СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа кружка "Мастерилка"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Мастерилка» разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, планируемых результатов начального общего образования, программы образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа кружка "Мастерилка"»




Пояснительная записка


Программа кружка «Мастерилка» разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, планируемых результатов начального общего образования, программы образовательных учреждений.- М: Просвещение, 2011 и учебно-методического комплекса «Школа России» научный руководитель А.А.Плешаков.- М: Просвещение, 2011. + брошюра Гукасова А.М.Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами. Москва. 2007.


    • проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных


  • модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.


Что же понимается под творческими способностями?


      • педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.


Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребѐнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.


Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.


Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).


Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учетом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвѐртому классу дается более сложная работа, нежели малышам.


Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическуюнаправленность,которая является важным направлением в развитии ивоспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.


Программа кружка «Мастерилка » рассчитана на детей с 1 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 33часа в1классе и 34 часа во 2,3 и 4 классе. (1 раз в неделю по 1 часу, всего 33(1кл) и 34 занятия (2,3,4кл) за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.


Цель программы -создание условий для развития личности,способной кхудожественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.


– научить ребѐнка создавать поделки из цветной бумаги,природногоматериала, фольги и фантиков,


научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.


Задачи программы Обучающие:


закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;


обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;


обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.


Развивающие:


развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;


развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.


Воспитательные:


воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание аккуратности;

экологическое воспитание обучающихся;

развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения,развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы,лежащие в основе программы:


  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);


  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). ―Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);


  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);


  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);


  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.


Формы и методы занятий

  • процессе занятий используются различные формы занятий:


традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.


А также различные методы:


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:


словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,


наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и

др.);


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:


объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;


репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;


  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;


  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учетом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.


Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 4 года.










Содержание программы кружка «Мастерилка» 1 класс (33 часа).


Тема 1.Как работать в кружке? Я и мои друзья.

Беседа об экологии и сохранении природных ресурсов.Соблюдение ТБ.


Тема 2.Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Свойства, производство используемых материалов.


Тема 3.Что такое «Мастерилка». Работа с пластилином свободная тема. Беседа о пластичных материалах: из чего можно лепить и что можно лепить.


Тема 4.Природный материал. «Аппликация из листьев».Экскурсия.Сборматериала. Игра : Что на что похоже?


Тема 5. Пластилин. Аппликация из пластилина«Ваза с цветами».


Беседа о значении растений в жизни человека. Какие растения мы знаем? Тема 6.Пластилин. «Животные из природного материала и пластилина».Беседа о значении животных в жизни человека. Каких животных мы знаем?Тема 7. Аппликация тарелки из пластилина, украшенная семенами растений»

Знакомство с семенами разных растений. Орнамент из семян. Игра : Узнай растение по семечке.


Тема 8-9. Проект «Осенний урожай». Натюрморт «Овощи и фрукты изпластилина».


Беседа на тему: Мой натюрморт. Составление натюрморта. Какие мы знаем овощи и фрукты?


Тема 10. Бумага. Аппликация «Золотая рыбка»


Беседа о свойствах бумаги. Аппликация из кусочков отрывной бумаги. Тема 11. Работа с бумагой. Объемная аппликация «Пчела над цветком» Беседа о разных видах бумаги. Изготовление объемной аппликации.


Тема 12. Проект «Аквариум и его обитатели».«Коллаж Аквариум» Беседа об аквариумных рыбках и рыбах живущих в водоемах.


Тема 13. Новый год. Проект «Новогодние игрушки». Украшения на елку,изразличных материалов. Выставка.


Тема 14. Украшение на окно. Снежинки. Беседа:Какие бывают снежинки

.Складывание бумаги. Орнамент.

Вырезание рисунка

Тема 15. Домашние животные. Свободная тема.

Изготовление животных из пластилина, бумаги (аппликация), фольги и т.д.

Тема 16. Такие разные рамки для фото. Свободная тема.


Рамки из картона с орнаментом из природного материала, макаронных изделий,семян, фасоли, круп, ракушек и т. д.


Тема 17. Посуда. Аппликация из поролона и карандашных стружек Знакомство с поролоном. Правила вырезания. Цветы из карандашных стружек.


Тема 18. Проект «Столовый сервиз» из пластилина. Изделия: «тарелка», «ложка», « вилка» и т.д. Знакомство с столовым сервизом. Правила поведения за столом.


Тема 19. Свет в доме. Изделие: «Подсвечник».Беседа об осветительныхприборах и правильном их использовании.


