ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Компьютерная азбука»
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 1 месяц (30 часов)
Автор-составитель:
Потворова Виктория Михайловна,
педагог дополнительного
образования
Брянск, 2023
Содержание
дополнительной общеразвивающей программы
«Компьютерная азбука»
1. | Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 5 |
1.3. | Содержание программы | 5 |
1.3.1. | Учебный план | 5 |
1.3.2. | Содержание учебного плана | 6 |
1.4. | Планируемые результаты | 7 |
2. | Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. | 7 |
2.1. | Календарный учебный график | 7 |
2.2. | Условия реализации программы | 7 |
2.3. | Формы аттестации | 8 |
2.4. | Оценочные материалы | 8 |
2.5. | Методические материалы | 9 |
2.6. | Список литературы | 10 |
| Приложения | |
1. | Входной контроль | 11 |
2. | Итоговый контроль | 12 |
3. | Методические материалы | 13 |
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной программы: социально-педагогическая.
Актуальность краткосрочной программы «Компьютерная азбука» обусловлена тем, что после получения среднего общего образования у многих учащихся есть потребность продолжения обучения в высших учебных заведениях. Для поступления в ВУЗ и успешного обучения в нем необходимы базовые навыки работы с компьютером и основных компьютерных программах и приложениях, таких как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, а также умение работать с информацией из сети Интернет.
Информационная структура современного общества постоянно изменяется и требует непрерывного совершенствования навыков работы с новыми информационными технологиями. Они должны стать проводником и инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Получение обучающимися знаний и практических навыков работы в области информационных технологий является составным элементом общей информационной культуры современного молодого специалиста, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
Новизна программы заключается в ее практико-ориентированном подходе: благодаря обновленной материально-технической базе образовательной организации у обучающихся есть возможность приобрести не только теоретические, но и практические навыки работы на современной компьютерной технике, таким образом подготовив себя к комфортному и уверенному обучению на новой ступени образования.
Педагогическая целесообразность программы основана на том, что совершенствование навыков работы на компьютере и подготовка документальных материалов и презентаций требует вовлечения обучающихся в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор, правка, макетирование и т. д. В результате работы над печатными документами и презентациями возрастает мотивация обучающихся к получению новых знаний. Дети учатся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают новый опыт в подготовке документов. Эта работа способствует сплоченности обучающихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в коллективе. Создание презентаций и печатных файлов нацеливает детей на исследовательскую работу, способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей и презентаций обучающиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Нормативно-правовое основание разработки программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее - Концепция);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Устав МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска;
10. Локальные акты МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: программа «Компьютерная азбука» дает возможность использовать полученные во время обучения знания и навыки непосредственно в жизни, тем самым включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, расширяя их кругозор и открывая им мир, который сегодня немыслим без компьютерных технологий.
Адресат программы: программа «Компьютерная азбука» адресована детям 16-18 лет.
Общий объем программы: 26 часов.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный месяц.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа (13 занятий по 2 часа - 26 часов в месяц).
Особенности организации образовательного процесса: занятия в постоянной группе в количестве 10-12 человек; самостоятельная поисковая и компьютерная деятельность обучающихся. Предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). Предполагается вводное занятие, где будет определен уровень способностей каждого ребенка, необходимый для работы с компьютером. С учетом этого и определяется степень сложности изучаемого материала в дальнейшем на занятиях в группе.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для совершенствования технологических знаний и коммуникативной культуры в области информационных технологий перед поступлением в высшие учебные заведения.
Задачи:
образовательные (предметные) - формирование навыков элементарного проектирования и верстки документов, изучение основ работы с базовыми программами (MS Office Word, MS office PowerPoint), развитие навыков поиска информации для своих собственных файлов.
личностные - формирование навыков работы в коллективе, развитие активной жизненной позиции, нравственной, волевой и эстетической сферы личности, создание условий для самореализации, формирование веры в себя, в свои возможности и силы.
