СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Компьютерная азбука"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Компьютерная азбука"»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


социально-педагогической направленности


«Компьютерная азбука»




Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Срок реализации: 1 месяц (30 часов)


Автор-составитель:

Потворова Виктория Михайловна,

педагог дополнительного

образования






Брянск, 2023

Содержание

дополнительной общеразвивающей программы

«Компьютерная азбука»


1.

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования.

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

5

1.3.1.

Учебный план

5

1.3.2.

Содержание учебного плана

6

1.4.

Планируемые результаты

7

2.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

7

2.1.

Календарный учебный график

7

2.2.

Условия реализации программы

7

2.3.

Формы аттестации

8

2.4.

Оценочные материалы

8

2.5.

Методические материалы

9

2.6.

Список литературы

10


Приложения


1.

Входной контроль

11

2.

Итоговый контроль

12

3.

Методические материалы

13




1. Комплекс основных характеристик образования

1.1. Пояснительная записка

  • Направленность дополнительной программы: социально-педагогическая.

  • Актуальность краткосрочной программы «Компьютерная азбука» обусловлена тем, что после получения среднего общего образования у многих учащихся есть потребность продолжения обучения в высших учебных заведениях. Для поступления в ВУЗ и успешного обучения в нем необходимы базовые навыки работы с компьютером и основных компьютерных программах и приложениях, таких как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, а также умение работать с информацией из сети Интернет.

Информационная структура современного общества постоянно изменяется и требует непрерывного совершенствования навыков работы с новыми информационными технологиями. Они должны стать проводником и инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Получение обучающимися знаний и практических навыков работы в области информационных технологий является составным элементом общей информационной культуры современного молодого специалиста, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

  • Новизна программы заключается в ее практико-ориентированном подходе: благодаря обновленной материально-технической базе образовательной организации у обучающихся есть возможность приобрести не только теоретические, но и практические навыки работы на современной компьютерной технике, таким образом подготовив себя к комфортному и уверенному обучению на новой ступени образования.

  • Педагогическая целесообразность программы основана на том, что совершенствование навыков работы на компьютере и подготовка документальных материалов и презентаций требует вовлечения обучающихся в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор, правка, макетирование и т. д. В результате работы над печатными документами и презентациями возрастает мотивация обучающихся к получению новых знаний. Дети учатся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают новый опыт в подготовке документов. Эта работа способствует сплоченности обучающихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в коллективе. Создание презентаций и печатных файлов нацеливает детей на исследовательскую работу, способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей и презентаций обучающиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

  • Нормативно-правовое основание разработки программы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее - Концепция);

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

9. Устав МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска;

10. Локальные акты МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска.

  • Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: программа «Компьютерная азбука» дает возможность использовать полученные во время обучения знания и навыки непосредственно в жизни, тем самым включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, расширяя их кругозор и открывая им мир, который сегодня немыслим без компьютерных технологий.

  • Адресат программы: программа «Компьютерная азбука» адресована детям 16-18 лет.

  • Общий объем программы: 26 часов.

  • Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный месяц.

  • Форма обучения: очная.

  • Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (13 занятий по 2 часа - 26 часов в месяц).

  • Особенности организации образовательного процесса: занятия в постоянной группе в количестве 10-12 человек; самостоятельная поисковая и компьютерная деятельность обучающихся. Предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). Предполагается вводное занятие, где будет определен уровень способностей каждого ребенка, необходимый для работы с компьютером. С учетом этого и определяется степень сложности изучаемого материала в дальнейшем на занятиях в группе.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для совершенствования технологических знаний и коммуникативной культуры в области информационных технологий перед поступлением в высшие учебные заведения.

Задачи:

  • образовательные (предметные) - формирование навыков элементарного проектирования и верстки документов, изучение основ работы с базовыми программами (MS Office Word, MS office PowerPoint), развитие навыков поиска информации для своих собственных файлов.

  • личностные - формирование навыков работы в коллективе, развитие активной жизненной позиции, нравственной, волевой и эстетической сферы личности, создание условий для самореализации, формирование веры в себя, в свои возможности и силы.