Тема 20. Мебель из спичечных коробков. Какая бывает мебель.Беседа.Работа с бумагой, картоном, скотчем, спичечными коробками. Способы их скрепления.


Тема 21. Одежда. Ткань, Нитки. « Техника пришивания пуговиц разных видов»Знакомство с видами пуговиц,ниток,тканью.Виды одежды.


Тема 22-23. Учимся шить. Вышивка «Медвежонок»аппликацией из пуговиц.Знакомство с нитками мулине, пяльцами, наперстком. Рисунок. Вышивка. Тема 24. Передвижение по земле«Транспорт» из конструктора «Лего» Свободная тема. Развитие воображения.


Тема 25. Аппликация « Ваза из ткани и веточки мимозы из ваты» Работа с тканью, нитками и ватой.


Тема 26. Аппликация « Ваза из ткани и веточки мимозы из ваты» Заключительная работа. Работа с тканью,нитками и ватой.Заключительная работа.


Тема 27. Проект «Речной флот»,Оригами. «Кораблик из бумаги» Аппликация из геометрических фигур». Распознавание геометрических фигур.

Тема 28. Изготовление поздравительной открытки из ватных шариков.

«Вербочки»Работа с ватой и картоном.Беседа о Вербном Воскресенье.

Тема 29. Игра с ветром. Изделие «Тройная вертушка»

Работа с рейками, бумагой, красками (роспись). Беседа о «работе» ветра.


Тема 30. Оригами «кит, кораблик и самолетик»Знакомство с техникойоригами. Складывание бумаги.


Тема 31. Оригами «Котенок и щенок». Складывание бумаги.Беседа олюбимом животном.


Тема 32.Работа с бумагой «Корзинка из «бересты» с цветами»

Беседа об изделиях из бересты и разнообразии цветов из бумаги.


Тема 33. «Корзинка из пластиковой бутылки с цветами из бумаги»

Работа с пластиком. Вырезание, скрепление, украшение цветами из ткани,

бумаги.



Содержание программы кружка «Мастерилка» 2-3 класс


1. Работа с природным материалом


    • настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту

  • ценность.


Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.


Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приемы изготовления поделок и картин из природных материалов.


2. Работа с бумагой и картоном


Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приемы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.


  1. Театр из конусов


Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.


  1. Работа с фольгой, фантиками


Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать


занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.


Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.


  1. Работа с ракушками, песком

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.


  1. Работа с соленым тестом Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-


прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.


    • странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста.


  • славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.


  1. Работа с цветными нитками

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.


  1. Работа со скорлупками


Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.


  • восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.


При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.


Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.


  1. Работа с гофрированной бумагой

    • гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление

поделок.


Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.


Содержание программы кружка «Мастерилка» 4класс


  1. Вводное занятие.


Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов (сосновые шишки, сосновые иголки, листья, занятные веточки и т.д.). Просмотр видеоматериала изготовление поделок, выставка работ прикладного искусства. Практическая работа:сбор природных материалов.


  1. Работа с бумагой.


Порядок создания занимательных поделок из бумаги: «Смешные ладошки», геометрической аппликации, закладок для книг, игрушек в технике оригами, знакомство с искусством скручивания бумаги – квиллинг, работа с салфетками, фольгой. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей с целью получения заданного образа.


Практическая работа:выполнение творческих работ в технике бумажнойпластики.


  1. Работа с тканями.


Знакомство с различными образцами тканей. Знакомство с разными техниками аппликации. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают прием работы


  • ножницами различной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство


  • различными материалами, например нитки для вязания, объемные аппликации, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и т.д.


Практическая работа:ознакомление с возможным цветовым оформлениемцветочных горшков; развитие навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Выполнение аппликаций из ткани «Натюрморт», «Букет».


  1. Соленое тесто.


Знакомство с различными материалами, приспособлениями необходимыми для изготовления украшений из соленого теста. Изучение общих этапов изготовления и обработки изделий. Соблюдение техники безопасности во время работы с соленым тестом. Техника изготовления изделий, температурный режим сушки изделий, правила окрашивания и лакирования изделий: мелких орнаментальных деталей, панно и т.д.


Практическая работа:изготовление деталей для поделки«Птицы».

Изготовление животных: собака, медведь.

Работа с пластилином.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки –

пластилином. Развитие навыка использования основных приемов работы

(защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами –

пластилином. Работа с пластикой плоской формы, изучение приемов передачи в

объемной форме фактуры.