метапредметные - развитие творческих способностей обучающихся, креативного мышления, творческой индивидуальности, потребности в самообразовании, умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Входной контроль в форме собеседования |
2. | Текстовый процессор Microsoft Word | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль в форме творческого задания |
3. | Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint | 12 | 3 | 9 | Текущий контроль в форме творческого задания |
4. | Интернет | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль в форме практического задания |
5. | Заключение | 2 | | 2 | Текущий контроль в форме дискуссии |
| ИТОГО | 30 | 9 | 21 | |
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение (2 ч)
Теория (1 ч): План работы объединения. Техника безопасности.
Практика (1 ч): Входной контроль в форме собеседования.
Раздел 2. Раздел 2. Текстовый процессор Microsoft Word (10 ч)
Теория (4 ч): Основные приемы обработки информации в Microsoft Word. Основные операции над текстовыми фрагментами. Способы изменения формата набранного текста. Правила совместного размещения текста и графики.
Практика (6 ч): Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Форматирование текста и абзацев. Работа с форматом файла. Перевод в PDF формат. Печать документа. Работа со своим материалом.
Раздел 3. Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint (12ч)
Теория (3 ч): Microsoft PowerPoint: возможности программы. Правила вставки новых объектов и изменения их размеров. Работа с анимацией объектов и слайдов.
Практика (9 ч): Структура и интерфейс программы Microsoft PowerPoint. Создание презентации в Microsoft PowerPoint. Закрепление на практике следующих навыков: вставка новых объектов, изменение их размеров. Анимация объектов и слайдов. Сохранение презентации. Итоговый контроль. Разработка краткой презентации о себе.
Раздел 4. Интернет (4 ч)
Теория (1 ч): Основные принципы работы в сети Интернет.
Практика (3 ч): Поиск информации в сети Интернет. Создание документов на заданную тему с помощью материалов из сети.
Раздел 5. Заключение (2 ч)
Практика (2 ч): Подведение итогов работы объединения. Текущий контроль в форме дискуссии.
1.4. Планируемые результаты
предметные результаты: в результате обучения по программе обучающиеся должны знать основы работы с базовыми компьютерными программами Microsoft Word и Microsoft PowerPoint; уметь искать, сохранять, систематизировать информацию из сети Интернет для создания своих собственных документов и презентаций, работать в изученных программах.
личностные результаты: в результате обучения по программе у обучающихся должны быть сформированы навыки работы в коллективе, развита активная жизненная позиция, созданы условия для самореализации, саморазвития и личностного самоопределения.
метапредметные результаты: по итогам освоения программы у обучающихся будут развиты творческие способности, креативное мышление, умение решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях, навыки работать в коллективе и публично защищать созданные проекты.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий (расписание) | Продолжительность каникул, выходные дни |
1 | 24.04.2023 | 31.05.2023 | 6 | 30 | 3 раза в неделю по 2 часа | 1.05.23г. 9.05.23г. |
2.2. Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение – учебный класс для проведения теоретических и практических занятий, оснащенный персональными компьютерами;
перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
персональные компьютеры – 12 шт.;
многофункциональное печатающее устройство;
цифровой фотоаппарат;
видеокамера;
бумага разноформатная.
операционная система – Windows 7 professional, Windows 10 professional;
текстовый редактор – Microsoft Word (в составе пакетов программ Microsoft Office 2007, 2010, 2016, 356);
программа подготовки и просмотра презентаций – Microsoft PowerPoint (в составе пакетов программ MicrosoftOffice 2007, 2010, 2016, 356);
приложение для работы с файлами в формате PDF – Adobe Acrobat Reader DC;
Web-браузер – Internet Explorer, Google Chrome, Yandex браузер;
многофункциональный графический редактор Adobe Photoshop;
кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Потворова Виктория Михайловна, руководитель издательского центра МБОУ БГОК №59, главный редактор научно-исследовательского журнала «Граф Толстой», член редколлегии газеты «В центре событий».
2.3. Формы аттестации
Входной контроль проводится на вводном занятии в форме собеседования.
Текущий контроль в форме наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе занятий осуществляется непосредственно на занятии.