  • метапредметные - развитие творческих способностей обучающихся, креативного мышления, творческой индивидуальности, потребности в самообразовании, умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

Входной контроль в форме собеседования

2.

Текстовый процессор Microsoft Word

10

4

6

Текущий контроль в форме творческого задания

3.

Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint

12

3

9

Текущий контроль в форме творческого задания

4.

Интернет

4

1

3

Текущий контроль в форме практического задания

5.

Заключение

2


2

Текущий контроль в форме дискуссии


ИТОГО

30

9

21



1.3.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение (2 ч)

Теория (1 ч): План работы объединения. Техника безопасности.

Практика (1 ч): Входной контроль в форме собеседования.

Раздел 2. Раздел 2. Текстовый процессор Microsoft Word (10 ч)

Теория (4 ч): Основные приемы обработки информации в Microsoft Word. Основные операции над текстовыми фрагментами. Способы изменения формата набранного текста. Правила совместного размещения текста и графики.

Практика (6 ч): Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Форматирование текста и абзацев. Работа с форматом файла. Перевод в PDF формат. Печать документа. Работа со своим материалом.

Раздел 3. Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint (12ч)

Теория (3 ч): Microsoft PowerPoint: возможности программы. Правила вставки новых объектов и изменения их размеров. Работа с анимацией объектов и слайдов.

Практика (9 ч): Структура и интерфейс программы Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint. Закрепление на практике следующих навыков: вставка новых объектов, изменение их размеров. Анимация объектов и слайдов. Сохранение презентации. Итоговый контроль. Разработка краткой презентации о себе.

Раздел 4. Интернет (4 ч)

Теория (1 ч): Основные принципы работы в сети Интернет.

Практика (3 ч): Поиск информации в сети Интернет. Создание документов на заданную тему с помощью материалов из сети.

Раздел 5. Заключение (2 ч)

Практика (2 ч): Подведение итогов работы объединения. Текущий контроль в форме дискуссии.

1.4. Планируемые результаты

  • предметные результаты: в результате обучения по программе обучающиеся должны знать основы работы с базовыми компьютерными программами Microsoft Word и Microsoft PowerPoint; уметь искать, сохранять, систематизировать информацию из сети Интернет для создания своих собственных документов и презентаций, работать в изученных программах.

  • личностные результаты: в результате обучения по программе у обучающихся должны быть сформированы навыки работы в коллективе, развита активная жизненная позиция, созданы условия для самореализации, саморазвития и личностного самоопределения.

  • метапредметные результаты: по итогам освоения программы у обучающихся будут развиты творческие способности, креативное мышление, умение решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях, навыки работать в коллективе и публично защищать созданные проекты.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

(расписание)

Продолжительность каникул, выходные дни

1

24.04.2023

31.05.2023

6

30

3 раза в неделю по 2 часа

1.05.23г.

9.05.23г.


2.2. Условия реализации программы

  • материально-техническое обеспечение – учебный класс для проведения теоретических и практических занятий, оснащенный персональными компьютерами;

  • перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

  • персональные компьютеры – 12 шт.;

  • многофункциональное печатающее устройство;

  • цифровой фотоаппарат;

  • видеокамера;

  • бумага разноформатная.

  • информационное обеспечение:

  • операционная система – Windows 7 professional, Windows 10 professional;

  • текстовый редактор – Microsoft Word (в составе пакетов программ Microsoft Office 2007, 2010, 2016, 356);

  • программа подготовки и просмотра презентаций – Microsoft PowerPoint (в составе пакетов программ MicrosoftOffice 2007, 2010, 2016, 356);

  • приложение для работы с файлами в формате PDF – Adobe Acrobat Reader DC;

  • Web-браузер – Internet Explorer, Google Chrome, Yandex браузер;

  • многофункциональный графический редактор Adobe Photoshop;

  • кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Потворова Виктория Михайловна, руководитель издательского центра МБОУ БГОК №59, главный редактор научно-исследовательского журнала «Граф Толстой», член редколлегии газеты «В центре событий».

2.3. Формы аттестации

Входной контроль проводится на вводном занятии в форме собеседования.

Текущий контроль в форме наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе занятий осуществляется непосредственно на занятии.