Практическая работа:лепка выпуклой картины«Букет из роз», «Райскаяптичка», лепка животных из пластилина, знакомство с работой гончарных мастерских. Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними.


  1. Работа с природными материалами.


  • качестве природных материалов используются листья деревьев и кустарников, сосновые шишки, семена овощей и ягод. Работа заключается в создании небольших объемных поделок, пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.


Практическая работа:сбор природного материала для выполнения поделок,панно. Изготовление поделок «Осенний узор» и «От ягодки до листочка»

7. Работа с бросовыми материалами.


  • качестве бросовых материалов используются камни, упаковка от яиц, пустые консервные банки.


Практическая работа:изготовление поделок«Карандашница»,поделок изупаковки от яиц по выбору обучающихся.


  1. Отчетная выставка работ учащихся.


Подведение итогов. Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года, рассказывают и показывают свои работы, объясняют, чем они им нравятся. Презентация работы кружка на DVD: дети с преподавателем за обсуждением очередных поделок, в процессе изготовления работ, конечный результат. Подготовка итоговой выставки ребят. Организация и проведение школьной выставки поделок.


Практическая работа:проведение выставки.


  • основу изучения кружка «Мастерилка» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.


Требования к уровню подготовки учащихся


    • процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.


  • результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.


Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:


– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;


– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;


– будут создавать композиции с изделиями;


– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;


– овладеют навыками культуры труда;


– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,


– в школе

  • Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.


Предполагаемые результаты реализации программы


  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетикеповседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.


  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношенийшкольника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрестиопыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Формы контроля – выставки работ учащихся для учащихся школы, родителей; участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ


Материально - техническое обеспечение программы

1 Помещения (учебные кабинеты, , школьные рекреации, , и т.п.);


2 Оборудование (лабораторное, декорации, костюмы и т.д.);

  1. Фото-,


Методическое обеспечение программы


  1. Методические виды продукции(разработки игр,бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, и т.д.);


  1. Дидактический материал, методики по исследовательской работе и т.д.

  2. Интернет-ресурсы.


Список литературы


  1. Литература для педагога 1.1 ФГОС НОО


1.2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина


1.3 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор


1.4. Т. Н. Тисленкова. «Эстетическое воспитание». Волгоград, « учитель», 2007.


1.5 Н. В. Назарова. « Художественно – эстетическое воспитание в школе».


Волгоград, «Учитель», 2008.

1.6 О. В. Горнова. «Студия декоративно- прикладного творчества».

Волгоград, « Учитель», 2008.


1.7 . Г. И. Маркелова « Технология. Организация деятельности кружков эстетического направления». Волгоград, «Учитель», 2005.


1.8 Ефимова А. В. Игрушки – самоделки. Чертежи выкроек. Ленинград.

1966.


1.9 Каченаускайте Л. Аппликация. М. 2004.

1.10 Максимова М. В. Лоскутки. М. 2000.

1.11 Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. 1997.

1.12 Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. М. 2000.

1.13 Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль.

1999.


1.14 Цирулик Н. А. Уроки творчества. М. 2000. .Н.А.Андреева

«Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.


1.15 Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005 Стр.162-170 (нитки)

Стр.173-205 (скорлупки)


1.16 В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002 Стр.34 (фольга)


1.17 Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999 Стр.116 (ракушки)

Стр.162 (птица Мук, Жар-птица)


1.18 Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009


1.19 М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001

1.20 К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000


Стр. 99 (сердечки)


2.Дополнительная литература для детей:


  • Детская энциклопедия «Я познаю мир»

  • научно-популярная;


справочно-библиографические издания

  • А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.


  • В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002


  • Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

  • Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

  • Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.


  • К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000


Календарно-тематическое планирование. 1 класс



Тема занятия

Кол-

Сроки




во





часов



1

Как работать в кружке? Я и мои друзья.

1




Беседа об экологии и сохранении природных





ресурсов. Соблюдение ТБ.









2

Материалы и инструменты. Организация рабочего

1




места. Свойства,производство используемых





материалов.









3

Что такое «Мастерилка». Работа с пластилином -

1




свободная тема.




4

Природный материал. «Аппликация из листьев».

1



5

Пластилин. Аппликация из пластилина«Ваза с

1




цветами».




6

Пластилин. «Животные из природного материала и

1




пластилина».




7

Аппликация тарелки из пластилина, украшенная

1




семенами растений»





8-

Проект «Осенний урожай». Натюрморт. «Овощи и

2



9

фрукты из пластилина».




