крона-принт, 1999.

    23. Рики Тимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.

    24. Розова О.В., Щербакова И.А. Уроки народной культуры: Традиционная одежда: учебно-методическое пособие. – М.: Ладога-100, 2007.

    25. Рукоделие в начальных классах А.М. Гусакова . Москва «Просвещение» 1985г.

    26. Сайт о дополнительном образовании детей http://dop-obrazovanie.com/

    27. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

    28. Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2. – С. 11.

    29. Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.



Литература и источники информации для обучающихся и их родителей.

    1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

    2. Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2007г.

    3. Журналы «Народное творчество», “Анна”, “Золушка-пэчворк”, “Пэчворк”, “Лена-рукоделие”.1990-2009гг.

    4. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11- 12, 2007г.

    5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.

    6. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.

    7. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. Сост. А.Песков. – М.: Художлит, 1978.

    8. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!