Тематический контроль проводится в форме собеседования и презентации творческой работы после пройденного раздела программы.

В конце пройденного курса проводится итоговая аттестация в форме защиты творческого проекта.

2.4. Оценочные материалы

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные файлы, документы, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по его созданию.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • входной контроль (Приложение №1);

  • текущий контроль, рефлексивный самоанализ и самооценка обучающимися выполняемых заданий;

  • взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • итоговая аттестация (Приложение №2).

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  • по количеству творческих элементов в документе или презентации;

  • по степени его оригинальности;

  • по практической пользе созданного продукта.

2.5. Методические материалы

Основные методы организации образовательного процесса, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый и исследовательский.

Основные формы проведения занятий: теоретические и практические занятия (дискуссии, диалоги, «мозговой штурм», защита проектов), творческий практикум, работа с информацией (обзор, анализ, сбор материала, редактирование, исследование), работа со справочной литературой (словарями, энциклопедиями), социологический опрос, интервьюирование, защита работ.

Данная программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать обучающихся, у детей развиваются такие качества, как объективность, коммуникабельность, оперативность, усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели.

Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - документа, реферата, буклета, открытки, презентации и т.п. Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию обучающимися определенного образовательного продукта. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.



2.6. Список литературы

Список литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Антоненко, М. В. «Толстый» самоучитель работы в Интернете. Все самое интересное, полезное и нужное об Интернете в одной книге : самоучитель / М. В. Антоненко, А. В. Будрин, Р. Г. Прокди. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2013. — 560 с.

  2. Берман Н. Д. MS PowerPoint 2010 : учебное пособие / Н. Д. Берман, Т. А. Бочарова, Н. И. Шадрина. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 88 с.

  3. Волков В.Б. Понятный самоучитель WORD 2007. – Спб: Питер, 2008. 192 с.: ил.

  4. Леонов В. PowerPoint 2010 с нуля / Леонов Василий. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320 с. – (Компьютер на 100%).

  5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия компьютера 2011. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 960 с.: – ил. (Новейшая энциклопедия).

  6. Лоу Дуг. Powerpoint 2010 для чайников.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2011. – 320 с.: ил. – Парал. тит. англ.


Интернет- ресурсы:

  1. https://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ - 25 секретов Word, которые упростят работу

  2. https://business.tutsplus.com/ru/articles/37-effective-powerpoint-presentation-tips--cms-25421 -37 советов для эффективной презентации PowerPoint

  3. https://spark.ru/startup/artrange-digital/blog/33261/10-priemov-dlya-sozdaniya-krutih-prezentatsij - 10 приемов для создания крутых презентаций

  4. https://msk.tele2.ru/journal/article/20-rules-for-safety-internet - 20 правил безопасного пользования интернетом

  5. https://color.adobe.com/ru/create/color-wheel - генератор цветовых палитр.



Приложение №1

Входной контроль

Форма проведения – собеседование.

Вопросы для собеседования:

  1. Владеете ли Вы навыками работы в текстовом редакторе Microsoft Word?

  2. Для работы с какими файлами она используется?

  3. Насколько хорошо Вам знакома программа Microsoft PowerPoint?

  4. Умеете ли Вы создавать презентации?

  5. Умеете ли Вы искать, сохранять и систематизировать информацию из сети Интернет?

  6. Приходилось ли Вам публично защищать творческие проекты?

  7. Чему бы Вам хотелось научиться в рамках курса «Компьютерная азбука»?



Приложение №2

Итоговый контроль

Форма проведения – защита творческого проекта.

Критерии оценки творческого проекта:

  1. сложность выполнения проектного материала;

  2. количество творческих элементов в проекте;

  3. относительная новизна материала для составителя проекта и его адресатов;

  4. эстетическая составляющая проекта;

  5. практическая польза созданного продукта.



Методические материалы


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА»

Задание 1. Создать слайд «Информатика», используя макет Титульный слайд.

Для этого необходимо выполнить.

1. Ввести текст заголовка: Информатика.

  • Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - синий.

  • Установить для заголовка тень (Формат, Стили WordArt)

2. Ввести текст подзаголовка: 1 курс факультет экономики и управления.