10

Бумага. Аппликация «Золотая рыбка»

1








11

Работа с бумагой. Объѐмная аппликация «Пчела над

1




цветком»





12

Проект «Аквариум и его обитатели».

1




«Коллаж Аквариум»





13

1.Новый год. Проект «Новогодние игрушки».

1




Украшения на елку, из различных материалов.





Выставка.





14

2.Украшение на окно. Снежинки.

1








15

Домашние животные. Свободная тема.

1








16

Такие разные рамки для фото. Свободная тема.

1








17-

1.Посуда. Аппликация из поролона и карандашных

1




стружек










18

2.Проект «Столовый сервиз» из пластилина.

1




Изделия: «тарелка»,

« ложка», « вилка» и т.д.




19

Свет в доме. Изделие:

« Подсвечник».

1








20

Мебель из спичечных коробков.

1








21

Одежда. Ткань, Нитки. « Техника пришивания

1




пуговиц разных видов»




22

Учимся шить


2



23

Вышивка «Медвежонок»аппликацией из пуговиц




24

Передвижение по земле«Транспорт» из конструктора

1




«Лего»





25

Аппликация « Ваза из ткани и веточки мимозы из

1




ваты»





26

Аппликация « Ваза из ткани и веточки мимозы из

1




ваты» Заключительная работа.




27

Проект: «Речной флот»,Оригами. «Кораблик из

1




бумаги» Аппликация из геометрических фигур»




28

Изготовление поздравительной открытки из ватных

1




шариков. «Вербочки»





29

Игра с ветром. Изделие «Тройная вертушка»

1



30

Оригами «кит, кораблик и самолѐтик»

1



31

Оригами «Котѐнок и щенок»

1



32

Работа с бумагой «Корзинка из «бересты» с цветами»

1



33

«Корзинка из пластиковой бутылки с цветами из

1




бумаги»







Всего:

33ч.




Календарно-тематическое планирование. 2 класс.


Тема занятия

Кол-

Дата

п/п


во




часов


1.

Вводное занятие. Техника безопасности на

1 час



занятиях.





I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)




2.

Беседа «История создания бумаги». Изделие

1 час



«Цыпленок»





Оригами




3.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная

1 час



водяная лилия. Аппликация, вырезание.




4.

Фантазии из «ладошек» Аппликация, вырезание.

1 час


5.

Фантазии из «ладошек». Продолжение

1 час



.Аппликация, вырезание.




6.

Букет из роз. Моделирование.

1

час


7.

Новогодний ангелок. Бумагопластика.

1

час


8.

Цветочные фантазии. Торцевание.

1

час


9.

Цветочные фантазии. Продолжение. Торцевание.

1

час


10.

Чудо-елочка. Моделирование, вырезание.

1час






11.

Чудо-елочка. Продолжение .Моделирование,

1час



вырезание.




12.

«Робот». Подготовка модулей. Конструктор

1 час



«Лего».




13.

«Робот». Сборка изделия.

1 час



.





II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

1 час


14.

Осенние фантазии из природного материала.

1 час



Мозаика.




15.

Поделки из кленовых «парашютиков».Аппликация.

1 час


16.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

1 час



Аппликация.




17.

Картины из листьев. Продолжение .Аппликация.

1 час



III. «Работа с тканью». (5 часов)




18.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые

1 час



зверюшки». Аппликация.




19.

«Веселые зверюшки». Продолжение .Аппликация.

1 час


20.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Шитье.

1 час


21.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Шитье.

1 час


22.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Шитье.

1 час



IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)



23.

«Смешарики» из нарезанных ниток.Аппликация.

1 час


24.

«Смешарики» из нарезанных ниток.Аппликация.

1 час


25.

Открытка «Сердечко». Изонить

1 час


26.

Открытка «Сердечко». Изонить

1 час


27.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

1 час



Аппликация.



28.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

1 час



Аппликация.



29.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

1 час



Аппликация.




V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)



30.

«Веселый автомобиль» Конструктор «Лего».

1 час



Аппликация из фантиков.



31.

Панно из карандашных стружек. Аппликация.

1 час


32.

Панно из карандашных стружек. Аппликация.

1 час


33.

«Добрая коровушка». Моделирование.

1 час






34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1 час





























Календарно-тематическое планирование. 3 класс.


№п/п

Раздел . Тема занятия


Кол-во

Сроки





часов




Разные техники











1

Знакомство с различными техниками


1









2

Аппликация из осенних листьев.


1









3

Аппликация «Осеннее дерево»

( различные





техники)


1










Шерстяные нитки (9 ч.)





