Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кожевниковский техникум агробизнеса»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ПЦК ОГБПОУ «КТАБ» Г.В.Монастырева _____________ «___»_______________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР А.В. Хакамова____________________ «___»_______________________2021 г. | |
Дополнительная образовательная программа
« Мини - футбол»
Срок реализации программы 1 год.
Руководитель кружка:
Сергеев А.В..
(преподаватель физической культуры)
2021/2022 год
Разработчик: Сергеев А.В., преподаватель физической культуры
Рекомендована: Предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ОГБПОУ «Кожевниковского техникума агробизнеса» в составе преподавателей: Монастырева Г.В., Полякова Т.Д., Морозов И.Г., Киселева Л.А., Морозова Л.В., Хакамов И.И., Синявина О.И., Салиев В.В.
Протокол № __ от ___________2021 г
Заключение ПЦК №____ от «____»__________2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа физического воспитания обучающихся техникума по мини – футболу направлена на содействие улучшению здоровья обучающихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини – футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие обучающимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 недели (с учетом каникулярного времени).
Цель программы: сформировать потребность в самостоятельном использования физических упражнений, закаливающих процедур и гигиенических требований в целях поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма, привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Тип программы: спортивно-оздоровительное направление
Количество часов: 34 ч.
Формы контроля: наблюдение, корректировка, диагностика, тестирование
Фомы организации занятий: урок-тренировка, урок-соревнование, контрольный урок, инструктивный урок.
Содержание программы
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-7 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе |
теория | практика | контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Техническая подготовка | 10 | В течение учебного процесса | 10 | |
2. | Тактическая подготовка | 5 | В течение учебного процесса | 5 | |
3. | Общая физическая подготовка | 8 | | 8 | 1 |
4. | Специальная физическая подготовка | 7 | | 7 | 1 |
5. | Соревнования | 3 | | 3 | |
6. | Инструкторская и судейская практика | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Всего часов | Из них | УУД | Форма занятий | Контроль |
теория | практика |
Техническая подготовка | 10 | | 10 | Личностные: Регулятивные: Планирование Самооценка Взаимооценка Познавательные: Выбор эффективной техники Рефлексия Решение проблем собственным путем Коммуникативные: Сотрудничество Разрешение конфликтов Предметные: Способность контролировать мяч Умение наносить удары по мячу различными способами Способность противодействовать сопернику | | |
1 | Различные способы перемещения | 1 | | 1 | тренировка | Наблюдение и коррекция |
2 | Удары по мячу ногой с места | 1 | | 1 | объяснение | тестирование |
3 | Удары по мячу ногой в движении | 1 | | 1 | тренировка | диагностика |
4 | Удары по мячу ногой с лета | 1 | | 1 | тренировка | коррекция |
5 | Удары по мячу головой | 1 | | 1 | тренировка | коррекция |
6 | Обработка катящегося мяча | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
7 | Обработка летящего мяча | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
8 | Ведение мяча | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
9 | Обманные движения (финты) | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
10 | Отбор мяча | 1 | | 1 | тренировка | коррекция Зачет |
Тактическая подготовка | 5 | | 5 | Личностные: Регулятивные: Планирование Самооценка Взаимооценка Познавательные: Выбор эффективной тактики Рефлексия Решение проблем собственным путем Коммуникативные: Сотрудничество Разрешение конфликтов Предметные: Способность выбирать действие Умение «действовать на опережение» Способность к групповым взаимодействиям | | |
11 | Тактика игры в атаке | 1 | | 1 | объяснение | Анкетирование |
12 | Тактика игры в атаке | 1 | | 1 | Тренировка | Наблюдение |
13 | Тактика игры в обороне | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
14 | Тактика игры в обороне | 1 | | 1 | тренировка | коррекция |
15 | Тактика игры вратаря | 1 | | 1 | объяснение | Коррекция тестирование |
Общая физическая подготовка | 8 | | 8 | Личностные: Регулятивные: Планирование Самооценка Взаимооценка Познавательные: Выбор эффективной тактики Рефлексия Решение проблем собственным путем Коммуникативные: Сотрудничество Разрешение конфликтов Предметные: Способность к физическим усилиям Умение выполнять строевые команды Осознание основ ЗОЖ | | |
16 | Строевые упражнения | 1 | | 1 | тренировка | Наблюдение |
17 | Упражнения на тренажерах | 1 | | 1 | Круговая тренировка | Тестирование |
18 | Беговые упражнения | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
19 | Беговые упражнения | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
20 | Упражнения с мячами | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
21 | Упражнения с мячами | 1 | | 1 | Круговая тренировка | Коррекция |
22 | Упражнения в парах | 1 | | 1 | тренировка | Коррекция |
23 | Контрольный урок | 1 | | 1 | соревнование | зачет |
Специальная физическая подготовка | 7 | | 7 | Личностные: Регулятивные: Планирование Самооценка Взаимооценка Познавательные: Выбор эффективной тактики Рефлексия Решение проблем собственным путем Коммуникативные: Сотрудничество Разрешение конфликтов Предметные: Развитие специальных физических качеств Способность выполнять максимальные усилия | | |
24 | Скоростная подготовка | 1 | | 1 | Тренировка | тестирование |
25 | Силовая подготовка | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
26 | Скор-сил. подготовка | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
27 | Развитие выносливости | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
28 | Развитие ловкости | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
28 | Борьба за мяч | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
29 | Борьба за мяч | 1 | | 1 | тренировка | коррекция |
30 | Контрольный урок | 1 | | 1 | Соревнование | зачет |
Соревнования | 4 | | 4 | Личностные: Регулятивные: Планирование Самооценка Взаимооценка Познавательные: Выбор эффективной тактики Рефлексия Решение проблем собственным путем Коммуникативные: Сотрудничество Разрешение конфликтов Предметные: умение проявить качества в игровой обстановке способность проявлять лидерские качества | Соревнование | Соревнование |
Итого: | 34ч |
Краткое описание содержания программного материала.
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по мини-футболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м., до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом .
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
Техническая подготовка.
.Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Броски рукой на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру)
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
выработка оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности заниматься физической культурой и спортом;
пробуждение в детях желания заботиться о собственном здоровье;
формирование знания негативных факторов риска здоровью.
Список используемой литературы:
Мини-фубол: Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2005
Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2006
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980
Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008
Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2006