  • Установить для подзаголовка размер шрифта - 40, цвет – лиловый, применить для подзаголовка тень, отражение.

3. Изменить фон слайда с помощью Стили фона вкладки Дизайн или контекстного меню слайда. В диалоговом окне Формат фона выбрать пункт Заливка, затем Рисунок или текстура, Текстура – Белый мрамор.

4. Установить анимацию слайда

  • для заголовка (Заглавие) - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.

  • для подзаголовка (Текст) - эффект Панорама, появление текста По вертикали наружу

5. Установить переход к слайду

Задание 2. Создать слайд «Разделы курса», используя макет Заголовок и объект:

  • ОС Windows

  • Текстовый процессор Word

  • Презентации в PowerPoint

Для этого необходимо выполнить.

  • Установить для заголовка текста "Разделы курсы" размер та - 60, цвет - красный, бирюзовую заливку, серую тень.

  • Установить для списка размер шрифта - 36, цвет - красный, контур – синий, тень - черная.

  • Установить фон слайда - заливка градиентная, название заготовки – рассвет.

  • Установить для заголовка - эффекты анимации, появление текста По буквам.

  • Установить для подзаголовка (Текст) - эффекты анимации, изменить порядок появления элементов списка.

Задание 3. Создать слайд «Windows», используя макет Объект с подписью.

Для этого необходимо выполнить.

  • Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - Малиновый,

  • заливка градиентная - заготовка Океан.

  • Измените для заголовка стиль оформления текста и текстовые эффекты.

  • Свернуть окно PowerPoint.

  • Снять копию экрана, нажав на клавишу Print Screen, предварительно открыв меню Пуск и Программы.

  • Развернуть PowerPoint и вставить рисунок из буфера обмена.

  • Установить фон слайда - заготовка Радуга.

  • Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.

  • Создать список тем лабораторных работ по Windows:

1.1. Стандартные приложения ОС Windows;

1.2. Работа с файлами и папками.

  • Установить для списка - эффект Вылет снизу-справа, появление текста Всё вместе по абзацам.

  • Установить для рисунка – эффекты анимации.

  • Установить для слайда переход - жалюзи.

Задание 4. Создать слайд «PowerPoint», используя макет Рисунок с подписью.

Для этого необходимо выполнить:

  • Установить фон слайда - белый мрамор.

  • Установить для заголовка размер шрифта - 60. цвет - темно-синий, применить текстовые эффекты.

  • Ввести название лабораторной работы: «Создание презентации по курсу Информатика».

  • Установить для списка размер шрифта - 28, цвет - красный на голубом фоне (голубая заливка).

  • Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.

  • Установить для списка - эффект Жалюзи вертикальные, появление текста Все вместе.

  • Вставить произвольный рисунок.

  • Установить для рисунка - эффект Вращение.

Задание 5. Создать слайд «Word», используя макет Два объекта.

Для этого необходимо выполнить.

  • Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - темно-синий, тень.

  • Ввести список тем лабораторных работ по Word:

  • Форматирование текста;

  • Работа с таблицами;

  • Создание оглавления.

  • Установить для списка размер шрифта - 28, курсив, цвет – зеленый.

  • Вставить во вторую колонку слайда диаграмму и объект WordArt.

  • Установить фон слайда - градиентная заливка в два цвета.

  • Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.

  • Установить для текста (Список) - эффект Сбор снизу, появление текста По словам и По абзацам.

  • Установить для рисунка диаграммы - эффект Анимация диаграммы.

  • Установить для текста WordArt - эффект Появление слева.

Задание 6. Создать слайд «Об авторе», используя произвольный макет, произвольный текст, содержащий фамилию, имя и отчество разработчика презентации, и другую дополнительную информацию. Цветовую гамму и эффекты выбрать произвольно.

Задание 7. Установить следующий порядок слайдов:

1. Информатика.

2. Разделы курса.

3. Windows.

4. Word.

5. Power Point.

6. Об авторе.

Для этого необходимо выполнить.

  • Перейти в режим сортировщика слайдов.

  • Установить масштаб изображения так, чтобы отображались все

  • слайды.

  • Обеспечьте требуемый порядок, перетаскивая слайды мышкой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!