4

Знакомство с пряжей. Закладки для книг из пряжи.

1



5

Корзина цветов. Коллективная работа.

1








6

Корзина с цветами. Заключительная работа.

1








7

Объемные цветы. Одуванчики.

1








8

Объемные цветы. Одуванчики. Заключит.работа.

1








9

Аппликация из ниток.

1








10

Игрушки из помпонов. Паучок.

1








11

Объемные цветы. Лилия.

1








12

Объемные цветы. Лилия.Заключит. работа.

1









Бумага (11 ч.)









13

Изготовление елочной игрушки. Рыбка.

1








14

Изготовление елочной игрушки. Мухоморчик.

1








15

Поделки из конусов. Лягушонок.

1








16

Оригами. Кит.

1








17

Поделки из конусов. Грибная полянка.

1








18

Оригами. Кокобочка.

1








29

Аппликация. Цветы.

1








20

Поздравительная открытка.

1








21

Поздравительная открытка. Заключит.работа.

1








22

Рамочка для фото.

1




Текстиль (8 ч.)









23

Аппликация из ткани.

1








24

Аппликация из ткани. Заключит.работа.

1








25

Пришивание пуговицы.

1








26

Знакомство с видами швов.

1








27

Шитье коврика из лоскутков.

1








28

Изготовление игольницы.

1








39

Изготовление игольницы. Заключит.работа.

1









Пластилин.(5 ч.)









30

Лепка домашних животных. Создание макета

1




«Ферма»




31

Лепка домашних животных. Создание макета

1




«Ферма»




32

Аппликация из пластилина.

1








33

Лепка овощей и фруктов. Натюрморт.

1








34

Выставка работ.

1
















Календарно-тематическое планирование. 4 класс.



Тема занятия


Кол-

Сроки

п/п





во







часов


1

Вводное занятие(2ч)..Техника безопасности. . Беседа о

1



декоративно-прикладном искусстве.




2

Рисование Страны Мастеров



1




«В чудесном лесу»(3ч)




3

«Подарки Матушки Природы».Экскурсия в парк. Сбор

1



различных природных материалов




4

«Осенний узор». Эстафета творческих дел


1


5

«От ягодки до листочка».Работа по собственному

1



замыслу







«Бумажный город» (12ч)





6

«Смешные

ладошки».

Изучение

материалов,

1



приспособлений, т/б при работе с ними .Беседа о бумаге.



7

«Геометрическая аппликация».Творческая мастерская.

1


8

Закладка для книг. Работа по образцу


1


9

Оригами «Лисичка».Беседа о возникновении оригами.

1



Работа по эскизу





10

Оригами «Фотоаппарат». Работа по эскизу


1


11

Оригами«Тюльпан».Поэтапное изготовление изделия

1


12

Цветы из салфеток. Просмотр видеофильма


1






13

Разноцветная поляна. Творческая мастерская.

1


14

Что такое квиллинг. Беседа о бумажных лентах.

1


15

«Снеговик».Поэтапное изготовление изделия

1


16

«Новогодняя открытка». История праздника, главные

1



герои.



17

«Снежинки из фольги». Работа по собственному

1



замыслу.




«Башня принцессы Иголочки» (4ч)

1


18

«Дед Мороз». Беседа об истории вышивки, видах швов.

1


19

«Игольница». Поэтапное изготовление изделия.

1


20

«Цветочки и пуговицы»Творческая мастерская.

1


21

«Вышивка крестом». Работа по собственному замыслу.

1



«Соленое тесто» (3ч)

1


22

«Чудо тесто». Беседа о соленом тесте, правилах работы

1


23

«Птицы». Фигурки в технике соленого теста.

1


24

«Лепка игрушек». Беседа о дымковской игрушке и

1



городецкой росписи.




«Пластилиновая гора» (5ч)

1


25

«Букет из роз» Беседа Свойства и характеристика

1



пластилина.



26

«Райская птичка». Импровизация

1


27

«В мире животных». Изготовление поделки по выбору.

1


28

«Сказка». Работа по собственному замыслу.

1


29

«Гончарная мастерская» Беседа о народных промыслах,

1



о посуде из глины.




«Остров ненужных вещей»(5ч)

1


30

«Божья коровка». Роспись на камнях.

1


31

«Карандашница». Импровизация.

1


32

«Поделки» из упаковки от яиц. Работа по собственному

1



замыслу



33

Экскурсия в музей. Поход в музей

1


34

.«Наш город Мастеров». Организация выставки

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!