Тематический контроль проводится в форме собеседования и презентации творческой работы после пройденного раздела программы.
В конце пройденного курса проводится итоговая аттестация в форме защиты творческого проекта.
2.4. Оценочные материалы
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные файлы, документы, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по его созданию.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
входной контроль (Приложение №1);
текущий контроль, рефлексивный самоанализ и самооценка обучающимися выполняемых заданий;
взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
итоговая аттестация (Приложение №2).
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в документе или презентации;
по степени его оригинальности;
по практической пользе созданного продукта.
2.5. Методические материалы
Основные методы организации образовательного процесса, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый и исследовательский.
Основные формы проведения занятий: теоретические и практические занятия (дискуссии, диалоги, «мозговой штурм», защита проектов), творческий практикум, работа с информацией (обзор, анализ, сбор материала, редактирование, исследование), работа со справочной литературой (словарями, энциклопедиями), социологический опрос, интервьюирование, защита работ.
Данная программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать обучающихся, у детей развиваются такие качества, как объективность, коммуникабельность, оперативность, усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели.
Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - документа, реферата, буклета, открытки, презентации и т.п. Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию обучающимися определенного образовательного продукта. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
2.6. Список литературы
Список литературы для обучающихся и педагогов:
Антоненко, М. В. «Толстый» самоучитель работы в Интернете. Все самое интересное, полезное и нужное об Интернете в одной книге : самоучитель / М. В. Антоненко, А. В. Будрин, Р. Г. Прокди. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2013. — 560 с.
Берман Н. Д. MS PowerPoint 2010 : учебное пособие / Н. Д. Берман, Т. А. Бочарова, Н. И. Шадрина. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 88 с.
Волков В.Б. Понятный самоучитель WORD 2007. – Спб: Питер, 2008. 192 с.: ил.
Леонов В. PowerPoint 2010 с нуля / Леонов Василий. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320 с. – (Компьютер на 100%).
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия компьютера 2011. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 960 с.: – ил. (Новейшая энциклопедия).
Лоу Дуг. Powerpoint 2010 для чайников.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2011. – 320 с.: ил. – Парал. тит. англ.
Интернет- ресурсы:
https://lifehacker.ru/20-sekretov-word/ - 25 секретов Word, которые упростят работу
https://business.tutsplus.com/ru/articles/37-effective-powerpoint-presentation-tips--cms-25421 -37 советов для эффективной презентации PowerPoint
https://spark.ru/startup/artrange-digital/blog/33261/10-priemov-dlya-sozdaniya-krutih-prezentatsij - 10 приемов для создания крутых презентаций
https://msk.tele2.ru/journal/article/20-rules-for-safety-internet - 20 правил безопасного пользования интернетом
https://color.adobe.com/ru/create/color-wheel - генератор цветовых палитр.
Приложение №1
Входной контроль
Форма проведения – собеседование.
Вопросы для собеседования:
Владеете ли Вы навыками работы в текстовом редакторе Microsoft Word?
Для работы с какими файлами она используется?
Насколько хорошо Вам знакома программа Microsoft PowerPoint?
Умеете ли Вы создавать презентации?
Умеете ли Вы искать, сохранять и систематизировать информацию из сети Интернет?
Приходилось ли Вам публично защищать творческие проекты?
Чему бы Вам хотелось научиться в рамках курса «Компьютерная азбука»?
Приложение №2
Итоговый контроль
Форма проведения – защита творческого проекта.
Критерии оценки творческого проекта:
сложность выполнения проектного материала;
количество творческих элементов в проекте;
относительная новизна материала для составителя проекта и его адресатов;
эстетическая составляющая проекта;
практическая польза созданного продукта.
Методические материалы
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА»
Задание 1. Создать слайд «Информатика», используя макет Титульный слайд.
Для этого необходимо выполнить.
1. Ввести текст заголовка: Информатика.
Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - синий.
Установить для заголовка тень (Формат, Стили WordArt)
2. Ввести текст подзаголовка: 1 курс факультет экономики и управления.
Установить для подзаголовка размер шрифта - 40, цвет – лиловый, применить для подзаголовка тень, отражение.
3. Изменить фон слайда с помощью Стили фона вкладки Дизайн или контекстного меню слайда. В диалоговом окне Формат фона выбрать пункт Заливка, затем Рисунок или текстура, Текстура – Белый мрамор.
4. Установить анимацию слайда
для заголовка (Заглавие) - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.
для подзаголовка (Текст) - эффект Панорама, появление текста По вертикали наружу
5. Установить переход к слайду
Задание 2. Создать слайд «Разделы курса», используя макет Заголовок и объект:
ОС Windows
Текстовый процессор Word
Презентации в PowerPoint
Для этого необходимо выполнить.
Установить для заголовка текста "Разделы курсы" размер та - 60, цвет - красный, бирюзовую заливку, серую тень.
Установить для списка размер шрифта - 36, цвет - красный, контур – синий, тень - черная.
Установить фон слайда - заливка градиентная, название заготовки – рассвет.
Установить для заголовка - эффекты анимации, появление текста По буквам.
Установить для подзаголовка (Текст) - эффекты анимации, изменить порядок появления элементов списка.
Задание 3. Создать слайд «Windows», используя макет Объект с подписью.
Для этого необходимо выполнить.
Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - Малиновый,
заливка градиентная - заготовка Океан.
Измените для заголовка стиль оформления текста и текстовые эффекты.
Свернуть окно PowerPoint.
Снять копию экрана, нажав на клавишу Print Screen, предварительно открыв меню Пуск и Программы.
Развернуть PowerPoint и вставить рисунок из буфера обмена.
Установить фон слайда - заготовка Радуга.
Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.
Создать список тем лабораторных работ по Windows:
1.1. Стандартные приложения ОС Windows;
1.2. Работа с файлами и папками.
Установить для списка - эффект Вылет снизу-справа, появление текста Всё вместе по абзацам.
Установить для рисунка – эффекты анимации.
Установить для слайда переход - жалюзи.
Задание 4. Создать слайд «PowerPoint», используя макет Рисунок с подписью.
Для этого необходимо выполнить:
Установить фон слайда - белый мрамор.
Установить для заголовка размер шрифта - 60. цвет - темно-синий, применить текстовые эффекты.
Ввести название лабораторной работы: «Создание презентации по курсу Информатика».
Установить для списка размер шрифта - 28, цвет - красный на голубом фоне (голубая заливка).
Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.
Установить для списка - эффект Жалюзи вертикальные, появление текста Все вместе.
Вставить произвольный рисунок.
Установить для рисунка - эффект Вращение.
Задание 5. Создать слайд «Word», используя макет Два объекта.
Для этого необходимо выполнить.
Установить для заголовка размер шрифта - 60, цвет - темно-синий, тень.
Ввести список тем лабораторных работ по Word:
Форматирование текста;
Работа с таблицами;
Создание оглавления.
Установить для списка размер шрифта - 28, курсив, цвет – зеленый.
Вставить во вторую колонку слайда диаграмму и объект WordArt.
Установить фон слайда - градиентная заливка в два цвета.
Установить для заголовка - эффект Вылет справа, появление текста По буквам.
Установить для текста (Список) - эффект Сбор снизу, появление текста По словам и По абзацам.
Установить для рисунка диаграммы - эффект Анимация диаграммы.
Установить для текста WordArt - эффект Появление слева.
Задание 6. Создать слайд «Об авторе», используя произвольный макет, произвольный текст, содержащий фамилию, имя и отчество разработчика презентации, и другую дополнительную информацию. Цветовую гамму и эффекты выбрать произвольно.
Задание 7. Установить следующий порядок слайдов:
1. Информатика.
2. Разделы курса.
3. Windows.
4. Word.
5. Power Point.
6. Об авторе.
Для этого необходимо выполнить.
Перейти в режим сортировщика слайдов.
Установить масштаб изображения так, чтобы отображались все
слайды.
Обеспечьте требуемый порядок, перетаскивая слайды мышкой.